Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №10/2009

Мария Монтессори

Мария Монтессори — исследователь и педагог, деятельность которого перевернула представления западной цивилизации о ребенке и его воспитании. С течением времени ее идеи не устаревают, а становятся все более актуальными и приобретают последователей среди родителей и воспитателей.

Гипотеза о родовой памяти руки

Продолжение. Начало в № 8, 9/2009

Мария Монтессори

Повсюду в мире мы встречаем геометрические формы: узоры снежинок, шестиугольники пчелиных сот, многоугольники кристаллов, спирали на раковинах улиток. Поиски геометрических закономерностей в космосе и в искусстве дают нам возможность пережить моменты высочайшего счастья, когда язык, искусство и наука сливаются воедино.

Геометрические формы ребенок узнает в многочисленных окружающих его предметах: в рамках картин, развешанных по стенам, в створках шкафа, в очертаниях окна. Мария Монтессори описывала такую историю, произошедшую с ней, когда она гуляла на холме Пиночио с учеником начальной школы. Он занимался геометрическим черчением и был знаком с анализом плоских фигур. «Когда мы поднялись на верхнюю террасу, откуда открывался вид на Piazza del Popolo и на весь город, я протянула руку и промолвила: «Смотри на эти творения человека — огромная смесь геометрических фигур!». И в самом деле, прямоугольники, эллипсы, треугольники и полукруги покрывали и украшали на сотни разнообразных ладов серые прямоугольные фасады зданий. Такое однообразие в огромной массе зданий, казалось, свидетельствовало об ограниченности человеческого разума — и тут же в соседнем саду кусты и цветы гордо развернули богатое разнообразие естественных форм. Мальчик никогда не делал подобного наблюдения; он изучал углы, стороны и конструкцию геометрических фигур, но дальше этого мысль его не шла, и он испытывал лишь скуку при этой сухой работе. Правее Моста Маргариты строился завод, и его стальной остов рисовался целым рядом прямоугольников. «Какая скука!» — проговорил мальчик, намекая на труд рабочих. Потом, когда мы подошли к саду, он некоторое время молча любовался травой и цветами, свободно росшими из земли, и вымолвил: «Как красиво!». И это «красиво» относилось к внутреннему движению его души. Я невольно подумала, что наблюдение плоских геометрических вкладок и наблюдение растений, разводимых детьми и растущих у них на глазах, может явиться драгоценным источником как духовного, так и умственного воспитания».

Ребенок растет, развивается, усложняется и его рисунок, в точности повторяя логику его собственного развития. Когда-то руки малыша стали его первой в жизни игрушкой: он долго их рассматривал, шевелил пальчиками, облизывал. Потом стал брать и удерживать игрушки. Так и на рисунках: вслед за головой появляются руки. Они обретают пять пальцев-палочек, торчащих в разные стороны. Тело постепенно приобретает приятную округлость. Позднее у пятилетних детей одежда будет тщательно вырисовываться как признак не биологического, а социокультурного существования. Интересно, что дети одевают людей так, как одевают их самих: на тело платье, на платье пальто. На платье карманы — их не видно под пальто, но на рисунке они есть! Рисуют и то, что лежит в карманах. Прозрачность — характерная особенность детского рисунка. Такие «рентгеновские» изображения могут продержаться вплоть до семи лет. Правда, скелет дети не рисуют никогда — они его не чувствуют, потому и не рисуют. Последними прорисовываются ноги. На ногах, если нет пальцев, появляются башмачки. Стопы или ботинки непропорционально большие. Так же, как в жизни, первые шаги — неуклюжи и осторожны. Постепенно человек на картинке ребенка будет становиться все более и более пропорциональным, его окружит не только реальный, бытовой мир, но и мир детских фантазий. Рисованный человек вскоре окажется включенным во множество ситуаций и вовлеченным в отношения с другими персонажами.

Следующая стадия развития рисунка — стадия правдоподобных изображений. Малыш отказывается от схемы и пытается воспроизвести действительный вид предметов. В человеческой фигуре ноги приобретают некоторый изгиб, часто даже тогда, когда изображается спокойно стоящий человек. Руки начинают функционировать: человек на рисунке что-нибудь держит. На голове появляются волосы, иногда оформленные в тщательно прорисованную прическу. Шея приобретает соизмеримость, плечи — округлость. Больше внимания уделяется изображению одежды. На многих рисунках можно заметить и схематичных людей, и хорошо прорисованных.

Характерная особенность изобразительного творчества 4–5-летних детей — большая смелость. Ребенок изображает самые разнообразные события из своей жизни и воспроизводит особенно увлекающие его литературные образы и сюжеты из книг. Дети могут рисовать животных, которых они никогда в жизни не видели, дома, мало похожие на те, в которых они живут, фантастические механизмы и несуществующие карты окрестностей. Изобразительная деятельность подобно игре позволяет малышу более глубоко осмыслить интересующие его сюжеты. Однако еще более важно, что по мере овладения изобразительной деятельностью у ребенка создается внутренний план, который пока еще нуждается в материальных опорах, и рисунок — одна из таких опор. Лев Семенович Выготский любил повторять слова Б.Спинозы: «Никакое большое дело не делается без большого чувства». И в этой связи ценность изобразительного творчества ребенка не в том, что оно развивает некие навыки, а в том, что создает, как подчеркивал Л.С. Выготский, «фон жизни, фон жизнедеятельности <...> расширяет, углубляет и прочищает эмоциональную жизнь ребенка, впервые пробуждающуюся и настраивающуюся на серьезный лад».

Публикация статьи произведена при поддержке портала «Fashion Look». Перейдя по ссылке http://fashion-look.org/kosmetika-desheli/, Вы прочитаете отзывы на косметику Desheli . Продукция этого израильского бренда изготавливается только из натуральных компонентов и славится своей экологичностью. Также на портале Вы найдете полезные статьи и советы по уходу за лицом и телом, узнаете новости из жизни звезд, а также ознакомитесь с новинками мировой моды.

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru