Бумага — это особый конструктивный
материал. С одной стороны, он очень непрочный:
легко рвется и мнется в руках ребенка и требует
навыков осторожного обращения.
С другой стороны, бумага обладает
богатыми возможностями для развития детской
творческой деятельности.
Предлагаемая система занятий с
дошкольниками по художественному
конструированию из бумаги отличается от других
систем двумя моментами. Во-первых, в ней
используется нетрудоемкая для детей техника
сминания бумаги в комок и разрывания на
клочки или полоски (которые потом скручиваются в
жгут). Впервые в работе с детьми эту технику
предложила использовать Л.А. Парамонова.
Комочки-шарики, полоски или клочки
бумаги (разной величины и цвета) являются
«заготовками-деталями» для конструирования
дошкольниками любых по содержанию предметных,
сюжетных или пейзажных композиций.
Во-вторых, обучение конструированию
происходит на фоновых композициях. Фоновая
композиция — это «живая» композиция, заранее
выполняемая воспитателем на рулонном листе
бумаги большого формата. Она включает
изображение нескольких объектов, объединенных
одним сюжетом, передает место (лес, сад, улица
города) и время события (сезонные изменения).
Такая фоновая картинка предполагает
коллективные формы работы детей по ее
«достраиванию» («насыщению» разнообразными
изображениями новых объектов) и изменению всей
композиции в целом или только части за счет
включения нескольких элементов, дополняющих
готовые изображения.
Каждая фоновая картинка предполагает
бесконечное количество преобразований (как по
форме, так и по их количеству). Это дает
возможность детям работать на одной фоновой
композиции несколько занятий подряд (или с
некоторым интервалом) — развивать продуктивную
деятельность, строить художественные образы и
осваивать разнообразные технические приемы
конструирования. Понятные и интересные по теме
фоновые композиции и нетрудоемкий процесс их
преобразования позволяют каждому ребенку
активно осваивать продуктивную деятельность на
каждом занятии. Обучение детей на фоновой
композиции начинается с «перевода» их от
спонтанного манипулирования с материалом к
культурному способу его использования в рамках
конкретного вида конструктивной деятельности.
Внешние характеристики фоновых композиций и
правила работы детей по их «достраиванию»
являются определенными формами обучения и
развития детского творчества в рамках
нормативной ситуации.
Уникальный вклад каждого ребенка
заключается в самостоятельном выборе варианта
преобразования картинки, которая превращается
общими усилиями (воспитателя и группы детей) в
яркую художественную композицию.
Совместное конструирование сначала
направлено на коллективное достраивание и
преобразование готового изображения, затем — на
самостоятельное конструирование и органичное
«включение» изображений новых объектов в
композицию фоновой картинки и, далее, на
самостоятельное конструирование как «фона», так
и объектов переднего плана.
Освоение детьми легкой техники работы с
бумагой на фоновых композициях дает им
возможность работать самостоятельно и
творчески, сосредоточивать все усилия на
построении выразительной композиции.
В процессе работы по художественному
конструированию мы одновременно выдерживали три
линии по освоению детьми:
— действий с сенсорными эталонами и
практического моделирования художественных
композиций из разнообразных бумажных элементов;
— изобразительных средств: цвет, форма, величина,
точка, линия, симметрия и др. («язык»
изобразительной деятельности);
— технических способов и приемов
конструирования.
В процессе создания художественных
композиций осуществляется одновременное
развитие у детей умственных, художественных и
конструктивных способностей.
Занятия апробированы в детском саду №
1511 г. Москвы
при участии педагогов Галина Купцевич и Лариса
Темченко. Учреждением руководит Людмила
Иванова
Занятия по художественному
конструированию для детей младшего дошкольного
возраста
«Мы любим заниматься с бумагой»
Программное содержание
1. Познакомить детей с разными
свойствами бумаги (мягкость, плотность,
гладкость, цвет, по-разному называется, легко
рвется и мнется) в процессе самостоятельного
экспериментирования с ней.
2. Развивать воображение, осваивать действие
«опредмечивания» — учить видеть в обрывках или
комках смятой бумаги конкретные предметы
(объекты) реальной действительности.
3. Упражнять по-разному действовать с бумагой
(мять, рвать).
4. Учить работать совместно с воспитателем и
сверстниками подгруппы.
5. Ввести в активный словарь: существительные
(бумага, комок, полоска, салфетка, газета, цвет,
картон, пальцы, руки); прилагательные (красивая,
газетная, туалетная, синяя, красная, зеленая,
желтая, мягкая, твердая, большой, маленький);
глаголы (шуршит, рвется, разорвать, порвать,
смять, сжать, помогать).
Демонстрационный и раздаточный
материал. Разные по цвету, мягкости и фактуре
обрезки бумаги (для аппликации, газетная,
салфетки, туалетная, картон).
Содержание занятия
1. Воспитатель предлагает детям сесть за
столы и обращает их внимание на бумагу, лежащую
на столах. Он предлагает детям самостоятельно ее
рассмотреть и позаниматься с ней по своему
желанию, дает возможность детям активно
действовать с материалом (сначала не комментируя
их действия).
2. Спустя 2–3 минуты воспитатель
уточняет, что дети действуют с бумагой
по-разному: одни дети ее мнут, другие — рвут,
сжимают и делают из нее разные комочки, шарики.
Вопросами и восклицаниями воспитатель
комментирует действия детей. Он обращает
внимание детей на особенности каждого вида
бумаги.
— Вова взял бумагу. И Аня взяла бумагу. А
Оля взяла газету. Это газетная бумага.
— Какая бумага громче шуршит?
— Какая бумага легко рвется?
— Какая бумага очень мягкая?
— Какая бумага легче мнется?
— Вова, что ты сейчас делаешь с бумагой? (Рву.)
— Таня, что ты сейчас рвешь? (Бумагу.)
— Миша мнет салфетку. И Таня мнет салфетку. Мы
мнем салфетки.
— Что мы сейчас делаем с салфетками? (Мнем.)
— Что мы мнем сейчас? (Салфетки.)
— Мы мнем салфетку. Салфетка шуршит. Послушайте,
как салфетка шуршит.
— Аня, у тебя салфетка шуршит?
— Чем мы мнем салфетки? (Руками, пальчиками.)
— Салфетка мягкая. Она легко мнется. Вот какая
мягкая салфетка. Она мягкая.
— У меня получился комок. Вот какой комок у меня
получился.
— Таня, у тебя получился комок? (Получился.)
— Миша, что у тебя получилось? Что это? (Комок.)
— Вот какие большие комки у нас получились!
— Таня, какой комок у тебя? (Большой.)
— У Тани получился большой комок.
— А у Ани какой комок получился?
— Вот сколько комков у нас получилось! Комки
большие и маленькие!
— Таня, покажи маленький комок! Какой он, скажи!
— Бумага гладкая. Попробуйте, какая она гладкая.
— Что мы будем делать дальше?
Воспитатель помогает детям обобщить
чувственный опыт, заметить особенности каждого
вида бумаги: какая бумага громче шуршит, какая
легче рвется, какая самая красивая, с какой легче
работать, какую легче свернуть в трубочку или
комок, какая более послушная и др.
3. В конце занятия детям предлагается
рассмотреть результаты практической
деятельности и назвать их:
— Что это такое?
— На что похожи эти полоски? Может, это
травка?
— На что похожи эти комочки? Может, это
конфетки (ягодка, зеленый листочек и др.)?
Продолжение следует