Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №2/2010
Программа Татьяны Копцевой — не просто программа по изобразительному искусству. Это система художественного воспитания.
И эта система создана не просто умным ученым и талантливым педагогом. Она создана Художником. Человеком, который на собственном опыте знает, что значит создавать произведение искусства.
Воспитатели в своей работе — даже продвинутые — часто строят занятия по рисованию или лепке на обучении техническому приему. Нам нужен результат, и мы добиваемся его, обучая ребенка водить кистью по бумаге тем или иным способом. А чтобы повеселить детей, знакомим их с «нетрадиционными» способами рисования.
Никто не отрицает важность приемов. Никто не препятствует рисованию губкой или пальцами. Но это всего лишь экспериментирование, прямо не связанное с искусством.
В основе искусства — выражение внутренней жизни человека. Художника от обычного человека отличает Глаз, его особым образом настроенная «оптика».
И одна из важнейших задач художественного воспитания — научить ребенка выражать свои чувства, свое видение мира, свое настроение доступными ему средствами.
Если мы всерьез относимся к подобной задаче, программа Татьяны Копцевой окажется для нас неоценимым ориентиром в работе, источником разнообразных творческих идей. Ну, и приемов — как педагогических, так и собственно художественных.
Марина Аромштам

Природа и художник

Продолжение. Начало см. в № 17, 18, 19, 20, 21, 23, 24/2009

Занятия для детей младшего дошкольного возраста

Занятие «Золотые яблоки»

Содержание. Желательно принести на занятие свежие овощи и фрукты (яблоки, груши, персики). Если такой возможности нет, можно использовать муляжи. Разложите их на декоративные подносы или тарелки. Пусть дети отведают каких-нибудь ягод, ощутят их аромат и вкус.
Расскажите сказочную историю о золотых волшебных яблоках, откусив которые человек не болеет, остается вечно молодым.
Покажите детям приемы смешения «волшебных» красок — красной и желтой. Обратите внимание на получение оранжевого цвета.
На столах детей стоят баночки с красной, оранжевой, желтой и синей красками.
Покажите прием изображения яблока (круг) и украшение его тремя красками методом мозаичного мазка. После того как дети изобразят яблоко, попросите их украсить синей и желтой красками фон методом мозаичного мазка.

Задание. Украшение яблок красным, желтым и оранжевым цветами на фоне голубого неба или синей скатерти методом мозаичного мазка.

Материалы. Бумага, гуашь (красная, оранжевая, желтая, синяя) или другие материалы.

Примечание. После того как дети нарисуют яблоки, можно их вырезать и составить композицию «Яблоки в вазе» (рисунок большой вазы изображает кто-нибудь из детей).

Занятие «Чудесный цветок»

Содержание. Полюбуйтесь вместе с детьми цветами, разными по форме и окрасу. Обратите внимание на их красочность. Рассматривая живые цветы или их репродукции, обратите внимание детей на строение головки цветка, на то, что все лепестки соединяются в центре.
Расскажите сказку о том, как Художник попал в волшебный сад и нашел там чудо-цветок — цветик-многоцветик, у которого было всего три лепестка. Волшебный цветок излучал разноцветные радужные огоньки и мог исполнить любое его желание. Первое, что решил сделать Художник, — это нарисовать чудесный цветок... Покажите приемы работы с гуашевыми красками и кистью, изображая на листе бумаги белую серединку цветка, от которой в разные стороны расходятся три разноцветных лепестка — красный, желтый, синий.
Предложите ребятам выбрать понравившийся им лист цветной бумаги, зафиксировать на нем белую точку — серединку цветка и дорисовать к нему три лепестка. Обратите внимание малышей на то, что прежде чем опустить кисть в новый цвет, ее нужно тщательно вымыть.
После того как дети изобразили цветок, попросите их нарисовать вокруг него радужное сияние, используя три краски и метод мозаичной живописи (метод примакивания).
После того как дети завершат работу, спросите их, какие три желания они бы загадали, о чем они мечтают?

Задание. Изображение цветка с тремя лепестками и волшебными огоньками вокруг.

Материалы. Цветная бумага, гуашь (красная, синяя, желтая, белая), кисти.

Самохин Костя, 3 года, Москва, детский сад № 1628. «Петушок». Пед. Алиева О.Ю.

Самохин Костя, 3 года, Москва, детский сад № 1628. «Петушок». Пед. Алиева О.Ю.

Занятие «Колобок»

Содержание. Принесите на занятие перчаточную куклу Колобок (пластилиновый шар, теннисный или пластмассовый мячик надеть на перчатку, на мячике нарисовать глаза, нос, щечки и изобразить улыбку). Занятие пройдет более эмоционально, если вы продемонстрируете детям принцип работы с перчаточной куклой, рассказывая фрагмент сказки «Колобок».
Раздайте детям пластилиновые шарики, попросите их нарисовать на них глаза, нос, губы (улыбающийся, грустный), методом защипывания пластилина вылепить уши и нос.

Задание. Изготовление головы Колобка для перчаточной куклы. Воспитатель сам лепит шары, дети выковыривают дырочку для пальца, вытягивают носик и ушки, изображают, продавливая стеком (деревянной палочкой), нос, глаза и губы улыбающегося или грустного Колобка.

Материалы. Пластилин, стеки (деревянные палочки или отслужившие свой срок сухие фломастеры) или другие материалы.

Занятие «Колобок» (вариант предыдущего занятия)

Содержание. Принесите перчаточную куклу Колобок и разные перчатки. (Меняя перчатки, мы меняем одежды Колобку.)
Покажите приемы изображения эскиза перчаточной куклы: положите руку на лист бумаги и обведите ее, а затем на одном из пальцев изобразите голову Колобка.

Задание. Создание эскиза перчаточной куклы (на основе контура своей ладошки), украшение ее одежд.

Материалы. Бумага, фломастеры или другие материалы.

Никита Александров, 3 года. «Моя семья»

Никита Александров, 3 года. «Моя семья»

Занятие «Сказка о рыбаке и рыбке»

Содержание. Рассмотрите с детьми рыб в аквариуме или их репродукции. Обратите внимание на блеск чешуи и яркость ее окраски. Сравните внешний облик рыб с образом черепахи, червячка и ежика, определите, что между ними общего и что различного. Покажите приемы смешения красной и желтой красок. Вспомните «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Спросите: «Почему рыбку назвали золотой?» Сравните слова «солнечный», «золотой» и «теплый цвет». Проанализируйте наглядное пособие «Теплые и холодные цвета», обратите внимание на цвета, которые художники называют теплыми. Желтая, оранжевая и красная краски являются теплыми потому, что похожи на цвет теплого солнышка и огня.

Задание. Бумага черного или синего цвета, пастель.

Материалы. Бумажный шаблон в виде рыбы, красная и желтая гуашь.

Занятие «Избушка для солнышка»

Содержание. Прочитайте детям потешку «Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко...», проанализируйте иллюстрации Ю.Васнецова. Покажите репродукции различных архитектурных строений — деревянных сооружений (изба, терем, дворец и т.п.). Спросите детей: «В каком домике может поселиться солнышко?»
Проанализируйте наглядное пособие «Теплые и холодные цвета». Спросите ребят: «Какими цветами можно украсить домик для солнышка?»
На столах детей стоят баночки с желтой, коричневой, оранжевой и красной гуашью.
Покажите приемы изображения избушки (прямоугольный дом и треугольная крыша), закрашивая дом полосками разного цвета (бревнышко — цветная полоса). Цвет крыши изображается любой краской теплого оттенка.
После того как дети изобразят дом с окошечком, попросите их вокруг дома (крыши) нарисовать сияние (светло-желтые, светло-оранжевые и т.п. лучи) методом мозаичной живописи.

Задание. Изображение на цветном листе бумаги домика для солнышка, который сияет разными лучами.

Материалы. Бумага синего или черного цвета, гуашь теплых оттенков, кисти. Возможно выполнение этого задания масляной пастелью, восковыми мелками или другими материалами.

Джамиль Ясмин, 3 года. «Семья верблюдов»

Джамиль Ясмин, 3 года. «Семья верблюдов»

Занятие «Избушка для Бабы Яги»

Содержание. Рассмотрите с детьми репродукции различных архитектурных строений — деревянных сооружений (изба, терем, дворец и т.п.). Спросите детей: «В каком домике может поселиться Баба Яга?»
Покажите иллюстрации И.Билибина, на которых изображена избушка Бабы Яги на курьих ножках.
Рассмотрите наборы цветных фломастеров (не менее 12 шт.). Попросите детей отобрать цвета тех фломастеров, которые бы пригодились для украшения домика для Бабы Яги.

Задание. Изображение избушки для Бабы Яги преимущественно темными цветами. Избушка ночью.

Материалы. Бумага, пастель, фломастеры, восковые мелки или другие материалы.

Занятие «Дрессированный страус»

Содержание. Организуя процесс восприятия детей при показе репродукций различных птиц, произведений художников-анималистов (И.Ефимов, В.Ватагин и др.), обратите внимание на выразительность и грациозность птиц с длинной шеей. Попросите детей пластикой собственного тела передать характер птицы (птица стоит на одной ноге, запрокинула голову назад, замахала крыльями, спрятала голову под крыло, наклонила голову к птенцу и т.п.).
Самая большая птица на планете — страус. Она не летает, зато быстро бегает.
Принесите на занятие марионеточную куклу «Страусенок». Покажите ее возможности (поднять и опустить голову, потопать ногами и т.п.).
Животные в цирке показывают разные трюки. Страус — быстрый бегун.
Покажите способы изображения бегущего страуса. Обратите внимание на выразительность длинной шеи, на поворот головы в разные стороны.

Задание. Изображение страуса в движении (повернул голову, опустил голову, побежал и т.п.). «Страусенок играет в футбол», «Страусенок перепрыгивает через барьер (камень, мяч)» и т.п.

Материалы. Бумага, фломастеры или другие материалы.

Примечание. Возможно выполнение этого задания гуашью.

Занятие «Веселый клоун»

Содержание. Покажите репродукции клоуна. Принесите на занятие разноцветные бумажные колпаки, банты. Примерьте их.
Продемонстрируйте детям способы изображения человеческого лица, улыбающегося человека. Спросите детей: «Какие цвета нужно использовать в работе, чтобы зритель догадался, что нарисованный клоун веселый?»

Задание. Изображение веселого клоуна (цветом ребенок передает свое отношение к клоуну, используя «веселые» цвета).

Материалы. Бумага, восковая (масляная) пастель, фломастеры или другие материалы.

Примечание. Можно смастерить из бумаги (1/2 окружности) волшебный колпак и разукрасить его (колпак волшебный: человек, который его надевает, начинает смеяться).

Айгуль, 3 года, Зеленоград, ДОУ № 2290. «Мой папа». Уголь, пед. Черепанова В.Н.

Айгуль, 3 года, Зеленоград, ДОУ № 2290. «Мой папа». Уголь, пед. Черепанова В.Н.

Занятие «Портрет человека с толстыми щечками»

Содержание. Внимательно рассмотрите изображения людей с полными лицами, надутыми щеками (карикатурные образы Кукрыниксов, иллюстрации к детским сказкам (Ю.Олеша «Три толстяка»). Попросите детей надуть щеки.
Покажите приемы изображения человека с толстыми щеками. Изобразите на доске два овала: один округлый, а другой узенький. Спросите ребят, какой из них предназначен для рисования сладкоежки с толстыми щеками. Изобразите вместе с детьми его портрет по методу «Я начну, а ты продолжи».
Проанализируйте наглядное пособие «Мимика человеческого лица».

Задание. Изображение портрета веселого сладкоежки на фоне большого торта.

Материалы. Бумага, уголь или сангина и другие материалы.

Примечание. Можно на этом занятии («полный — худой, толстый — тонкий») использовать образы полного и худого клоунов.

Занятие «Портрет Кощея Бессмертного»

Содержание. Внимательно рассмотрите изображения людей с худыми лицами (карикатурные образы Кукрыниксов, иллюстрации к детским сказкам). Покажите приемы изображения человека с худым лицом, впалыми щеками. Изобразите на доске два овала: один округлый (почти круг), а другой узенький. Спросите ребят, какой из них предназначен для рисования портрета худого Кощея Бессмертного? Изобразите вместе с детьми его портрет по методу «Я начну, а ты продолжи».

Проанализируйте наглядное пособие «Мимика человеческого лица».

Задание. Изображение портрета нахмурившегося Кощея Бессмертного на фоне своей пещеры (в окружении тьмы).

Материалы. Бумага, уголь, сангина или другие материалы.

Занятие «Цветы весны»

Содержание. Принесите на занятие живые цветы или рассмотрите репродукции мать-и-мачехи, подснежников, одуванчиков, сирени, черемухи и др. Эмоциональный характер процессу любования этими цветами могут придать музыкальные образы (шум птиц), звон колоколов и т.п.
Рассмотрите с детьми репродукции произведений художников: П.Кончаловского «Сирень», С.Герасимова «Сирень», Д.Налбандяна «Сирень», К.Коровина «Розы и фиалки», В.Дмитриевского «Черемуха цветет», А.Герасимова «После дождя», М.Сарьяна «Цветы» и др.
Обратите внимание на то, как художники через цвет (колорит) передают свое отношение к цветам.
Покажите детям приемы работы гуашевыми красками, методом мозаичной живописи изобразите веточку сирени, черемухи и др.
После того как дети нарисуют цветы, попросите их придумать к ним названия (пусть пока это будут простые и односложные названия). Педагог, анализируя рисунки, дает им образные названия («Радостная сирень», «Веселые цветы», «Красочный букет» и т.п.).

Задание. Изображение веточки сирени или черемухи и окружающего их фона методом мозаичной живописи.

Никончук Оля, 3 года, Москва, детский сад № 1521. «Жук на полянке». Пед. Сорокина Н.Е.

Никончук Оля, 3 года, Москва, детский сад № 1521. «Жук на полянке». Пед. Сорокина Н.Е.

Обобщающее занятие. «Выставка детских работ. Рисунок на свободную тему»

Содержание. Вместе с малышами обсудите экспонаты мини-выставки — лучшие детские работы, выполненные за год по темам четырех тематических блоков программы «Мир природы», «Мир животных», «Мир человека», «Мир искусства». Рассматривая рисунки и поделки, вспомните содержание занятий года. Спросите детей, какое занятие им понравилось больше всего. Попросите выполнить рисунок на свободную тему.

Задание. Обсуждение экспонатов выставки. Рисунок на свободную тему (диагностический рисунок).

Материалы. Бумага, свободный выбор материала.

Борис Кузнецов, 3 года. «Семья котов»

Борис Кузнецов, 3 года. «Семья котов»

Занятие «Любование картинами природы»

Зрительный ряд. Пейзажи А.Левитана, К.Богаевского, В. Ван Гога, И.Грабаря, А.Куинджи и др. Фоторепродукции картин природы «Времена года», работы педагога и детские поделки прошлых лет из природных материалов.

Задание. Восприятие и анализ выразительных картин природы, изготовление композиции из природных форм (солнышко из сухих веток или камней, цветы из кожуры грецких орехов, желудей и т.п.).

Занятия для детей среднего дошкольного возраста

Занятие «Клоуны веселый и печальный»

Содержание. Покажите изображения различных клоунов. Обратите внимание на необычный грим, мимику и костюм клоунов веселого и печального.
Покажите приемы работы красками при изображении лица клоуна. Обратите внимание на выражение глаз, форму губ и носа, цвет волос, форму шляпы, галстука или банта разных клоунов. Проанализируйте наглядное пособие «Мимика лица».

Задание. Изображение портрета веселого клоуна.

Материалы. Бумага, гуашь (акварель) или школьные цветные мелки, пастель.

Занятие «Лошарик»

Содержание. Принесите на занятие разноцветные шарики и круги. Занятие пройдет более эмоционально, если вы продемонстрируете детям принцип работы куклы-марионетки Лошарика. Дергая за ниточки, поднимайте и опускайте голову лошадки. Дайте возможность ребятам поиграть с ним.
На доске или листе бумаги при помощи кругов изобразите Лошарика в различных позах.

Задание. Изображение сказочной лошадки, составленной из разноцветных шариков (Лошарика), с опущенной или поднятой головой (ногой, хвостом).

Материалы. Бумага, цветные фломастеры или гуашь (акварель), или другие материалы.

Филипов Митя, 5 лет, Москва, детский сад № 1168. «Цирк». Пед. Рассадкина В.А.

Филипов Митя, 5 лет, Москва, детский сад № 1168. «Цирк». Пед. Рассадкина В.А.

Занятие «Веселый Незнайка»

Содержание. Рассмотрите красиво иллюстрированные детские книги. На примере двух или более книг покажите, как одно и то же произведение иллюстрируют разные художники. Проанализируйте образ Незнайки, жителя сказочного Цветочного города, в творчестве разных художников-иллюстраторов.
Изображая на доске вместе с детьми портреты смеющегося Незнайки, обратите внимание на его большую шляпу. Принесите на занятие шляпу с большими полями и дайте детям примерить ее.

Задание. Изображение Незнайки — веселого человечка с взъерошенными волосами — на фоне цветов, солнца, луны и т.п.

Материалы. Бумага, тушь, палочка или другие материалы.

Занятие «Знайка — серьезный человечек»

Содержание. По аналогии с предыдущим занятием познакомьте детей с еще одним литературным персонажем, жителем Цветочного города, — Знайкой. На примере анализа иллюстраций в разных книгах покажите, как один и тот же герой разными художниками изображается по-разному.
Изображая на доске вместе с детьми портрет серьезного Знайки, обратите внимание на форму его очков, на большое количество книг, на форму телескопа и микроскопа. Принесите на занятие солнцезащитные очки разной формы и дайте детям их примерить.

Задание. Изображение Знайки в очках на фоне книг, глобуса и т.п.

Материалы. Бумага, цветные фломастеры или другие материалы.

Настя Кизякова, 5 лет, Москва, прогимназия № 1709

Настя Кизякова, 5 лет, Москва, прогимназия № 1709

Занятие «Доктор Пилюлькин» («Наша медсестра»)

Содержание. По аналогии с предыдущим занятием познакомьте детей с еще одним литературным персонажем, жителем сказочного Цветочного города, — доктором Пилюлькиным. На примере анализа иллюстраций в разных книгах покажите, как один и тот же герой разными художниками изображается по-разному.
Рисуя на доске вместе с детьми портрет доктора Пилюлькина, обратите внимание на выражение лица доктора, на медицинские инструменты и лекарства (градусник, микстуры, таблетки и т.п.). Принесите на занятие белый халат и шапочку и дайте детям их примерить.

Задание. Изображение человека в белом халате и шапочке с градусником в кармане и т.п.

Материалы. Бумага, пастель (восковые мелки) или другие материалы.

Головела Катя, 5 лет, Москва, ДОУ № 1439. «Я мечтаю стать архитектором». Пед. Цурцумия Л.И.

Головела Катя, 5 лет, Москва, ДОУ № 1439. «Я мечтаю стать архитектором». Пед. Цурцумия Л.И.

Занятие «Цветочный город»

Содержание. Покажите детям разноцветные кубики, пирамидки и т.п. Постройте вместе с ними стены, башню и т.п. Рассмотрите иллюстрации в разных детских книжках о Веселых человечках, обратите внимание на их домики.
На доске или листе бумаги покажите способы изображения домика: «Как строим, так и рисуем — кубик на кубик».

Задание. Изображение домика для любого сказочного персонажа из кубиков-кирпичиков, квадратиков-окон, треугольников-крыш и т.п. («Дом для Незнайки», «Дом для Пилюлькина», «Цветочный дом», «Солнечный дом» и т.п.).

Материалы. Бумага, цветные фломастеры, восковые мелки или другие материалы.

Примечание. Возможно создание коллективной композиции «Цветочный город». После того как дети нарисуют сказочные дома, педагог вырезает их и монтирует в коллективную композицию.

Занятие «Сказочное кресло-трон»

Содержание. Рассмотрите мебель в студии (в группе), иллюстрации в детских книгах и альбомах по искусству, сравните обычную мебель с дворцовой или сказочной.
Покажите приемы лепки и украшения стула, стола, кресла и т.п. для того или иного сказочного персонажа (Снегурочки, Деда Мороза, Дюймовочки, Незнайки и т.п.). Обратите внимание на то, что цвет пластилина выбирается в зависимости от того, кому будет принадлежать сказочное кресло (холодные цвета пластилина используют для трона Снежной королевы, Деда Мороза, теплые — для Солнышка, те и другие — для Незнайки и т.п.).

Задание. Лепка и украшение мебели.

Материалы. Цветной пластилин.

Саша Кучеренко, 4 года, Москва, ГОУ № 1767

Саша Кучеренко, 4 года, Москва, ГОУ № 1767

Занятие «Сказочные кареты»

Содержание. Рассмотрите различные наземные транспортные средства (машины, паровозы, кареты, велосипеды и т.п.). Особое внимание обратите на красоту карет, их изящную форму и декоративное убранство.
Покажите приемы изображения кареты-короба и его украшения.

Задание. Изображение кареты или чудо-машины, похожей на карету для любого сказочного персонажа. Важно, чтобы зритель догадался, для кого эта машина предназначена (например, карета Снегурочки может быть украшена снежинками, Дюймовочки — голубыми цветами, карета, предназначенная для Бабы Яги, — черными птицами, для Златовласки — желтыми полосками и т.п.).

Материалы. Бумага, цветные фломастеры или другие материалы.

Примечание. Возможно выполнение этого задания из цветного пластилина.

Саньков Сережа, 5 лет, Москва, детский сад № 35. «Баба Яга». Пед. Санькова Е.В.

Саньков Сережа, 5 лет, Москва, детский сад № 35. «Баба Яга». Пед. Санькова Е.В.

Занятие «Украшение косынки, зонтика, веера, перчаток или варежек»

Содержание. Рассмотрите различные по цветовому оформлению косынки и женские платки (павловопосадские платки, вологодские кружевные косынки), изделия современной промышленности: шарфы, платки, скатерти, салфетки и др. Обратите внимание на название платков (косынок, скатертей и т.п.) — «Осень», «Лето», «Зима», «Весна», на то, как художникам удалось через цвет отразить название платка, свое отношение к тому или иному времени года.
Покажите способы украшения каймы платков прямыми и волнистыми полосками, середину — точками или цветами. Украшая платок или треугольную косынку красками холодных оттенков, создайте образ платка «Зима»; украшая теплыми оттенками, создайте образ «Золотая осень».

Задание. Украшение платка (бумажного цветного квадрата), или косынки (бумажного цветного треугольника), или зонтика (бумажного цветного круга), или веера (бумажной полуокружности), применяя гуашевые краски в соответствии с замыслом. Попросите детей придумать платку (косынке, зонтику, вееру) название («Лето», «Зима», «Солнышко», «Радуга» и т.п.).

Материалы. Бумага, гуашь и другие материалы.

Примечание. Можно дать задание по украшению перчатки или варежки. Для этого ребенок фломастером обводит свою ладонь с растопыренными пальцами (для перчатки) или с соединенными пальцами (для варежки). Затем перчатку или варежку украшает.

Бушщменев Миша, 5 лет, г. Березники Пермской обл. «Красный кот». Пед. Кутузова В.Н.

Бушщменев Миша, 5 лет, г. Березники Пермской обл. «Красный кот». Пед. Кутузова В.Н.

Занятие «Музыка в красках»

Содержание. Вместе с детьми внимательно послушайте небольшие фрагменты разных по характеру музыкальных произведений. Покажите несколько акварельных «цветовых подмалевок», выполненных в технике «по-сырому». Соотнесите музыкальные и изобразительные образы. Помогите детям ответить на вопрос: «Какие музыкальные фрагменты и цветовые сочетания можно назвать грустными, веселыми, трагическими и т.п.?»

Напомните детям приемы работы акварелью в технике «по-сырому». Проанализируйте наглядное пособие «Теплые и холодные цвета».

Задание. Изображение в технике «по-сырому» двух акварельных подмалевок, отражающих характер прослушанного музыкального фрагмента. Один — в теплом колорите, другой — в холодном.

Материалы. Бумага, акварель, кисти.

Занятие «Мы поем хором»

Содержание. Такое же, как в предыдущем занятии.
Покажите приемы изображения поющего человека, обратите внимание на изображение открытого рта певца.

Задание. Восковыми мелками изображение портрета одного или нескольких поющих людей, затем акварелью в технике «по-сырому» выполнение «музыкального фона».
По цветовым переливам зритель должен догадаться, веселую или грустную песню поют изображенные на рисунке дети.
Возможно выполнение коллективной композиции «Мы поем хором веселую песню». Каждый ребенок изображает свой портрет во время пения (с открытым ртом), а затем педагог вырезает все портреты и монтирует их в единую композицию. Фон, окружающий певцов, украшают нотными знаками.

Материалы. Бумага, уголь или другой материал.

Авдеева Даша, 5 лет, Москва, детский сад № 878. «Дядя Степа — милиционер». Пед. Лычагина Ю.Б.

Авдеева Даша, 5 лет, Москва, детский сад № 878. «Дядя Степа — милиционер». Пед. Лычагина Ю.Б.

Занятие «Моя любимая воспитательница»

Содержание. Покажите детям репродукции портретов, выполненных графическим и живописным материалами. Вместе с детьми ответьте на вопросы: «Какие произведения относятся к графике, а какие к живописи? Почему?».
Вместе с детьми вспомните всех сотрудников детского сада, которых знают дети. Обратите внимание на предметы, которые могут отражать ту или иную профессию, например, атрибутами тренера являются свисток, мяч, обруч и т.п., музыкального работника — ноты, нотные тетради, музыкальные инструменты. Напомните способы изображения человеческого лица.

Задание. Изображение портрета (погрудно или во весь рост) любимой воспитательницы (музыкального работника, повара, медсестры и т.п.).

Материалы. Бумага, материалы по выбору педагога или детей.

Михеева Настя, 4,5 года, Москва, ДОУ № 1439. «Наша воспитательница». Пед. Агафонова Н.А.

Михеева Настя, 4,5 года, Москва, ДОУ № 1439. «Наша воспитательница». Пед. Агафонова Н.А.

Занятие «Цветы весны»

Содержание. Принесите на занятие цветы мать-и-мачехи, подснежники, веточку сирени, черемухи и др. Эмоциональный характер процессу любования этими цветами могут придать музыкальные образы (пение птиц), звон колоколов и т.п.
Рассмотрите с детьми репродукции произведений художников: П.Кончаловского «Сирень», В.Дмитриевского «Черемуха цветет», Д.Налбандяна «Сирень», А.Герасимова «После дождя», С.Герасимова «Сирень», М.Сарьяна «Цветы» и др.
Обратите внимание на то, как художники передают свое отношение к цветам. Спросите детей, почему для изображения цветов художники использовали не графические, а живописные материалы?
Напомните детям приемы работы гуашевыми красками методом мозаичной живописи при изображении веточки сирени или черемухи.
После того как дети нарисуют цветы, попросите их придумать названия к рисункам (пусть пока это будут простые и односложные названия). Педагог, анализируя рисунки, дает им образные названия («Радостная сирень», «Веселые цветы», «Красочный букет» и т.п.).

Задание. Изображение веточки сирени или черемухи и окружающего их фона методом мозаичной живописи в теплой или холодной гамме.

Материалы. Цветная бумага, гуашь желтая, красная, синяя, фиолетовая, белая, серая и др.

Незлобина Тася, 5 лет, Москва, дошк. гр., школа № 151. «Танец бабочек». Пед. Черепанова В.Н.

Незлобина Тася, 5 лет, Москва, дошк. гр., школа № 151. «Танец бабочек». Пед. Черепанова В.Н.

Итоговая выставка

Содержание. К последнему занятию в группе (студии) оформляется выставка наиболее выразительных работ года. Перед тем как показать детям рисунки, попросите их выполнить рисунок на свободную тему, изобразить то, что им нравится рисовать, то, что они любят рисовать, или то, что хотят нарисовать в данный момент.
Вместе с детьми обсудите экспонаты выставки — лучшие детские рисунки и поделки за год по четырем тематическим блокам программы: «Мир природы», «Мир животных», «Мир человека», «Мир искусства». Задайте детям вопросы: «Какой рисунок самый красочный? Какой портрет самый веселый, грустный и т.п.? На каком троне, стуле тебе бы хотелось посидеть? Какой самый нарядный платок, ваза? Какую вазу, платок ты бы назвал «Зима», «Лето» и т.п.? Какие художественные материалы ты знаешь? Какими любишь рисовать? Какое занятие тебе понравилось больше всего?» и т.п.

Задание. Обсуждение экспонатов выставки. Рисунок на свободную тему (диагностика художественно-творческого развития детей).

Материалы. Бумага, фломастер или другие материалы.

Перескокова Катя, 5 лет, Москва, детский сад № 1059. «Корова на прогулке». Пед. Апаткина Ю.М.

Перескокова Катя, 5 лет, Москва, детский сад № 1059. «Корова на прогулке». Пед. Апаткина Ю.М.

Занятие «Любование картинами природы»

Зрительный ряд. Пейзажи А.Левитана, К.Богаевского, Ван Гога, И.Грабаря, А.Куинджи и др. Фоторепродукции картин природы «Времена года», работы педагога и детские поделки прошлых лет из природных материалов.

Задание. Восприятие и анализ выразительных картин природы, изготовление композиции из природных форм (солнышко из сухих веток или камней, цветы из кожуры грецких орехов, желудей и т.п.).

Материалы. Свободный выбор материала.

Быковская Женя, 5 лет, Москва, ДК «Прожектор». «Солнце». Пед. Надеждина М.Ф.

Быковская Женя, 5 лет, Москва, ДК «Прожектор». «Солнце». Пед. Надеждина М.Ф.

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru