Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №4/2010

Природа и художник

Продолжение. Начало см. в № 17, 18, 19, 20, 21, 23, 24/2009, 2/2010

Горшкова Алиса, 6 лет, Москва, ГОУ № 1767

Горшкова Алиса, 6 лет, Москва, ГОУ № 1767

ТЕМА ЧЕТВЕРТАЯ: МИР ИСКУССТВА

Занятия для детей старшего дошкольного возраста

Занятие «Любимые сказки» («Волшебная палочка»)

Содержание. Все дети любят сказки. Перемещаться героям сказок в пространстве и времени помогают волшебные предметы (ковер-самолет, сапоги-скороходы, волшебная палочка и т.п.). Путешествие по разным сказкам можно организовать, используя игровую ситуацию с волшебной палочкой. Для того чтобы путешествие началось, необходимо изготовить палочку. Покажите детям этапы изготовления палочки (бумажной трубочки), используя метод накручивания цветной журнальной страницы на карандаш.

Задание. Изготовление бумажной палочки с последующим украшением ее полосками цветной бумаги (по кругу и по спирали) или красками.

Материалы. Цветная бумага, ножницы, клей.

Занятие «Путешествие в сказочную страну на воздушном шаре, волшебном паровозике или паруснике»

Содержание. Покажите детям репродукции различных транспортных средств передвижения. Особое внимание обратите на воздушные шары. Спросите детей, знают ли они, благодаря чему воздушный шар перемещается, для чего нужны мешки с песком?
Попросите детей представить, что они летят на воздушном шаре через моря и горы, через города и леса.
Покажите репродукции паровозов, парусников, рассмотрите игрушки.

Пезгов Алеша, 5 лет, Москва, ясли-сад №
1288. «Веселый паровозик». Фломастеры. Пед. Цурцумия Л.И.

Пезгов Алеша, 5 лет, Москва, ясли-сад № 1288. «Веселый паровозик».
Фломастеры. Пед. Цурцумия Л.И.

Задание. Изображение воздушного шара, волшебного паровоза или парусника, который переносит ребенка в сказочную страну.

Материалы. По выбору педагога.

Занятие «Волшебник» («Фокусник»)

Содержание. Покажите детям изображения фокусников, одетых таинственно: в цилиндре, во фраке и с волшебной палочкой в руках.
В сказках волшебники делают свои чудеса также при помощи чудо-палочки.

Задание. Изображение волшебника или фокусника, делающего чудеса. Возможно, ребенок изобразит себя в роли фокусника или волшебника.

Материалы. По выбору педагога.

Занятие «Волшебный сосуд»

Содержание. Вспомните с детьми сказки, в которых особую роль играет волшебный сосуд (горшок, лампа Аладдина, ваза и т.п.). Рассмотрите разные по форме сосуды, изготовленные и украшенные в разных частях мира (греческие, восточные, славянские и т.п.). Спросите детей: «Как должен выглядеть сосуд с живой или мертвой водой; кувшин, в котором живет добрый или злой джинн, как он должен быть украшен?». Обратите внимание на средства художественного выражения: цвет, форму, ритмические узоры (темные цвета доминируют в сосуде, в котором находится мертвая вода или живет злой джинн, светлые и яркие цвета преобладают в украшениях сосуда с живой водой и т.п.).
Покажите этапы изготовления сказочного сосуда: лист бумаги складывают пополам (методом симметричной складки) и вырезают половинку сосуда, при развороте листа получается целостное изображение, затем бумажный шаблон украшают гуашевыми красками или цветными фломастерами.

Дмитриева Катя, 6 лет, Москва, ДОУ № 1439. «Волшебная лампа Аладдина». Черный маркер. Пед. Агафонова Н.А.

Дмитриева Катя, 6 лет, Москва,
ДОУ № 1439. «Волшебная лампа Аладдина».
Черный маркер. Пед. Агафонова Н.А.

Золотарева Аня, 6 лет, Москва, ДОУ № 1439. «Волшебный сосуд». Черный маркер. Пед. Агафонова Н.А.

Золотарева Аня, 6 лет, Москва,
ДОУ № 1439.  «Волшебный сосуд».
Черный маркер. Пед. Агафонова Н.А.

Задание. Украшение сосуда (крынки) для живой или мертвой воды. Важно, чтобы через форму и цвет дети выразили свое отношение к содержимому сосуда.

Материалы. Цветная бумага, ножницы, цветные фломастеры или гуашь.

Примечание. Шаблоны разных сосудов может вырезать педагог, а дети выберут их в соответствии со своим замыслом.

Занятие «Ковер-самолет»

Содержание. Рассматривая картины художников (В.Васнецов «Ковер-самолет», Н.Рерих «Ковер-самолет» и др.), вместе с детьми вспомните сказки, в которых встречается описание ковра-самолета, его волшебные свойства.
Покажите и проанализируйте репродукции ковров, выполненных художниками — мастерами декоративно-прикладного искусства в разных частях страны (на юге, севере, западе и востоке). Обратите внимание на разные способы украшения ковров (сетчатый узор, украшение каймы, пустой центр или, наоборот, активно украшенный и т.п.).

Задание. Украшение коврика (складывание бумаги методом «гармошки» и вырезание на ребрах жесткости простых, но разных по форме дырочек-узоров (треугольных, овальных, прямоугольных и т.п.). Приклеивание получившегося коврика на цветной лист бумаги.

Материалы. Цветная бумага, ножницы.

Смирнова Настя, 5 лет, Москва, прогимназия № 1709. Пед. Полякова Г.Г.

Смирнова Настя, 5 лет, Москва, прогимназия № 1709. Пед. Полякова Г.Г.

Занятие «Скатерть-самобранка»

Содержание. Вместе с детьми вспомните сказки, в которых описываются необычные свойства скатерти-самобранки. Покажите и проанализируйте репродукции скатертей, выполненных различными мастерами (вологодские кружева, современные скатерти и т.п.).
Фломастером покажите возможные приемы украшения круглой скатерти: в центре листа изображается петелька-цветочек, а затем от центра «плетутся» кружева в разные стороны.

Задание. Украшение круга кружевными узорами, цветами, листочками или радужными полосками-лучами.

Материалы. Шаблон круглой формы, вырезанный из цветной бумаги, цветные фломастеры. Возможно использование гуаши или других материалов.

Примечание. Можно выполнить сюжетную композицию «Праздничный стол. Обед на скатерти-самобранке» и т.п.

Кичко Настя, 5 лет, Москва, ГОУ № 1767

Кичко Настя, 5 лет, Москва, ГОУ № 1767

Занятие «Сказочный торт»

Содержание. На занятие можно принести разные сладости (кекс, торт, пирожные, фрукты и т.п.). Посвятив занятие празднованию чьего-нибудь дня рождения, после выполнения работы все сладости съедают.
Дети обычно изображают стол фронтально (буквой «п»), расставляя на нем сладости, вазы с цветами, подсвечники, торт со свечами и т.п. Попросите детей украсить интерьер: нарисовать шторы, окна, обои, картины на стене, украсить кайму скатерти, свисающей со стола, и т.п. (некоторые дети изображают себя за столом).

Задание. Изображение разных сладостей — тортов, кексов, пирожных, вазы с фруктами и т.п., расставленных на столе.

Материалы. Бумага, цветные фломастеры или пастель (восковые мелки) или другие материалы.

Баранов Андрей, 5 лет, Москва, ГОУ № 1767

Баранов Андрей, 5 лет, Москва, ГОУ № 1767

Занятие «Шапка-невидимка»

Содержание. Вместе с детьми вспомнить сказки, в которых главному герою помогает шапка-невидимка. Рассмотреть и проанализировать женские, мужские и детские портреты, на которых портретируемые изображены в шляпе, шапке, короне, кокошнике или кепке (А.Венецианов, К.Брюллов, В.Серов, А.Матисс, В.Суриков и др.). Спросите у детей, как выглядела бы их шапка-невидимка?

Задание. Изображение портрета человека (автопортрета) в шапке-невидимке или изображение эскиза волшебной шапки-невидимки.

Материалы. Бумага, уголь, сангина или пастель.

Занятие «Сапоги-скороходы» («Башмачок Золушки»)

Содержание. Вспомните сказки, в которых есть описание сапог-скороходов и их чудесных возможностей. Спросите детей, что бы они делали, если бы у них оказались чудо-сапоги?
Рассмотрите современную обувь (сапоги, ботинки, туфли), сравните их со сказочной, украшенной бисером, разноцветным мехом или кожей, драгоценными каменьями.
Вспомните сказки Ш.Перро «Кот в сапогах» и «Золушка», вместе с детьми подумайте, как можно украсить сказочный башмачок Золушки или Снежной королевы.

Задание. Изображение человека в сапогах-скороходах или украшение узорами голенищ сапог (валенок, унт, ботинок) или башмачков Золушки. Возможно украшение бумажных шаблонов.

Материалы. Бумага, цветные фломастеры.

Занятие «Волшебная птица» («Золотая птица», «Птица Феникс»)

Содержание. Вспомните сказки, в которых встречается описание сказочных птиц (Синяя птица счастья, Золотая птица, бессмертная птица Феникс, которая все время возрождается из пепла, птицы Серены в греческой мифологии, Сирины — в славянской мифологии и т.п.). Рассматривая репродукции сказочных птиц, обратите внимание на их оперение.

Задание. Изображение сказочной птицы, излучающей свет, в чудо-саду (возможно украшение птицы и ее окружения по мотивам хохломской росписи или Синей птицы счастья по мотивам гжельской росписи).

Материалы. Бумага черная или синяя, гуашь или пастель (восковые мелки) и другие материалы.

Примечание. Возможно выполнение аппликации сказочной птицы из природных материалов, лоскутков ткани или цветной бумаги (из журнальных страниц) в технике обрывной аппликации.

Занятие «Сказочные герои» («Богатыри»)

Содержание. Проанализируйте репродукции произведений В.Васнецова («Богатыри», «Витязь на распутье», «Бой скифов со славянами», «Гусляры»), П.Корина («Александр Невский»), М.Авилова («Поединок Пересвета с Челубеем») и др.
Обратите внимание на богатырскую удаль и стать защитников Отечества. В.Васнецов, создавая свою картину «Богатыри», опирался на описание образов богатырей в былинах: мудрый и суровый Илья Муромец, находчивый и сдержанный Добрыня Никитич, веселый и остроумный Алеша Попович. Вспомните сказки, в которых главный герой — добрый богатырь, заступник земли русской — сражается со злыми силами (Кощеем Бессмертным, Соловьем-разбойником, Змеем-Горынычем). Спросите детей, как мимикой лица можно передать характер и мысли героя? Проанализируйте наглядное пособие «Мимика лица». Покажите герб города Москвы, расскажите миф о Георгии Победоносце (который, спасая красавицу, сражался со Змеем — символом зла — и победил его). Занятие можно посвятить 9 Мая — Дню Победы.

Гордиенко Денис, 5 лет, Москва, ДОУ № 1439. «Добрыня Никитич». Уголь. Пед. Агафонова Н.А.

Гордиенко Денис, 5 лет, Москва, ДОУ № 1439.
«Добрыня Никитич».
Уголь. Пед. Агафонова Н.А.

Потажевич Слава, 5 лет, Москва, ДОУ № 1439. «Усмехнулся богатырь». Уголь. Пед. Агафонова Н.А.

Потажевич Слава, 5 лет, Москва, ДОУ № 1439.
«Усмехнулся богатырь».
Уголь. Пед. Агафонова Н.А.

Задание. Изображение портрета любого сказочного или былинного персонажа мужского пола (Илья Муромец, Иванушка, Георгий Победоносец, Дядька Черномор и т.п.). Возможна тема «Мой папа (дедушка) — богатырь, рыцарь, заступник».

Материалы. Бумага, уголь, мел, сангина или черный фломастер, или другие материалы.

Занятие «Варвара краса — длинная коса»

Содержание. Вспомните сказки, в которых встречаются два противоположных женских характера («Морозко», «Сказка о царе Салтане» и др.). Рассмотрите книжные иллюстрации (И.Билибин, В.Васнецов и др.), обратите внимание на древнерусский костюм. Спросите детей, какие краски помогут им при изображении доброго сказочного персонажа, а какие — злого.

Задание. Изображение портрета любого сказочного персонажа женского пола: Варвара краса — длинная коса, Снегурочка, Елена Премудрая, Баба Яга, сватья баба Бабариха и т.п. Важно, чтобы дети через цвет выразили свое отношение к герою.

Материалы. Бумага, пастель, восковые мелки или гуашь.

Занятие «Волшебное яйцо» («Пасхальное яйцо. Писанки»)

Содержание. Занятие лучше всего провести в канун праздника Пасхи. Рассмотрите с детьми репродукции пасхальных яиц, выполненных на фирме Фаберже, а также народные росписи яиц (писанки). Вспомните сказки, в которых есть описание волшебного яйца (сказки о Курочке Рябе, о Кощее Бессмертном и т.п.). Яйцо в народной традиции — символ жизни, вечности, своеобразная модель мира. Поэтому и украшение его имеет некоторые особенности: верхняя часть яйца — это небесное царство, серединная — царство земное, а нижняя часть — царство подземное. Покажите приемы украшения бумажного шаблона яйца простыми геометрическими узорами: линией (прямой, волнистой и ломаной), точкой, крестиками, кругами, цветочками и т.п.

Задание. Украшение шаблона яйца в стиле народных писанок «Три царства» или произвольно. Желательно, чтобы форму яйца дети изобразили сами (не беда, что их изображения получатся не совсем ровные).

Материалы. Бумага, цветные фломастеры или гуашь.

Каштанова Лера, 5 лет, Москва, прогимназия № 1709. Пед. Полякова Т.Г.

Каштанова Лера, 5 лет, Москва, прогимназия № 1709. Пед. Полякова Т.Г.

Занятие «Русалка» («Водяной»)

Содержание. Вспомните сказки, в которых главные герои живут под водой (Русалочка, в греческой мифологии — Посейдон и др.). Рассмотрите книжные иллюстрации, спросите, почему у подводных обитателей вместо ног рыбий хвост?
Вместе с детьми вспомните приемы работы в смешанной технике: восковой мелок + акварель.

Задание. Изображение любого жителя подводного царства (в рисунке важно передать движение — Русалка плывет и т.п.).

Материалы. Бумага, восковой мелок, акварель или другие материалы.

Занятие «Кентавр» («Полкан»)

Содержание. Вспомните сказки, в которых встречается описание фантастических существ (лошадей с человеческим торсом). Рассмотрите глиняные игрушки с образом Полкана (дымковская, абашевская, каргопольская и др.).
В древнерусской традиции образ Полкана связывали с символом солнца, поэтому для «заклички» солнца использовали свистульки в виде коня с человеческой головой и руками, украшенного солнечными (солярными) знаками: кругами, крестиками, солнышками с лучиками и т.п.

Задание. Лепка полкана-кентавра по мотивам русских народных игрушек (дымковских, абашевских, каргопольских и т.п.).

Материалы. Пластилин или глина.

Строкин Женя, 6 лет, г. Зеленоград. «Букет». Гуашь. Пед. Копцева Т.А.

Строкин Женя, 6 лет, г. Зеленоград. «Букет». Гуашь. Пед. Копцева Т.А.

Занятие «Цветы сказочной красоты» («Цветы весны», «Волшебные цветы»)

Задание. Изображение веточки сирени или черемухи и окружающего их фона методом мозаичной живописи («Букет цветов», «Ваза с цветами» и т.п.).

Материалы. Бумага цветная, гуашь (желтая, красная, синяя, фиолетовая, белая, серая) или другие материалы.

Итоговая выставка детских работ

Содержание. К последнему занятию в группе (студии) оформляется выставка наиболее выразительных работ года. Перед тем как показать детям оформленные работы, попросите их выполнить рисунок на свободную тему, изобразить то, что им нравится рисовать, то, что они любят рисовать, то, что хотят нарисовать в данный момент.
Вместе с детьми обсудите экспонаты мини-выставки. Рассматривая рисунки и поделки, вспомните содержание занятий года. Спросите детей, какое занятие им понравилось больше всего?
Принесите природные материалы: желуди, шишки, семена и др. Покажите приемы составления композиций из природных форм.

Задание. Обсуждение экспонатов выставки. Рисунок на свободную тему (диагностический рисунок). Создание композиции из природных материалов.

Материалы. Бумага, простой карандаш или фломастер, природные материалы.

Примечание. Можно заключительное занятие года посвятить теме «Я — художник». Дети изображают себя художниками, рисующими природу или любующимися картиной природы, архитектурой родного города или села и т.п.

Занятия для детей предшкольного возраста

Занятие «Пять континентов» («Как много в мире стран!»)

Содержание. Внимательно рассмотрите с детьми глобус, найдите на нем нашу страну, столицу России — Москву, родное селение (область, край). Спросите ребят, знают ли они, на каком континенте мы живем (в Евразии), какие континенты они еще знают, показать их на глобусе (Африка, Америка, Австралия, Антарктида). Спросите детей, мечтают ли они о путешествиях, любят ли они путешествовать пешком, ходить в походы.
Рассмотрите репродукции туристического снаряжения, по возможности принесите их на занятие (рюкзак, палатку, удобную обувь, кеды, кроссовки, шляпу, солнцезащитные очки, котелок и т.п.), примерьте их.
Покажите репродукции красивейших мест нашей страны, древнейшие города Золотого кольца России, музеи под открытым небом, например, архитектурные ансамбли Кижей, Владимира, Суздаля, Новгорода, Ростова и т.п.
Для того чтобы путешествовать, нужно быть в хорошей спортивной форме. Спросите детей, какие упражнения они выполняют на занятиях физкультуры, делают ли утром зарядку, какими видами спорта любят заниматься (футбол, теннис, игра в мяч, прыгание через скакалку, катание на велосипеде или роликовых коньках и т.п.).
Проведите с детьми физкультминутку или поиграйте в игры «Море волнуется», «Раз, два, три — замри» и др. Обратите внимание на пластику фигуры в движении, покажите и проанализируйте произведения художников (А.Дейнека, Д.Жилинский и др.), на которых изображены спортсмены.

Задание. Выполнение композиций «Мама, папа, я — туристическая семья», «Пеший поход», «Мы идем мимо старинных построек», «Мы — спортсмены», «Я еду на велосипеде мимо старинных построек», «Мы играем в мяч», «Я играю в теннис» и т.п. Главное на рисунке — это передача движения человеческой фигуры (наклон фигуры, бег, прыжок, взмах руки и т.п.).

Материалы. Бумага, уголь, сангина или другие материалы.

Занятие «Матрешка»

Содержание. Спросите детей, какие сувениры они взяли бы с собой в путешествие по другим странам мира. Внимательно рассмотрите с детьми матрешек (Семеново, Полховский Майдан, Загорск или др.). Матрешка — традиционный русский сувенир, который олицетворяет собой образ нашей страны. Загадайте детям загадки о матрешке. Расскажите о ее символическом значении (матрешка — символ плодородия, изобилия, хранительница семейного очага — берегиня).
Проанализируйте с детьми наглядное пособие «Матрешки», обратите внимание на стилевое различие росписей различных народных промыслов.
Попросите детей изобразить профиль матрешки и украсить ее в стиле понравившегося промысла или в своем стиле.

Задание. Изображение матрешки по мотивам любого промысла или в свободном стиле.

Материалы. Бумага, цветные фломастеры или другие материалы.

Серова Лена, 6 лет, Москва, ДОУ № 1439. «Русский сувенир». Черный фломастер, акварель. Пед. Агафонова Н.А.

Серова Лена, 6 лет, Москва, ДОУ № 1439.
«Русский сувенир».
Черный фломастер, акварель. Пед. Агафонова Н.А.

Кузина Аня, 6 лет, Москва, ДОУ № 1439. «Русский сувенир». Черный фломастер, акварель. Пед. Агафонова Н.А.

Кузина Аня, 6 лет, Москва, ДОУ № 1439.
«Русский сувенир». Черный фломастер,
акварель. Пед. Агафонова Н.А.

Занятие «Путешествие по Египту. Пирамиды»

Содержание. Рассмотрите репродукции пирамид (царский некрополь в Гизе (26в.
до н.э.) — пирамиды фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина или ступенчатую пирамиду Джосера в Саккаре (27в. до н.э.), обратите внимание на их форму. Спросите детей, что они знают о пирамидах — усыпальницах фараонов (место захоронения мумии фараона).
Блоки пирамид Хеопса весят от 2 до 40 тонн (сравните их вес с весом легковой машины — 2 тонны). Греческий историк Геродот пишет, что пирамиду Хеопса строили 20 лет сто тысяч рабов. Подготовительные работы заняли половину всего времени стройки. В каменоломнях на правом берегу Нила (город мертвых был на левом) примитивными инструментами (металлических орудий еще не было) блоки-заготовки выламывали из скал. Грубо отесывали, грузили на платформы с полозьями (как санки), скользящими по настилу, смазанному жирным речным илом, или на платформы, поставленные на бревна-катки (покажите этот способ передвижения блоков); через реку камень переправляли на плотах.
Силой мускулов людей или упряжками быков каменные заготовки перетаскивались к месту строительства. В Египте каменная кладка выполнялась без раствора, с точной подгонкой блоков.
При рассмотрении репродукций пирамид обратите внимание на их монументальность, большие размеры. Рядом с ними люди и животные кажутся лилипутами.

Степанова Лида, 6 лет, Москва, ДОУ № 1439. «Я лечу над пирамидами». Тушь. Пед. Агафонова Н.А.

Степанова Лида, 6 лет, Москва, ДОУ № 1439. «Я лечу над пирамидами». Тушь. Пед. Агафонова Н.А.

Задание. Изображение пирамид, озаренных знойным африканским солнцем.

Материалы. Бумага, цветные фломастеры, пастель или другие материалы.

Занятие «Полет над Великой Китайской стеной»

Содержание. Рассмотрите репродукции Великой Китайской стены (3 в. до н.э.) — древнейшего крепостного сооружения. Стена протянулась по горам на тысячи километров.
Внимательно рассмотрите с детьми репродукции воздушных шаров, которые поднимаются вверх благодаря закачанному в них теплому воздуху, обратите внимание на форму воздушных шаров, их расцветку, способы крепления корзины к шару. Спросите детей, для чего нужны мешки с песком. Рассмотрите репродукции различных видов вертолетов и самолетов. Предложите детям выбрать понравившуюся модель воздушного шара, вертолета или самолета и отправиться в Китай.

Задание. Изображение вертолета или самолета, пролетающих над Китайской стеной, над вершинами гор в окружении облаков.

Материалы. Бумага, восковые мелки, акварель или другие материалы.

Занятие «Полет над Кавказскими горами»

Содержание. Рассмотрите репродукции традиционного жилища горцев — сакли (каменное кубическое строение с маленькими окнами). Обратите внимание детей на горные пейзажи, на гармонию жилья с природой.

Задание. Изображение горного пейзажа с саклей («Суровый край», «Сакля в горах», «Ветер в горах», «Орел летит над пропастью» и т.п.).

Материалы. Бумага, серый и черный фломастеры или др.

Занятие «Путешествие на Американский континент» («Ребята-индейцы с разрисованными лицами и перьями на голове»)

Содержание. На самолете можно долететь до Америки. Покажите на глобусе Северную, Южную и Центральную Америку. Рассмотрите с детьми изображения коренных жителей Америки — индейцев, обратите внимание детей на их одежды, украшения из перьев и разноцветных камней, разрисованные красками или татуировкой лица и т.п. Спросите, какие фильмы про индейцев они видели, какие имена им известны (Большой змей, Хитрая лиса, Белый ягуар, Гордый орел, Тихая ночь, Светлая луна и т.п.).

Ризанцев Владик, 6 лет, Москва, ДОУ № 1521. «Индеец».  Восковые мелки, акварель. Пед. Сорокина Н.Е.

Ризанцев Владик, 6 лет, Москва, ДОУ № 1521. «Индеец».  Восковые мелки, акварель. Пед. Сорокина Н.Е.

Задание. Изображение портрета (или во весь рост) маленького индейца, вождя племени или воина и т.п. с повязкой на лбу или пером, разрисованным лицом, со стрелой или луком в руке и т.п. Окружающая природа отражает настроение героя (если охотник удачлив, то небо ясное, солнечное, если его охота была неудачной — небо темное, грозовое, дождливое).

Материалы. Бумага, гуашь или пастель (восковые мелки), или другие материалы.

Занятие «Образы людей разных национальностей» («Национальный костюм»)

Содержание. Покажите и проанализируйте репродукции с изображением людей в различных национальных костюмах (С.Чуйков «На набережной Бомбея вечером», «Девушка с медным кувшином»; А.Головин «Цыганка»; Китагава Утамаро — серия гравюр «Современные красавицы»
и др.).
Обратите внимание детей на необычные названия женских и мужских национальных одежд: сари (женская одежда в Южной Азии), кимоно (костюм японки), чалма (мужской головной убор у мусульман), тюбетейка (круглая или островерхая шапочка у народов Средней и Передней Азии), бурка (войлочный плащ у народов Кавказа), хитон (одежда древних греков) и т.п. Принесите на занятие какие-нибудь национальные головные уборы, примерьте их вместе с детьми. Смастерите чалму (обмотав полотенце вокруг головы), сари (обмотав простыню вокруг тела и набросив оставшуюся ткань на плечо), хитон (закрепив булавками две простыни на плечах и подвязав их поясом на талии) и т.п.
Попросите детей изобразить человека той или иной страны в национальном костюме (индианка, гречанка, японка, кубинка, цыганка, горец, мулла, индеец и т.п.).

Задание. Изображение портрета человека (или во весь рост) в национальном костюме на фоне характерной для его страны природы (ветка сакуры, гроздь винограда, кактусы, горы, пустыня и т.п.) или архитектуры (пирамида, пагода и др.), или на фоне представителей животного мира.

Материалы. Бумага, фломастеры или другие материалы.

Занятие «Сказки и мифы народов мира»

Содержание. Покажите и проанализируйте книжные иллюстрации из серии «Боги и герои» (А.Н.Куликов — Египет, Китай, Греция, Америка; Е.В.Гераскина, A.Л.Налепин — Индия и др.). Обратите внимание на особенности национального костюма. Прочитайте (перескажите) детям тот или иной миф, в котором воспеваются лучшие человеческие качества или высмеиваются пороки («Сказка — ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок»). Попросите ребят его проиллюстрировать.
Можно показать сказки, в которых ярко описывается образ национальной красавицы (Шамаханская царица и т.п.) или национальный герой (Насреддин, Августин и др.). Прочитайте фрагмент сказочной истории и попросите детей выполнить иллюстрацию с участием этого героя.

Задание. Иллюстрации сказок или мифов народов мира.

Материалы. Бумага, фломастеры или другие материалы.

Примечание. Можно на этом занятии познакомить детей с греческими вазами (краснофигурной и чернофигурной росписью). Предложить детям украсить геометрическим орнаментом (меандром) амфору.

Занятие «Путешествие в Страну восходящего солнца» («Пагода — сооружение с крылатыми крышами»)

Содержание. Покажите на глобусе острова, принадлежащие Японии. Спросите детей, почему Японию называют «Страной восходящего солнца» (Япония — самая восточная страна, первая встречает новый день). Рассмотрите репродукции необычных архитектурных строений, характерных для Японии, — пагод (сооружений с крылатыми крышами). Спросите детей, что напоминают эти сооружения (елку, верхушки гор, игрушечную пирамидку, птицу с крыльями и т.п.).
Рассмотрите репродукции с изображениями цветущей сакуры, так японцы называют вишню (весной японцы отмечают праздник цветения сакуры).

Боркина Ксюша, 7 лет, Москва, ДОУ № 1439. «В японском саду цветет сакура». Черный маркер, гелевая ручка. Пед. Агафонова Н.А.

Боркина Ксюша, 7 лет, Москва, ДОУ № 1439. «В японском саду цветет сакура». Черный маркер, гелевая ручка. Пед. Агафонова Н.А.

Задание. Изображение пагоды в окружении цветущей сакуры (вишни); крылатого храма (пагоды) на горных склонах Японских островов; пагоды, отражающейся в воде; пагоды, освещенной лучами солнца; самурая в окружении гор; японки с зонтиком или веером на фоне пагоды и т.п.

Материалы. Бумага, пастель, уголь, сангина, мел или другие материалы.

Занятие «Космическое путешествие» («Космический транспорт»)

Содержание. Есть ли жизнь на других планетах? Как выглядят жители и обитатели неведомых нам планет? На эти вопросы пока нет ответов. Но писатели-фантасты, сочиняя истории о космических путешествиях, придумывают самые невероятные образы этих планет и космических транспортных средств передвижения.
Рассмотрите репродукции космических кораблей, орбитальных станций, межпланетных спутников, лунохода и т.п. Обратите внимание на их конструкцию и необычную форму. Эти удивительные машины многофункциональны, они могут бурить грунт, руками-щупальцами выполнять разные работы и т.п.

Задание. Выполнение рисунка на тему «Мы осваиваем новую планету».

Материалы. Бумага, черный и цветные фломастеры или другие материалы.

Занятие «Пейзаж неведомой планеты» («Фантастический город»)

Содержание. Попросите детей представить планету, которая, например, покрыта сплошными пустынями или скована льдом или громыхающими вулканами, и др. Рассмотрите с детьми произведения художников-фантастов, на которых изображены архитектурные строения необычной формы. Спросите ребят, как, по их мнению, должен выглядеть город на другой планете, который построят люди, должен ли он напоминать землянам родные города? Спросите детей, какую земную постройку они перенесли бы на другую планету?

Задание. Изображение фантастического пейзажа в смешанной технике «восковой мелок, акварель», или методом обрывной и разрезной аппликации, или любым другим материалом («Планета вулканов», «Город на планете вулканов», «Планета-океан», «Город на планете морей», «Город под океаном», «Планета пустынь», «Город на планете пустынь», «Планета снега и льда», «Город на планете вечного холода» и т.п.).

Материалы. Бумага цветная, ножницы, клей или др.

Занятие «Цветы весны»

Содержание. Символом гостеприимства у многих народов является букет цветов. У нас в стране тоже принято встречать или провожать гостей цветами.
Принесите на занятие тюльпаны, веточку сирени или черемухи и др. Эмоциональный характер процессу любования этими цветами могут придать музыкальные образы (пение птиц, звон колоколов и т.п.).
Рассмотрите с детьми репродукции произведений художников:
П.Кончаловского «Сирень», В.Дмитриевского «Черемуха цветет», Д.Налбандяна «Сирень», А.Герасимова «После дождя», С.Герасимова «Сирень», М.Сарьяна «Цветы» и др.
Обратите внимание на то, как художники передают свое отношение к цветам. Одни букеты цветов выполнены преимущественно в холодном колорите, другие — в теплом, третьи — с использованием контрастной гаммы цветов. Спросите детей, какие краски они бы отобрали для изображения букетов под названиями «Праздник», «Утро», «Нежность», «Богатырь» и т.п.
Напомните детям приемы работы гуашевыми красками методом мозаичной живописи. Проанализируйте наглядное пособие «Живописная фактура».
После того как дети нарисуют цветы, попросите их придумать к ним названия. Педагог, анализируя рисунки, дает им образные названия («Радостная сирень», «Веселые цветы», «Красочный букет», «Утренний букет», «Нежная черемуха» и т.п.).

Задание. Изображение тюльпанов, веточки сирени или черемухи в вазе и т.д.

Материалы. Бумага цветная, гуашь (желтая, красная, синяя, фиолетовая, белая, серая) или другие материалы.

Молодык Саша, 6 лет, Москва, ДОУ № 1439. «Здорово бегать по лужам».  Гелевая ручка. Пед. Агафонова Н.А.

Молодык Саша, 6 лет, Москва, ДОУ № 1439.
«Здорово бегать по лужам».
Гелевая ручка. Пед. Агафонова Н.А.

Занятие «Я иду, шагаю по Москве...»

Содержание. Занятие можно провести как путешествие по Москве — столице нашего государства.
Рассмотрите с детьми репродукции Кремля (стен, башен, соборов) и Красной площади. Обратите внимание на колокольню «Иван Великий», на узорную красоту собора Василия Блаженного (1561). Расскажите ребятам историю его строительства. О том, как царь приказал ослепить архитекторов, чтобы они нигде больше не смогли построить храм краше московского.
Принесите на занятие колокольчики, послушайте записи колокольных звонов.
Огни праздничного салюта всегда создают праздничное настроение. Покажите репродукции, на которых зафиксированы яркие огни салюта.
Попросите детей изобразить композицию, в которой бы чувствовался звон колоколов, торжественное или праздничное настроение.

Задание. Изображение древнерусского храма, колокольни («Колокольный звон», «Праздничный салют над храмом», «Я любуюсь храмом» и т.п.).

Материалы. По выбору детей.

Примечание. Возможно изображение жениха и невесты с цветами на Красной площади или у могилы Неизвестного солдата и др.

Занятие «Моя страна» («Мой дом», «Мой детский сад»)

Содержание. Обобщающее занятие года. Вспомните с детьми основные темы года, узнайте, какое занятие им запомнилось и почему.
После долгого путешествия мы всегда возвращаемся домой. Покажите дошкольникам репродукции (фотографии) родного детского сада, напомните им о наиболее запомнившихся детских праздниках, проводимых в детском саду, поговорите о людях, работающих с ними (поварах, медсестре, физкультурном работнике и др.).

Задание. Изображение портрета любимой воспитательницы или пейзажа со зданием детского сада. Возможно изображение портрета любимой воспитательницы на фоне детского сада (либо автопортрет на фоне детского сада или своего дома).
Можно это занятие провести на основе воспоминаний самых значительных событий в судьбе ребенка: «Зубной врач лечит мне зуб», «Тренер держит меня, когда я делаю гимнастическое упражнение (мостик)», «Повар угощает меня вкусными булочками», «Я собираю цветы вместе с воспитательницей», «Я на празднике», «Я с воздушными шарами» и т.п.

Рыбникова Ксюша, 6 лет, Москва, детский сад № 600. «Чаепитие». Гелевая ручка, маркер. Пед. Бухарова О.С.

Рыбникова Ксюша, 6 лет, Москва, детский сад № 600. «Чаепитие». Гелевая ручка, маркер. Пед. Бухарова О.С.

Материалы. По выбору детей.

Примечание. Можно выполнить коллективную композицию — портрет всей группы. Каждый ребенок, выходя к доске, рисует на ватмане свой портрет. Педагог может заранее нарисовать овалы (квадраты, прямоугольники), на которых дети будут рисовать свои портреты. Пока создается индивидуальная композиция, каждый воспитанник индивидуально рисует портрет любимой воспитательницы в овале, квадрате или прямоугольнике (которые педагог заранее раздал всем детям).

Жериков Владик, 6 лет, Москва, детский сад № 600. «Я и мама у самовара». Гелевая ручка, маркер. Пед. Бухарова О.С.

Жериков Владик, 6 лет, Москва, детский сад № 600. «Я и мама у самовара». Гелевая ручка, маркер. Пед. Бухарова О.С.

Занятие «Итоговая выставка»

Содержание. К последнему занятию в группе (студии) оформляется выставка наиболее выразительных работ года. Перед тем как показать детям оформленные рисунки, попросите их выполнить рисунок на свободную тему, изобразить то, что им нравится рисовать, то, что они любят рисовать, то, что хотят нарисовать в данный момент.
Анализируя экспонаты итоговой выставки — рисунки, поделки, аппликативные и декоративные работы, вместе с детьми вспомните содержание основных тематических блоков года: «Мир природы», «Мир животных», «Мир человека», «Мир искусства». Попросите детей ответить на вопросы: «Какой самый веселый рисунок на выставке? Самый грустный, тревожный, фантастический и т.п.? Какой рисунок выполнен в холодной, теплой, контрастной гамме цветов? Как называются художественные материалы, которыми выполнены работы, представленные на выставке? Какими материалами вам больше всего нравится работать? Почему? Фамилии каких художников можете назвать? Как называются рисунки, на которых изображены человек, природа, предметы? Какие произведения искусства запомнили? Опишите их.
Принесите на занятие разные природные материалы: камешки, желуди, шишки, веточки, листья и др. Покажите приемы работы с этими материалами.

Задание. Выполнение рисунка на свободную тему, изготовление поделок из природных форм.

Материалы. Бумага (1/2 альбомного листа), черный фломастер или другие природные материалы.

Примечание. Возможно выполнение итоговой композиции «Я — художник».

Публикация статьи произведена при поддержке фирмы «РОСТР», научно-производственного предприятия более 20 лет представляющего на рынке собственное производство инновационной продукции. Передовые технологии, используемые компанией, позволяют ей создавать эксклюзивную упаковку, подарки и сувениры. Промо-продукция, разработанная компанией, является серьезным рекламным ходом. При создании промо-продукции используется 3D-моделирование и 3D-печать. Все это позволяет заявить, что компания выпускает действительно элитный рекламный продукт.

Рейтинг@Mail.ru