Продолжение. Начало в № 8, 9/2009
Мария Монтессори
Повсюду в мире мы встречаем
геометрические формы: узоры снежинок,
шестиугольники пчелиных сот, многоугольники
кристаллов, спирали на раковинах улиток. Поиски
геометрических закономерностей в космосе и в
искусстве дают нам возможность пережить моменты
высочайшего счастья, когда язык, искусство и
наука сливаются воедино.
Геометрические формы ребенок узнает в
многочисленных окружающих его предметах: в
рамках картин, развешанных по стенам, в створках
шкафа, в очертаниях окна. Мария Монтессори
описывала такую историю, произошедшую с ней,
когда она гуляла на холме Пиночио с учеником
начальной школы. Он занимался геометрическим
черчением и был знаком с анализом плоских фигур.
«Когда мы поднялись на верхнюю террасу, откуда
открывался вид на Piazza del Popolo и на весь город, я
протянула руку и промолвила: «Смотри на эти
творения человека — огромная смесь
геометрических фигур!». И в самом деле,
прямоугольники, эллипсы, треугольники и
полукруги покрывали и украшали на сотни
разнообразных ладов серые прямоугольные фасады
зданий. Такое однообразие в огромной массе
зданий, казалось, свидетельствовало об
ограниченности человеческого разума — и тут же в
соседнем саду кусты и цветы гордо развернули
богатое разнообразие естественных форм. Мальчик
никогда не делал подобного наблюдения; он изучал
углы, стороны и конструкцию геометрических
фигур, но дальше этого мысль его не шла, и он
испытывал лишь скуку при этой сухой работе.
Правее Моста Маргариты строился завод, и его
стальной остов рисовался целым рядом
прямоугольников. «Какая скука!» — проговорил
мальчик, намекая на труд рабочих. Потом, когда мы
подошли к саду, он некоторое время молча
любовался травой и цветами, свободно росшими из
земли, и вымолвил: «Как красиво!». И это «красиво»
относилось к внутреннему движению его души. Я
невольно подумала, что наблюдение плоских
геометрических вкладок и наблюдение растений,
разводимых детьми и растущих у них на глазах,
может явиться драгоценным источником как
духовного, так и умственного воспитания».
Ребенок растет, развивается,
усложняется и его рисунок, в точности повторяя
логику его собственного развития. Когда-то руки
малыша стали его первой в жизни игрушкой: он
долго их рассматривал, шевелил пальчиками,
облизывал. Потом стал брать и удерживать игрушки.
Так и на рисунках: вслед за головой появляются
руки. Они обретают пять пальцев-палочек, торчащих
в разные стороны. Тело постепенно приобретает
приятную округлость. Позднее у пятилетних детей
одежда будет тщательно вырисовываться как
признак не биологического, а социокультурного
существования. Интересно, что дети одевают людей
так, как одевают их самих: на тело платье, на
платье пальто. На платье карманы — их не
видно под пальто, но на рисунке они есть! Рисуют и
то, что лежит в карманах. Прозрачность —
характерная особенность детского рисунка. Такие
«рентгеновские» изображения могут продержаться
вплоть до семи лет. Правда, скелет дети не рисуют
никогда — они его не чувствуют, потому и не
рисуют. Последними прорисовываются ноги. На
ногах, если нет пальцев, появляются башмачки.
Стопы или ботинки непропорционально большие. Так
же, как в жизни, первые шаги — неуклюжи и
осторожны. Постепенно человек на картинке
ребенка будет становиться все более и более
пропорциональным, его окружит не только
реальный, бытовой мир, но и мир детских фантазий.
Рисованный человек вскоре окажется включенным
во множество ситуаций и вовлеченным в отношения
с другими персонажами.
Следующая стадия развития рисунка —
стадия правдоподобных изображений. Малыш
отказывается от схемы и пытается воспроизвести
действительный вид предметов. В человеческой
фигуре ноги приобретают некоторый изгиб, часто
даже тогда, когда изображается спокойно стоящий
человек. Руки начинают функционировать: человек
на рисунке что-нибудь держит. На голове
появляются волосы, иногда оформленные в
тщательно прорисованную прическу. Шея
приобретает соизмеримость, плечи — округлость.
Больше внимания уделяется изображению одежды. На
многих рисунках можно заметить и схематичных
людей, и хорошо прорисованных.
Характерная особенность
изобразительного творчества 4–5-летних детей —
большая смелость. Ребенок изображает самые
разнообразные события из своей жизни и
воспроизводит особенно увлекающие его
литературные образы и сюжеты из книг. Дети могут
рисовать животных, которых они никогда в жизни не
видели, дома, мало похожие на те, в которых они
живут, фантастические механизмы и
несуществующие карты окрестностей.
Изобразительная деятельность подобно игре
позволяет малышу более глубоко осмыслить
интересующие его сюжеты. Однако еще более важно,
что по мере овладения изобразительной
деятельностью у ребенка создается внутренний
план, который пока еще нуждается в материальных
опорах, и рисунок — одна из таких опор. Лев
Семенович Выготский любил повторять слова
Б.Спинозы: «Никакое большое дело не делается без
большого чувства». И в этой связи ценность
изобразительного творчества ребенка не в том,
что оно развивает некие навыки, а в том, что
создает, как подчеркивал Л.С. Выготский, «фон
жизни, фон жизнедеятельности <...> расширяет,
углубляет и прочищает эмоциональную жизнь
ребенка, впервые пробуждающуюся и
настраивающуюся на серьезный лад».
Публикация статьи произведена при поддержке портала «Fashion Look». Перейдя по ссылке http://fashion-look.org/kosmetika-desheli/, Вы прочитаете отзывы на косметику Desheli . Продукция этого израильского бренда изготавливается только из натуральных компонентов и славится своей экологичностью. Также на портале Вы найдете полезные статьи и советы по уходу за лицом и телом, узнаете новости из жизни звезд, а также ознакомитесь с новинками мировой моды.
Продолжение следует