Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №5/2010

Мягкие зверушки

Окончание. Начало см. в № 4/2010

Игрушки-подружки

Способность менять голос, слова и интонации открывает возможности для общения ребенка с игрушкой. Обычно общение разворачивается с другими людьми. Однако в дошкольном возрасте возможно (и достаточно распространено) общение с игрушкой, которая выступает как опора для внутреннего диалога, как «партнер» по жизни. Известно, что в жизни многих детей есть любимые игрушки, с которыми малыши не расстаются: с ними они разговаривают, делятся радостями и размышлениями, с ними вместе спят, едят, берут их на улицу и в детский сад. Это так называемые игрушки-подружки, способные стать друзьями и помогать малышу в трудных ситуациях. В подавляющем большинстве случаев такими подружками становятся не куклы и не машинки, а именно мягкие игрушки — мишки, кошечки, собачки. Как ни странно, игрушечные животные легко одушевляются детьми и начинают выполнять очень важную роль в их жизни. Такая любимая игрушка может стать опорой для становящегося внутреннего мира ребенка, субъектом его душевной жизни.

Близость такого мягкого друга облегчает малышу переживание опасности или одиночества, дает ощущение своей нужности и самостоятельности. Особую роль такие любимые мягкие игрушки играют для малышей в трудные моменты их жизни, когда ребенок чувствует себя одиноким и нуждается в помощи и защите. Например, перед сном, или когда малыш болеет, или когда оказывается в незнакомой ситуации.

К таким наиболее трудным периодам, безусловно, относится время адаптации ребенка к детскому саду. Педагоги и психологи заметили, что маленькие дети в первые дни пребывания в детском саду буквально не расстаются со своей любимой игрушкой. Особенно нуждаются в ней дети с так называемой «трудной адаптацией», которые испытывают в новой обстановке явный дискомфорт, тревогу, напряжение. Такие дети постоянно прижимают к себе своего любимого мишку или зайчика, и физическая близость любимой мягкой игрушки дает им ощущение защищенности и безопасности. Это как бы частица своего родного дома, который ребенок постоянно носит с собой. Замечено, что с любимой игрушкой ребенок быстрее засыпает, лучше ест, охотнее одевается, и вообще чувствует себя более уверенным. На первых порах мягкая игрушка может заменить малышу друзей и стать партнером по общению. Малыши довольно часто обращаются к своим любимцам с высказываниями, просьбами, вопросами, на которые сами же и отвечают. Они приписывают им свои чувства и переживания, например: «Белочка плачет, потому что маму ждет, а мама не приходит», — говорит девочка, поглаживая любимую игрушку.

По мере привыкания к новой обстановке потребность в такой игрушке-подружке постепенно снижается. Дети становятся все более самостоятельными, активными и лишь иногда включают своего любимца в игру. Интересно, что дети, которые с самого начала хорошо себя чувствуют в детском саду, фактически не нуждаются в помощи любимой игрушки: они свободно общаются со сверстниками и с воспитателем, занимаются с самыми разными игрушками или материалами. Но тем, кому трудно в новой обстановке, игрушка-подружка облегчает этот тяжелый период и становится важным источником психологической защиты, партнером по общению и опорой для становящегося собственного Я. Поэтому очень важно помочь малышу обрести такого игрушечного друга и конечно же не препятствовать этой «дружбе».

«Подружками» могут стать мягкие игрушки с привлекательной внешностью и яркой индивидуальностью: плюшевые мишки, киски, собачки, куклы небольшого размера и с выразительной внешностью, удобные для действий ребенка и легко «одушевляемые». Необходимым качеством такой игрушки является открытость для любых превращений и настроений, беспомощность, стимулирующая заботу и помощь ребенка. Только в этом случае «игрушка-подружка» может стать не просто плюшевым предметом, но «вторым Я», объектом заботы и партнером по общению.

Однако сделать мягкую игрушку любимой, придать ей характер, одушевить ее может только близкий и внимательный взрослый. Поэтому, делая ребенку подарок, поговорите с ребенком голосом игрушечного зверя, расскажите, что его новый питомец очень любит его, хочет вместе с ним жить, спать, гулять, что он нуждается в заботе — ему бывает холодно, больно, скучно и т.д. Помните, что вы можете подарить своему ребенку не просто очередную мягкую игрушку, но и настоящего верного друга.

Фото Галины Соловьевой

Рейтинг@Mail.ru