Окончание. Начало см. в № 4/2010
Игрушки-подружки
Способность менять голос, слова и
интонации открывает возможности для общения
ребенка с игрушкой. Обычно общение
разворачивается с другими людьми. Однако в
дошкольном возрасте возможно (и достаточно
распространено) общение с игрушкой, которая
выступает как опора для внутреннего диалога, как
«партнер» по жизни. Известно, что в жизни многих
детей есть любимые игрушки, с которыми малыши не
расстаются: с ними они разговаривают, делятся
радостями и размышлениями, с ними вместе спят,
едят, берут их на улицу и в детский сад. Это так
называемые игрушки-подружки, способные стать
друзьями и помогать малышу в трудных ситуациях. В
подавляющем большинстве случаев такими
подружками становятся не куклы и не машинки, а
именно мягкие игрушки — мишки, кошечки, собачки.
Как ни странно, игрушечные животные легко
одушевляются детьми и начинают выполнять очень
важную роль в их жизни. Такая любимая игрушка
может стать опорой для становящегося
внутреннего мира ребенка, субъектом его душевной
жизни.
Близость такого мягкого друга облегчает
малышу переживание опасности или одиночества,
дает ощущение своей нужности и
самостоятельности. Особую роль такие любимые
мягкие игрушки играют для малышей в трудные
моменты их жизни, когда ребенок чувствует себя
одиноким и нуждается в помощи и защите. Например,
перед сном, или когда малыш болеет, или когда
оказывается в незнакомой ситуации.
К таким наиболее трудным периодам,
безусловно, относится время адаптации ребенка
к детскому саду. Педагоги и психологи заметили,
что маленькие дети в первые дни пребывания в
детском саду буквально не расстаются со своей
любимой игрушкой. Особенно нуждаются в ней дети с
так называемой «трудной адаптацией», которые
испытывают в новой обстановке явный дискомфорт,
тревогу, напряжение. Такие дети постоянно
прижимают к себе своего любимого мишку или
зайчика, и физическая близость любимой мягкой
игрушки дает им ощущение защищенности и
безопасности. Это как бы частица своего родного
дома, который ребенок постоянно носит с собой.
Замечено, что с любимой игрушкой ребенок быстрее
засыпает, лучше ест, охотнее одевается, и вообще
чувствует себя более уверенным. На первых порах
мягкая игрушка может заменить малышу друзей и
стать партнером по общению. Малыши довольно
часто обращаются к своим любимцам с
высказываниями, просьбами, вопросами, на которые
сами же и отвечают. Они приписывают им свои
чувства и переживания, например: «Белочка плачет,
потому что маму ждет, а мама не приходит», —
говорит девочка, поглаживая любимую игрушку.
По мере привыкания к новой обстановке
потребность в такой игрушке-подружке постепенно
снижается. Дети становятся все более
самостоятельными, активными и лишь иногда
включают своего любимца в игру. Интересно, что
дети, которые с самого начала хорошо себя
чувствуют в детском саду, фактически не
нуждаются в помощи любимой игрушки: они свободно
общаются со сверстниками и с воспитателем,
занимаются с самыми разными игрушками или
материалами. Но тем, кому трудно в новой
обстановке, игрушка-подружка облегчает этот
тяжелый период и становится важным источником
психологической защиты, партнером по общению и
опорой для становящегося собственного Я. Поэтому
очень важно помочь малышу обрести такого
игрушечного друга и конечно же не препятствовать
этой «дружбе».
«Подружками» могут стать мягкие игрушки
с привлекательной внешностью и яркой
индивидуальностью: плюшевые мишки, киски,
собачки, куклы небольшого размера и с
выразительной внешностью, удобные для действий
ребенка и легко «одушевляемые». Необходимым
качеством такой игрушки является открытость для
любых превращений и настроений, беспомощность,
стимулирующая заботу и помощь ребенка. Только в
этом случае «игрушка-подружка» может стать не
просто плюшевым предметом, но «вторым Я»,
объектом заботы и партнером по общению.
Однако сделать мягкую игрушку любимой,
придать ей характер, одушевить ее может только
близкий и внимательный взрослый. Поэтому, делая
ребенку подарок, поговорите с ребенком голосом
игрушечного зверя, расскажите, что его новый
питомец очень любит его, хочет вместе с ним жить,
спать, гулять, что он нуждается в заботе — ему
бывает холодно, больно, скучно и т.д. Помните, что
вы можете подарить своему ребенку не просто
очередную мягкую игрушку, но и настоящего
верного друга.
Фото Галины Соловьевой