Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №23/2009
В прошлом номере мы познакомили читателей с новыми требованиями к квалификации работников образования, позволяющими занимать те или иные должности, и представили перечень квалификационных требований, который, согласно приказу № 593 Минздравсоцразвития РФ, определяет соответствие своей должности руководителя дошкольного учреждения и его заместителя.
Сегодня мы начинаем знакомить читателей с квалификационными требованиями, предъявляемыми к педагогическим работникам детского сада.

Что должен знать и уметь работник образования?

Продолжение. Начало см. в № 22/2009

Региональные и муниципальные власти и новый Единый квалификационный справочник

Новый Единый квалификационный справочник ограничивает региональные и муниципальные власти в решении вопросов, касающихся квалификационных характеристик тех, кто работает в образовательном учреждении.

Им не разрешается:

  • формировать профессиональные квалификационные группы по своему усмотрению, в т.ч. по принципу: руководители, специалисты, служащие, рабочие;

  • утверждать квалификационные характеристики должностей служащих и профессий рабочих;

  • относить к категории педагогических работников массажистов, хормейстеров, художественных руководителей, аккомпаниаторов, инструкторов по лечебной физкультуре, спортсменов-инструкторов;

  • относить к категории руководителей структурных подразделений должности старших воспитателей. Старшие воспитатели являются педагогическими работниками, входящими в ПКГ «педагогические работники»;

  • относить к категории специалистов или учебно-вспомогательного персонала шеф-поваров, заведующих хозяйством, заведующих складом, заместителей заведующих по хозяйственной работе. Перечисленные должности относятся к категории руководителей в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих и должностей служащих;

  • устанавливать иные требования к квалификации по должностям руководителей, специалистов и других служащих по сравнению с требованиями к квалификации работников, предусмотренными квалификационными характеристиками должностей работников, утвержденными в установленном порядке;

  • использовать ненормативные наименования должностей работников. Например, применять в общеобразовательных учреждениях наименования должностей «педагог-валеолог», «педагог-библиотекарь».

При разработке должностных инструкций медицинских работников и работников культуры (художественные руководители, дирижеры, режиссеры, балетмейстеры, хормейстеры, работники библиотек и др.) следует применять квалификационные характеристики, предусмотренные для соответствующих должностей служащих с уточнением перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях.

Изменения в квалификационных характеристиках должностей педагогических работников

Все квалификационные характеристики должностей работников образования, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 14 августа 2009 г. № 593, имеют три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации».

В содержание указанных разделов квалификационных характеристик должностей работников образования внесены существенные изменения.

Изменения в разделе «Должностные обязанности»

В разделе «Должностные обязанности» конкретизирован и дополнен перечень основных трудовых функций, которые могут быть полностью или частично поручены работнику, занимающему соответствующую должность.

Должностные обязанности всех педагогических работников включают функции, связанные с участием в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы; использованием компьютерных технологий, в т.ч. текстовых редакторов и электронных таблиц в своей деятельности; обеспечением охраны жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса; осуществлением связи с родителями (лицами, их заменяющими); выполнением правил по охране труда и пожарной безопасности.

Новые требования к знаниям работников образования

Дополнены требования к знаниям работников образования.

Современные работники образования должны знать:

  • приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

  • законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

  • методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой);

  • современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;

  • технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

  • основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием и т.п.

Новые требования к квалификации педагогических работников

Уточнены требования к квалификации руководящих и педагогических работников.

Квалификационные характеристики должностей работников образования уже не содержат дифференцированных требований к квалификации, учитываемых при оплате труда. В отличие от тарифно-квалификационных характеристик применение квалификационных характеристик не связано с установлением размеров оплаты труда по разрядам Единой тарифной сетки. Кроме того, в квалификационных характеристиках требования к квалификации работников существенно конкретизированы.

Принципиально новым требованием к должности руководителя образовательного учреждения и его заместителей являются требование о наличии высшего профессионального образования по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и требование к стажу работы: заведующая детским садом до своего назначения на занимаемую руководящую должность должна проработать на педагогических должностях не менее 5 лет.

Лица, имеющие среднее неспециализированное профессиональное образование, вправе занимать должности учителей, воспитателей, педагогов-психологов и других педагогических работников.

Но для большинства педагогических работников, занимающих те или иные должности, теперь требуется профессиональная подготовка по направлению «Образование и педагогика» или специальная подготовка в конкретной области. Раньше это требование предъявлялось лишь к должностям учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов и концертмейстеров.

Отсутствие высшего или среднего профессионального образования у работника по определенному направлению профессиональной подготовки может явиться причиной для его увольнения в связи с несоответствием занимаемой должности, если его недостаточная квалификация подтвердилась результатами аттестации.

Не существует и жесткого запрета на прием на работу сотрудников, у которых отсутствует высшее или среднее профессиональное образование по определенному направлению профессиональной подготовки. Пунктом 10 «Общих положений» квалификационных характеристик работников образования предусмотрено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

 Единые квалификационные требования к должности «Воспитатель» (включая старшего)

Должностные обязанности воспитателя

Осуществляет деятельность по воспитанию детей в образовательных учреждениях и их структурных подразделениях (интернате при школе, общежитии, группах, группах продленного дня и др.), иных учреждениях и организациях.

Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся, воспитанников, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания.

Осуществляет изучение личности обучающихся, их склонностей, интересов, содействует росту их познавательной мотивации и становлению их учебной самостоятельности, формированию компетентностей; организует подготовку домашних заданий.

Создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого обучающегося, воспитанника.

Способствует развитию общения обучающихся, воспитанников.

Помогает обучающемуся, воспитаннику решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями (лицами, их заменяющими).

Осуществляет помощь обучающимся, воспитанникам в учебной деятельности, способствует обеспечению уровня их подготовки, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям.

Содействует получению дополнительного образования обучающимися, воспитанниками через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в учреждениях, по месту жительства.

В соответствии с индивидуальными и возрастными интересами обучающихся, воспитанников совершенствует жизнедеятельность коллектива обучающихся, воспитанников.

Соблюдает права и свободы обучающихся, воспитанников, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в период образовательного процесса.

Проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, развитием и воспитанием обучающихся, воспитанников, в том числе с помощью электронных форм.

Разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой обучающихся, воспитанников.

Совместно с органами самоуправления обучающихся, воспитанников ведет активную пропаганду здорового образа жизни.

Работает в тесном контакте с учителями, педагогом-психологом, другими педагогическими работниками, родителями (лицами, их заменяющими) обучающихся, воспитанников.

На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций педагога-психолога планирует и проводит с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально).

Координирует деятельность помощника воспитателя, младшего воспитателя.

Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).

Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса.

Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса.

Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

При выполнении обязанностей старшего воспитателя наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по должности воспитателя, осуществляет координацию деятельности воспитателей, педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды образовательного учреждения.

Оказывает методическую помощь воспитателям, способствует обобщению передового педагогического опыта, повышению квалификации воспитателей, развитию их творческих инициатив.

Согласно пункту 8.2. Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, у воспитателей в дошкольных образовательных учреждениях (группах) с 12-часовым пребыванием воспитанников при пятидневной рабочей неделе (60 часов работы в неделю), в которых на каждую группу воспитанников предусматривается по две должности воспитателя (72 часа работы), допускается уточнение перечня работ. Чтобы воспитатель отработал 36-часовую недельную норму рабочего времени, возможна:

а) одновременная ежедневная работа двух воспитателей в течение 6 часов в неделю для каждого воспитателя;

б) работа по замене каждым воспитателем в течение этого времени отсутствующих воспитателей по болезни и другим причинам;

в) выполнение работы по изготовлению учебно-наглядных пособий, методической и другой работы, регулируемой правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения и иными локальными актами.

Воспитатель должен знать:

  • приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

  • законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

  • Конвенцию о правах ребенка;

  • педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию;

  • психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию, школьную гигиену;

  • методы и формы мониторинга деятельности обучающихся, воспитанников;

  • педагогическую этику;

  • теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся, воспитанников;

  • методы управления образовательными системами;

  • формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой);

  • современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода, методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

  • технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

  • основы экологии, экономики, социологии;

  • трудовое законодательство;

  • основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

  • правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;

  • правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации

Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительная профессиональная подготовка по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

Для старшего воспитателя — высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж работы в должности воспитателя не менее двух лет.

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru