Продолжение. Начало см. в № 2/2010
Материалы и оборудование: мяч;
корзинки и картинки с изображением плетеных
предметов быта; птичье гнездо или картинки с
изображением птичьих гнезд; карандаши, бумага
для рисования.
Первая часть занятия
Педагог. Мир вокруг нас полон разных
вещей, предметов. Есть вещи, которые появились
благодаря усилиям солнца, ветра, воды; в
результате того, что одни вещества сильно давили
друг на друга или терлись друг о друга. Есть
постройки или вещества, созданные усилиями
животных. Такие предметы или вещества мы
называем нерукотворными, созданными природой. А
есть предметы, которые придумали и сделали люди
— благодаря своей смекалке и своим умелым рукам.
Это предметы рукотворные. Еще говорят, что это
предметы культуры. Ну-ка, назовите, какие
предметы, вещи вокруг нас сделаны руками
человека. (Ответы детей.)
Видите, как много смогли придумать и сделать
люди!
Сейчас мы с вами поиграем. Я назову какое-нибудь
вещество или предмет и кину кому-нибудь мяч. Тот,
кто поймает мяч, должен назвать создателя этого
предмета, явления или этого вещества. То есть
сказать одно из двух слов: Природа или Человек.
Снег — Природа
Стул — Человек
Дождь — Природа
Град — Природа
Радуга — Природа
Игрушки — Человек
Посуда — Человек
Дом — Человек
Муравейник — Природа
Гнездо — Природа
Машины — Человек
Поезда — Человек
Жареное мясо — Человек
Сосновые шишки — Природа
Песок — Природа
Глина — Природа
Глиняные свистульки — Человек
Самолеты — Человек
Железо — Природа
Уголь — Природа
Нефть — Природа
Бензин — Человек
Сейчас мы поиграем в другую игру. Для
людей, которые делают те или иные вещи, придумали
специальные названия. Я буду называть слово,
которым обозначают мастера-человека, а тот, кто
поймал мяч, будет кидать мне его обратно и
говорить, что этот мастер делает.
Статья опубликована при поддержке академии тенниса "Tennis Group". Большой теннис в Москве, техническая, тактическая и физическая подготовка по доступным ценам. Качественная подготовка профессионалов и любителей. Посмотреть краткие правила тенниса, подробнее об академии, контакты, цены и адреса в Москве Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://tennis-group.ru/.
(Педагог может помогать ребенку,
удлиняя словесный ряд.)
Столяр — столы (стулья, мебель)
Кондитер — конфеты (пирожные, торты, сладости из
теста)
Портной — платье (одежду)
Сапожник — сапоги (другую обувь)
Печник — печи
Стекольщик — стекло (стеклянную посуду,
стеклянные украшения)
Строитель — дома, здания (метро, порты, аэродромы)
Судостроитель — суда (корабли)
А что, по-вашему, делает авиаконструктор?
(Придумывает модели самолетов и ракет.) Модельер?
(Придумывает новые фасоны одежды.) Программист?
(Создает программы для умных машин —
компьютеров.)
Вторая часть занятия
Педагог. Вокруг нас очень много
вещей, созданных человеком. Но мы уже говорили:
когда-то этих вещей не было. Ни мобильных
телефонов, ни компьютеров, ни телевизоров. А еще
раньше не было газовых или электрических плит, не
было холодильников. Вместо машин по улицам
ездили повозки, запряженные лошадьми. Но и
повозки появились не сразу.
И посуда, и мебель, и одежда — все это надо было
придумать и сделать.
А для этого человек должен был внимательно
наблюдать за природой, подмечать ее свойства.
В прошлый раз мы попытались представить, как
древний человек изобрел свою первую
плошку-чашку. Из чего он ее сделал? (Из глины.)
Почему это стало возможным? Какими свойствами
обладает глина? Она какая? (Дети подбирают слова
для описания свойств глины.) Правильно: влажная
глина мягкая, податливая, ей можно придать любую
форму. И она — что немаловажно — может
удерживать воду. Мы с вами это проверили. Что мы
сделали? (Дети вспоминают, как лепили из глины
шарики, делали в них вмятины и наливали в эти
вмятины воду.)
Но может быть, все было по-другому. Может быть,
человека на мысль о посуде натолкнуло совсем
другое наблюдение.
Посмотрите, что это такое? (Показывает детям
корзинку или картинку, на которой корзинка
нарисована.)
Дети. Корзинка.
Педагог. Для чего служит корзинка?
Дети. Для грибов и ягод.
Е.М. Рачев. Иллюстрация к сказке
«Маша и Медведь»
|
Педагог. Не только. Раньше в деревнях
использовалось очень много предметов, похожих на
корзинки. Их плели не только из прутьев, но и из
лыка, из кусков коры. К какой сказке нарисована
эта картинка?
Дети. Это «Маша и Медведь».
Педагог. Вспомните, в чем Медведь нес
Машеньку с пирожками домой?
Дети. В коробе.
Педагог. Вот в таком коробе. (Показывает
картинку или настоящий короб.) Он тоже был
плетеным. Такие плетеные вещи появились очень
давно. Но кто научил людей этому искусству, как вы
думаете? У кого они могли «подсмотреть», как это
делается? (Дети высказывают свои предположения.)
Плести корзинки люди научились у птиц. Правда,
корзинка немного напоминает гнездо? (Показывает
гнездо или картинки с изображением птичьих
гнезд.) Многие гнезда сделаны из переплетенных
веточек. И древнему человеку показалось удобным
хранить в таком гнезде-корзинке разные вещи. (Приглашает
кого-то из детей в помощники — наполнять
корзинку.) Что туда можно положить? (Ответы
детей.) Кусочки кожи можно?
Дети. Можно!
Ребенок кладет в корзинку кусочки
кожи.
Педагог. Шерсть можно туда положить?
Дети. Можно!
Ребенок кладет в корзинку шерсть —
непряденую и в клубках.
Педагог. Но если я захочу положить в
корзинку горсть мелких зерен или сухих ягод, что
произойдет? (Дети высказывают предположения.)
Давайте проверим.
В корзинку насыпают мелкие зерна и
слегка трясут. Зерна просыпаются.
Вот что получается. Непригодна корзинка
для того, чтобы хранить в ней зерна и мелкие
ягоды. Как вы думаете, что надо сделать с
корзинкой, чтобы ягоды не высыпались? Как ее
можно «улучшить», «усовершенствовать»? (Дети
высказывают свои предположения.)
Древние люди решили изнутри замазать щели и
трещины глиной. (Показывает, как это могли
делать древние люди. Можно имитировать процесс,
можно действительно взять кусочек размоченной
глины и заложить дырку в старой корзине.) И,
представьте себе, однажды такую корзинку
оставили у костра. Она оказалась близко-близко к
огню. Первобытная женщина и оглянуться не успела,
как… Что случилось с корзинкой? (Дети
высказывают свои предположения.) Прутья, из
которых была сплетена корзинка, сгорели. А что же
осталось? (Ответы детей.) Осталась глиняная
форма, похожая на большую миску. И эта миска была
очень твердой — ведь она побывала в огне!
Третья часть занятия
Задание детям
Нарисуйте картинку. Изобразите это
важное событие из древнейших времен: как
корзинку, обмазанную глиной, забыли у костра.
Дети рисуют картинки. Картинки
вывешиваются на доске. По ним восстанавливается
еще одна «гипотеза» о происхождении глиняной
посуды.
Продолжение следует