Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №7/2010

Волшебная бумага

Бумага — это особый конструктивный материал. С одной стороны, он очень непрочный: легко рвется и мнется в руках ребенка и требует навыков осторожного обращения.

С другой стороны, бумага обладает богатыми возможностями для развития детской творческой деятельности.

Предлагаемая система занятий с дошкольниками по художественному конструированию из бумаги отличается от других систем двумя моментами. Во-первых, в ней используется нетрудоемкая для детей техника сминания бумаги в комок и разрывания на клочки или полоски (которые потом скручиваются в жгут). Впервые в работе с детьми эту технику предложила использовать Л.А. Парамонова.

Комочки-шарики, полоски или клочки бумаги (разной величины и цвета) являются «заготовками-деталями» для конструирования дошкольниками любых по содержанию предметных, сюжетных или пейзажных композиций.

Во-вторых, обучение конструированию происходит на фоновых композициях. Фоновая композиция — это «живая» композиция, заранее выполняемая воспитателем на рулонном листе бумаги большого формата. Она включает изображение нескольких объектов, объединенных одним сюжетом, передает место (лес, сад, улица города) и время события (сезонные изменения). Такая фоновая картинка предполагает коллективные формы работы детей по ее «достраиванию» («насыщению» разнообразными изображениями новых объектов) и изменению всей композиции в целом или только части за счет включения нескольких элементов, дополняющих готовые изображения.

Каждая фоновая картинка предполагает бесконечное количество преобразований (как по форме, так и по их количеству). Это дает возможность детям работать на одной фоновой композиции несколько занятий подряд (или с некоторым интервалом) — развивать продуктивную деятельность, строить художественные образы и осваивать разнообразные технические приемы конструирования. Понятные и интересные по теме фоновые композиции и нетрудоемкий процесс их преобразования позволяют каждому ребенку активно осваивать продуктивную деятельность на каждом занятии. Обучение детей на фоновой композиции начинается с «перевода» их от спонтанного манипулирования с материалом к культурному способу его использования в рамках конкретного вида конструктивной деятельности. Внешние характеристики фоновых композиций и правила работы детей по их «достраиванию» являются определенными формами обучения и развития детского творчества в рамках нормативной ситуации.

Уникальный вклад каждого ребенка заключается в самостоятельном выборе варианта преобразования картинки, которая превращается общими усилиями (воспитателя и группы детей) в яркую художественную композицию.

Совместное конструирование сначала направлено на коллективное достраивание и преобразование готового изображения, затем — на самостоятельное конструирование и органичное «включение» изображений новых объектов в композицию фоновой картинки и, далее, на самостоятельное конструирование как «фона», так и объектов переднего плана.

Освоение детьми легкой техники работы с бумагой на фоновых композициях дает им возможность работать самостоятельно и творчески, сосредоточивать все усилия на построении выразительной композиции.

В процессе работы по художественному конструированию мы одновременно выдерживали три линии по освоению детьми:

— действий с сенсорными эталонами и практического моделирования художественных композиций из разнообразных бумажных элементов;
— изобразительных средств: цвет, форма, величина, точка, линия, симметрия и др. («язык» изобразительной деятельности);
— технических способов и приемов конструирования.

В процессе создания художественных композиций осуществляется одновременное развитие у детей умственных, художественных и конструктивных способностей.

Занятия апробированы в детском саду № 1511 г. Москвы
при участии педагогов Галина Купцевич и Лариса Темченко. Учреждением руководит Людмила Иванова

Занятия по художественному конструированию для детей младшего дошкольного возраста

«Мы любим заниматься с бумагой»

Программное содержание

1. Познакомить детей с разными свойствами бумаги (мягкость, плотность, гладкость, цвет, по-разному называется, легко рвется и мнется) в процессе самостоятельного экспериментирования с ней.
2. Развивать воображение, осваивать действие «опредмечивания» — учить видеть в обрывках или комках смятой бумаги конкретные предметы (объекты) реальной действительности.
3. Упражнять по-разному действовать с бумагой (мять, рвать).
4. Учить работать совместно с воспитателем и сверстниками подгруппы.
5. Ввести в активный словарь: существительные (бумага, комок, полоска, салфетка, газета, цвет, картон, пальцы, руки); прилагательные (красивая, газетная, туалетная, синяя, красная, зеленая, желтая, мягкая, твердая, большой, маленький); глаголы (шуршит, рвется, разорвать, порвать, смять, сжать, помогать).

Демонстрационный и раздаточный материал. Разные по цвету, мягкости и фактуре обрезки бумаги (для аппликации, газетная, салфетки, туалетная, картон).

Содержание занятия

1. Воспитатель предлагает детям сесть за столы и обращает их внимание на бумагу, лежащую на столах. Он предлагает детям самостоятельно ее рассмотреть и позаниматься с ней по своему желанию, дает возможность детям активно действовать с материалом (сначала не комментируя их действия).

2. Спустя 2–3 минуты воспитатель уточняет, что дети действуют с бумагой по-разному: одни дети ее мнут, другие — рвут, сжимают и делают из нее разные комочки, шарики. Вопросами и восклицаниями воспитатель комментирует действия детей. Он обращает внимание детей на особенности каждого вида бумаги.

— Вова взял бумагу. И Аня взяла бумагу. А Оля взяла газету. Это газетная бумага.
— Какая бумага громче шуршит?
— Какая бумага легко рвется?
— Какая бумага очень мягкая?
— Какая бумага легче мнется?
— Вова, что ты сейчас делаешь с бумагой? (Рву.)
— Таня, что ты сейчас рвешь? (Бумагу.)
— Миша мнет салфетку. И Таня мнет салфетку. Мы мнем салфетки.
— Что мы сейчас делаем с салфетками? (Мнем.)
— Что мы мнем сейчас? (Салфетки.)
— Мы мнем салфетку. Салфетка шуршит. Послушайте, как салфетка шуршит.
— Аня, у тебя салфетка шуршит?
— Чем мы мнем салфетки? (Руками, пальчиками.)
— Салфетка мягкая. Она легко мнется. Вот какая мягкая салфетка. Она мягкая.
— У меня получился комок. Вот какой комок у меня получился.
— Таня, у тебя получился комок? (Получился.)
— Миша, что у тебя получилось? Что это? (Комок.)
— Вот какие большие комки у нас получились!
— Таня, какой комок у тебя? (Большой.)
— У Тани получился большой комок.
— А у Ани какой комок получился?
— Вот сколько комков у нас получилось! Комки большие и маленькие!
— Таня, покажи маленький комок! Какой он, скажи!
— Бумага гладкая. Попробуйте, какая она гладкая.
— Что мы будем делать дальше?

Воспитатель помогает детям обобщить чувственный опыт, заметить особенности каждого вида бумаги: какая бумага громче шуршит, какая легче рвется, какая самая красивая, с какой легче работать, какую легче свернуть в трубочку или комок, какая более послушная и др.

3. В конце занятия детям предлагается рассмотреть результаты практической деятельности и назвать их:

— Что это такое?

— На что похожи эти полоски? Может, это травка?

— На что похожи эти комочки? Может, это конфетки (ягодка, зеленый листочек и др.)?

 

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru