Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №4/2010

Богатства тетушки Глины

Продолжение. Начало см. в № 2/2010

Материалы и оборудование: мяч; корзинки и картинки с изображением плетеных предметов быта; птичье гнездо или картинки с изображением птичьих гнезд; карандаши, бумага для рисования.

Первая часть занятия

Педагог. Мир вокруг нас полон разных вещей, предметов. Есть вещи, которые появились благодаря усилиям солнца, ветра, воды; в результате того, что одни вещества сильно давили друг на друга или терлись друг о друга. Есть постройки или вещества, созданные усилиями животных. Такие предметы или вещества мы называем нерукотворными, созданными природой. А есть предметы, которые придумали и сделали люди — благодаря своей смекалке и своим умелым рукам. Это предметы рукотворные. Еще говорят, что это предметы культуры. Ну-ка, назовите, какие предметы, вещи вокруг нас сделаны руками человека. (Ответы детей.)
Видите, как много смогли придумать и сделать люди!
Сейчас мы с вами поиграем. Я назову какое-нибудь вещество или предмет и кину кому-нибудь мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать создателя этого предмета, явления или этого вещества. То есть сказать одно из двух слов: Природа или Человек.

Снег — Природа
Стул — Человек
Дождь — Природа
Град — Природа
Радуга — Природа
Игрушки — Человек
Посуда — Человек
Дом — Человек
Муравейник — Природа
Гнездо — Природа
Машины — Человек
Поезда — Человек
Жареное мясо — Человек
Сосновые шишки — Природа
Песок — Природа
Глина — Природа
Глиняные свистульки — Человек
Самолеты — Человек
Железо — Природа
Уголь — Природа
Нефть — Природа
Бензин — Человек

Сейчас мы поиграем в другую игру. Для людей, которые делают те или иные вещи, придумали специальные названия. Я буду называть слово, которым обозначают мастера-человека, а тот, кто поймал мяч, будет кидать мне его обратно и говорить, что этот мастер делает.

Статья опубликована при поддержке академии тенниса "Tennis Group". Большой теннис в Москве, техническая, тактическая и физическая подготовка по доступным ценам. Качественная подготовка профессионалов и любителей. Посмотреть краткие правила тенниса, подробнее об академии, контакты, цены и адреса в Москве Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://tennis-group.ru/.

(Педагог может помогать ребенку, удлиняя словесный ряд.)

Столяр — столы (стулья, мебель)
Кондитер — конфеты (пирожные, торты, сладости из теста)
Портной — платье (одежду)
Сапожник — сапоги (другую обувь)
Печник — печи
Стекольщик — стекло (стеклянную посуду, стеклянные украшения)
Строитель — дома, здания (метро, порты, аэродромы)
Судостроитель — суда (корабли)

А что, по-вашему, делает авиаконструктор? (Придумывает модели самолетов и ракет.) Модельер? (Придумывает новые фасоны одежды.) Программист? (Создает программы для умных машин — компьютеров.)

Вторая часть занятия

Педагог. Вокруг нас очень много вещей, созданных человеком. Но мы уже говорили: когда-то этих вещей не было. Ни мобильных телефонов, ни компьютеров, ни телевизоров. А еще раньше не было газовых или электрических плит, не было холодильников. Вместо машин по улицам ездили повозки, запряженные лошадьми. Но и повозки появились не сразу.
И посуда, и мебель, и одежда — все это надо было придумать и сделать.
А для этого человек должен был внимательно наблюдать за природой, подмечать ее свойства.
В прошлый раз мы попытались представить, как древний человек изобрел свою первую плошку-чашку. Из чего он ее сделал? (Из глины.) Почему это стало возможным? Какими свойствами обладает глина? Она какая? (Дети подбирают слова для описания свойств глины.) Правильно: влажная глина мягкая, податливая, ей можно придать любую форму. И она — что немаловажно — может удерживать воду. Мы с вами это проверили. Что мы сделали? (Дети вспоминают, как лепили из глины шарики, делали в них вмятины и наливали в эти вмятины воду.)
Но может быть, все было по-другому. Может быть, человека на мысль о посуде натолкнуло совсем другое наблюдение.
Посмотрите, что это такое? (Показывает детям корзинку или картинку, на которой корзинка нарисована.)

Дети. Корзинка.

Педагог. Для чего служит корзинка?

Дети. Для грибов и ягод.

Е.М. Рачев. Иллюстрация к сказке «Маша и Медведь»

Е.М. Рачев. Иллюстрация к сказке
«Маша и Медведь»

Педагог. Не только. Раньше в деревнях использовалось очень много предметов, похожих на корзинки. Их плели не только из прутьев, но и из лыка, из кусков коры. К какой сказке нарисована эта картинка?

Дети. Это «Маша и Медведь».

Педагог. Вспомните, в чем Медведь нес Машеньку с пирожками домой?

Дети. В коробе.

Педагог. Вот в таком коробе. (Показывает картинку или настоящий короб.) Он тоже был плетеным. Такие плетеные вещи появились очень давно. Но кто научил людей этому искусству, как вы думаете? У кого они могли «подсмотреть», как это делается? (Дети высказывают свои предположения.)
Плести корзинки люди научились у птиц. Правда, корзинка немного напоминает гнездо? (Показывает гнездо или картинки с изображением птичьих гнезд.) Многие гнезда сделаны из переплетенных веточек. И древнему человеку показалось удобным хранить в таком гнезде-корзинке разные вещи. (Приглашает кого-то из детей в помощники — наполнять корзинку.) Что туда можно положить? (Ответы детей.) Кусочки кожи можно?

Дети. Можно!

Ребенок кладет в корзинку кусочки кожи.

Педагог. Шерсть можно туда положить?

Дети. Можно!

Ребенок кладет в корзинку шерсть — непряденую и в клубках.

Педагог. Но если я захочу положить в корзинку горсть мелких зерен или сухих ягод, что произойдет? (Дети высказывают предположения.) Давайте проверим.

В корзинку насыпают мелкие зерна и слегка трясут. Зерна просыпаются.

Вот что получается. Непригодна корзинка для того, чтобы хранить в ней зерна и мелкие ягоды. Как вы думаете, что надо сделать с корзинкой, чтобы ягоды не высыпались? Как ее можно «улучшить», «усовершенствовать»? (Дети высказывают свои предположения.)
Древние люди решили изнутри замазать щели и трещины глиной. (Показывает, как это могли делать древние люди. Можно имитировать процесс, можно действительно взять кусочек размоченной глины и заложить дырку в старой корзине.) И, представьте себе, однажды такую корзинку оставили у костра. Она оказалась близко-близко к огню. Первобытная женщина и оглянуться не успела, как… Что случилось с корзинкой? (Дети высказывают свои предположения.) Прутья, из которых была сплетена корзинка, сгорели. А что же осталось? (Ответы детей.) Осталась глиняная форма, похожая на большую миску. И эта миска была очень твердой — ведь она побывала в огне!

Третья часть занятия

Задание детям

Нарисуйте картинку. Изобразите это важное событие из древнейших времен: как корзинку, обмазанную глиной, забыли у костра.

Дети рисуют картинки. Картинки вывешиваются на доске. По ним восстанавливается еще одна «гипотеза» о происхождении глиняной посуды.

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru