Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №22/2009
Игры со словами Аллы АРУШАНОВОЙ и Елены РЫЧАГОВОЙ, научных сотрудников Центра им. А.В. Запорожца «Дошкольное детство», помогут детям предшкольного возраста потренировать фонематический слух, умение образовывать слова с помощью суффиксов и приставок, строить предложения. В играх могут участвовать два-три ребенка, а может и группа детей.

Игры со звучащим словом для детей 6–7 лет

Начало см. в № 21/2009

Найди пару

Задачи. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков [с], [сь], [з], [зь]. Учить дифференцировать их на слух, выделять голосом, определять место звука в слове (в начале, середине, конце слова).

Материалы. Картинки, предметы, в названиях которых есть звуки [с], [сь], [з], [зь] в равной пропорции, так что можно было составить пару: [с] — [сь], [з] — [зь]. Например, слон — синица, лиса — рысь, автобус — василек, телевизор — зеркало, замок — зебра, коза — корзина и др. — по количеству детей. (Возможны повторы одноименных картинок.) Фишки. Наборное полотно.

Содержание

У меня сегодня много картинок. Давайте их рассмотрим.
Вот… (слон). Первый звук в слове слон — … звук [с]. Потянем его в слове: ссслон.
А вот… (синица). Какой первый звук в слове синица? [сь]
Звук [с] — твердый, звук [сь] — мягкий. Получилась пара звуков.
На этой картинке нарисован… (замок). Какой первый звук в слове «замок»? [з]
А в слове «зебра» (выставляет картинку)? [зь] Звук [з] — твердый, а звук [зь] — мягкий. Пара звуков.
Вот какие еще картинки у меня есть. Называйте их, выделяя голосом звуки [с], [сь], [з], [зь].
Это… — массса, автобуссс, рысь, василек, коза, корзина. (Картинки выставляются на наборное полотно.)

Игра-соревнование

Разбейтесь на две команды, придумаем название команд. Задаем каверзные вопросы.

— Назовите транспортное средство, в названии которого звук [с] стоит в конце.
— Назовите лесного зверька, в названии которого звук [с] в середине слова.
— Назовите хищное животное, в названии которого звук [сь] в конце слова.
— Назовите цветок, в названии которого звук [сь] в середине слова.
— Назовите домашнее животное, в названии которого есть звук [з].
— Назовите предмет для сбора грибов и ягод, в названии которого есть звук [зь].
— Назовите слово, которое начинается со звука [с].
— Назовите слово, которое начинается со звука [сь].
— Назовите слово, которое начинается со звука [з].
— Назовите слово, которое начинается со звука [зь].

За правильные ответы вручаются фишки. Победителям — аплодисменты.

Я разложу картинки на ковре изображением вниз. Выберите наугад любую картинку. Назовите свой предмет, определите в названии звук [с], [сь], [з] или [зь].

Игра «Найди пару»

Надо найти ребенка, у которого в названии картинки есть парный звук: к звуку [с] пара — [сь], к звуку [з] — [зь].
Например: лиса — василек, роза — обезьяна.

(Воспитатель рассматривает картинки на ковре. Дети выбирают себе картинку и ищут пару. Парами подходят к воспитателю. Называют картинку, выделяют звук. Игра проводится один раз.)

Пес Цезарь

Задачи. Учить детей определять место заданного звука в слове. Слышать и четко произносить звуки [с], [ц] в словах и фразах. Активизировать глаголы в повелительном наклонении. Развивать речевое дыхание, дикцию, артикуляционный аппарат детей.

Материалы. Предметы и игрушки: лиса, бусы, сумка, часы, пес, огурец, цыпленок, цветок, мыльница с мылом.

Содержание

В гости к детям приходит пес Цезарь. Здоровается с детьми.

Пес. Сегодня будем играть со звуками. Со звуком [ц] — это первый звук в моем имени Цезарь, и со звуком [с] — это последний звук в слове пес.
Цезарь принес волшебную сумку. Надо на ощупь определить предмет, назвать его и сказать, какой звук — [с] или [ц] — слышится в слове. Где находится этот звук — в начале, середине или конце слова?

(Дети достают предметы по одному и раскладывают их на столе.)

Трудное задание

Один ребенок должен расположить на стуле справа все предметы, в названиях которых есть звук [с], а другой — на стуле слева, со звуком [ц]. (Дети работают одновременно.)
Пес Цезарь умеет выполнять разные поручения с предметами, которые он принес. Можно попросить: понюхай цветок, поиграй с цыпленком, достань мыло из мыльницы.
Дети дают команды, воспитатель в случае затруднения подсказывает им.

Примерные подсказки: попляши с лисой, надень бусы, положи часы в сумку, положи в сумку огурец и проч.

Послушайте слова: лиса, бусы, сумка, пес. Какой звук повторяется в этих словах? [с] А в словах огурец, цыпленок, мыльница? [ц]

Игра в кругу с мячом

Я буду бросать вам мяч и называть слова. Если услышите звук [ц] в начале или середине слова, передаете мяч соседу. Если услышите звук [ц] в конце слова — ударьте мячом об пол и только потом передайте соседу.

Примерные слова: цапля, царапина, дворец, борец, певец, цветок, цыпленок, отец, гонец, жилец, огурец, мельница, мыльница, водица, пловец, кузница, певица, беглец, курица, кузнец, теплица, леденец, молодец, продавец, пуговица.
Послушайте короткий стишок.

Снег замел все лужицы,
Кружится по улицам.

(И.Лопухина)

(Произносится 3–4 раза в разном темпе, с разной силой голоса.)

Разбейтесь на команды по 3 человека. Соревнуемся: чья команда лучше скажет слова. Победителям — аплодисменты.

Живые слова

Задачи. Развивать речевое дыхание, дикцию, артикуляционный аппарат детей. Продолжать формировать представление детей о слоговом составе слова, о словесном составе предложения. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков [с], [ц] в словах и фразах.

Материалы. Мяч.

Содержание

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Договори слово».

Я буду бросать мяч и начинать слово. Надо договорить слово, добавляя слог са или ца, и перекинуть мне мяч. Будьте внимательны, не запутайтесь.
Слова (даются вперемешку): лиса, коса, клякса, плакса, краса, полоса;
мыльница, кузница, певица, курица, теплица, улица, пшеница.
Встанем в круг. Читаем скороговорку, помогая себе руками (сжимая и разжимая кулачки).

Стоит воз овса,
Возле воза — овца.

(Читают 3–4 раза с разной скоростью и силой голоса, разбившись на команды по 4 человека.)

Угадай по описанию

Задачи. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков [с], [ц] в словах и связной речи. Учить определять место выделенного звука (в начале, середине, конце слова). Подбирать слова с заданным звуком. Учить описывать предметы и игрушки, выделяя существенные признаки. Побуждать детей вступать в речевое и игровое взаимодействие друг с другом.

Материалы. Поднос. Салфетка. Предметы и игрушки, в названиях которых есть звуки [с], [ц].

Содержание

Воспитатель вносит в группу поднос с игрушками, накрытый салфеткой. Дети на ощупь определяют и называют предметы. Названные предметы выставляют на столе.
В названиях наших игрушек живут звуки [с] и [ц]. Если хотите получить в руки этот предмет, надо назвать его, выделяя звук [с] или [ц]; сказать, где находится заданный звук: в начале, в середине или в конце слова. Попросить этот предмет так: дайте мне, пожалуйста, бусы. В слове «бусы» звук [с] в середине слова.

Когда дети разобрали все предметы, воспитатель предлагает новую игру.

А сейчас поиграем по-другому. Будем загадывать загадки о предметах, описывать их, не называя. Например: это дикое животное. Она рыжая, пушистая, живет в лесу. Охотится на зайцев. В середине слова есть звук [с]. (Выслушать желающих.)
Назовите слова со звуком [с] ([ц]). За каждое правильно названное слово вручается фишка. Победителю — аплодисменты.

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru