Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №8/2010

Зарубежный опыт оценки, улучшения и сертификации педагогического качества детских садов (на примере Германии)

www.earlyedcoverage.org

www.earlyedcoverage.org

ЗНАЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНОЙ СТУПЕНИ В ОБЩЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

В настоящее время в ФРГ, как и в большинстве европейских стран, происходит интенсивное развитие сети дошкольных учреждений. Правительства европейских стран инвестируют огромные средства, дабы увеличить общую доступность дошкольных учреждений для населения. Идеалом является ситуация, когда каждому ребенку гарантируется место в детском саду, а детские сады осуществляют работу на высоком педагогическом уровне.

Есть несколько причин такого высокого интереса к ДОУ. Перечислим некоторые из них:

1. Международные исследования качества образования ПИРЛС и ПИЗА показали, что высоких результатов достигли именно те страны, в которых развита сеть дошкольных учреждений с высоким уровнем качества их педагогической работы (Канада, Финляндия, Швеция).

2. Дополнительный анализ данных ПИЗА показал, что на уровне 9-го класса учебные достижения детей, посещавших детские сады, статистически значимо отличаются от показателей детей, не посещавших ДОУ.

3. Новые исследования в области нейрофизиологии мозга убедительно продемонстрировали, что многие свойства поведения и развития, которые раньше считались обусловленными наследственностью и генотипом человека, в действительности являются следствием интеракций ребенка с человеческим и предметным миром в возрасте раннего детства. Более того, от качества этих интеракций зависит то, какие заложенные в генотипе возможности реализуются в той или иной ситуации. Получается, что не гены определяют характер взаимодействия человека с миром, а наоборот, характер и качество взаимодействия управляют генами.

4. Ряд исследований в области экономики образования (в основном в США) показал высокую экономическую эффективность инвестиций в дошкольное образование. Например, анализ затрат и результатов одной американской дошкольной программы показал: за каждый доллар, вложенный в 60-е годы в хорошую дошкольную программу для непривилегированных детей, общество еще до сорокового года жизни этих людей получило свыше 12 долларов прибыли. Кроме прочего, дети, подпадавшие под действие программы, имели лучшие результаты при окончании школы, реже совершали преступления, реже зависели от службы социального обеспечения, имели более высокие доходы и являлись лучшими налогоплательщиками (Schweinhart, 2005). Отмечается также, что социальные расходы на людей, потерпевших неудачу в школьном обучении и тем самым пополнивших число социально неблагополучных слоев населения — в том числе и криминального мира, — несоизмеримо выше вложений на превентивные программы социального воспитания, проводившиеся в детских садах и школах.

Количественные и качественные аспекты

Ситуация в Германии в отношении дошкольного образования определяется в настоящее время двумя существенными факторами. С одной стороны, данные, которые мы привели выше, ясно свидетельствуют о важности и, более того, ключевой роли ступени начального образования (дошкольного и младшей школы) для эффективности всей системы образования в целом. С другой стороны — особенно в бывшей Западной Германии, — очень сильны традиции семейного воспитания. В целом у населения, а также у руководителей государства преобладало мнение, что идеалом дошкольной педагогики является семейное воспитание. Это отражалось на обеспечении населения детскими садами, которое в различных немецких землях различно. Таким образом, в условиях образовательной политики, направленной на повышение качества системы образования в целом, остро встал вопрос об обеспечении населения местами в дошкольных учреждениях. Дискутируется даже вопрос об обязательном дошкольном образовании.

Статья опубликована при поддержке магазина мебели "Флешника". Корпусная мебель готовая и под заказ от производителя для дома и офиса. Мебель для гостинной, прихожей, спальни - шкафы-купе, компьютерные столы, кухни, оригинальные hi-tech стенки, столы-трансформеры, кровати, матрасы. Бесплатный вызов дизайнера. Узнать подробнее, посмотреть полный каталог продукции и цены, контакты и сделать заказ Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://flash-nika-mebel.ua/.

В историческом контексте в ХХ веке уже полностью сформировалась система, согласно которой каждый ребенок в возрасте от 6 лет обязан посещать школу, в то время как посещение дошкольного учреждения являлось добровольным решением семьи. В настоящее время в Германии предпринимаются многочисленные усилия для работы с населением в плане пропаганды идеи всеобщего дошкольного образования.

Наряду с усилиями в количественном плане, выражающемся в проценте обеспеченности населения местами в ДОУ, важнейшим является аспект педагогического качества работы детских садов.

Проведенные в Германии исследования свидетельствуют: максимум в третьей части всех детских садов обнаруживается хорошее педагогическое качество. А в результате различного педагогического качества детских садов у дошкольников одного возраста наблюдается существенная разница в развитии. Дети одного детского сада по своим показателям могут отставать от детей другого сада почти на год. Различия в качестве дошкольного воспитания проявляются у учащихся даже в конце второго класса начальной школы в области речевого развития, школьной успеваемости и социального развития (ср. Tietze, Rossbach & Grenner, 2005). Это не единичные данные.

Многочисленные международные исследования показывают: качественные программы дошкольного обучения оказывают позитивное влияние на развитие человека в разных областях; при этом речь идет не только о кратковременных, но и о среднесрочных и о долгосрочных (свыше 10 лет) эффектах (Barnett, 1998; Jacobs, Creps & Baulay, 2004; Nelson, Westhues & MacLead, 2003; Rossbach, 2005; Vandell & Wolfe, 2000).

Иными словами, статистически значимые различия обнаружены не только между детьми, посещавшими и не посещавшими детские сады, но и между детьми, посещавшими различные детские сады.

При этом хорошее качество дошкольного воспитания имеет значение не только с точки зрения каждого отдельного ребенка, но и с общественно-экономической точки зрения. Эффективность инвестиций в эту сферу напрямую зависит от качества работы ДОУ и не может быть выражена просто в проценте обеспеченности населения местами в дошкольных учреждениях.

Вся совокупность названных причин привела к тому, что в Германии на государственном уровне был поставлен вопрос о создании систем обеспечения качества работы дошкольных учреждений. При этом большинство детских садов Германии существуют в виде разных форм учредительства, то есть, хотя и являются публичными, но не государственными. Теперь каждый учредитель обязан проводить внешнюю и внутреннюю оценку качества (аудит качества, эвалюация) подведомственного ему детского сада в форме одной из принятых концепций обеспечения качества, разработанных университетами. Существует несколько таких систем или концепций. В данной статье мы расскажем об одной из них, разработанной в Берлинском институте дошкольного детства, который был создан в 1998 году специально с этой целью.

В настоящее время группой под руководством профессора В.Титце разработан и опробован пакет инструментов для оценки (измерения), обеспечения и развития качества ДОУ. Этот инструментарий представляет собой адаптацию и дальнейшее развитие разработанных первоначально в США, опробованных и усовершенствованных далее во многих странах инструментов и шкал оценки качества ухода, воспитания и образования в период раннего и дошкольного детства. Измерительные шкалы базируются на обобщенных данных исследований психологии развития и педагогики раннего детства за последние 20–30 лет, проводившиеся в разных странах. Таким образом, можно считать, что инструменты и критерии, разработанные в Берлине, представляют собой квинтэссенцию современной психологии развития и педагогики раннего и дошкольного детства и уже с этой точки зрения представляют для нас несомненный интерес.

ПЕДАГОГИЧЕСОЕ КАЧЕСТВО В ДОШКОЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ: ВЫЯВЛЕНИЕ — РАЗВИТИЕ — ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Итак, педагогическое качество дошкольного воспитания, с одной стороны, имеет большое значение для разных областей развития детей, а с другой стороны, средний уровень качества в дошкольных учреждениях является весьма посредственным. Кроме того, существует большой разброс в возможностях дошкольных учреждений с точки зрения обеспечения качественных услуг. Поэтому следует задаться вопросом: каким образом можно систематически повышать педагогическое качество и поддерживать его на высоком уровне? Для этого Институтом педагогики раннего детского возраста Свободного университета Берлина был разработан четырехкомпонентный подход, с помощью которого можно обоснованно надеяться на успешное решение проблемы качества ДОУ.

Подход включает в себя следующие компоненты:

  • каталог важнейших факторов, параметров или критериев качества;

  • стратегия оценивания с целью регулярного и не требующего больших затрат, но при этом надежного измерения педагогического качества в дошкольных учреждениях;

  • системные программы повышения качества, которые берут за основу имеющийся уровень качества дошкольных учреждений с их сильными и слабыми сторонами и улучшают его;

  • освидетельствование (сертификация), с помощью которого достигнутый хороший уровень качества учреждения сертифицируется и документально подтверждается.

КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ДЕТСКИХ САДОВ

Согласно этому подходу дошкольное учреждение рассматривается в качестве организации, задача которой состоит в том, чтобы предоставлять педагогические услуги по образованию детей и уходу за ними на достаточно высоком качественном уровне. Эти услуги рассматриваются как «конечный продукт», то есть результат работы этого учреждения. Под «продуктом» понимается качество педагогических процессов, т.е. какое развитие получают дети в разных областях, как педагогический персонал осуществляет коммуникацию и взаимодействие с детьми, какая создается педагогическая атмосфера, как дети взаимодействуют друг с другом, короче: весь комплекс педагогического опыта, с которым сталкиваются дети.

Это крайне важный момент: в контексте изменения парадигмы управления образовательными системами с управления «на входе» на управление «на выходе», то есть по реальному результату, ключевым становится то, что считается результатом и как определяется этот результат.

Для дошкольных учреждений результатом «на выходе» являются не свойства детей, например, их готовность к школе, определяемая тестами или другими процедурами оценки, и несоответствие детей нормативным параметрам развития, заложенным в программе (традиционный советский подход), но педагогическое качество условий и процессов, в которых каждый ребенок получает максимум импульсов для своего развития.

То, что дети «на выходе» получаются разные, заложено в самой сути процессов развития. Нигде в мире не удавалось и не удастся совершенно уровнять скорость и специфику развития детей на момент перехода из дошкольного учреждения в школу. Задача младшей школы и школы вообще — по возможности уменьшить разрыв между успешными и неуспешными учащимися, оказывая последним целенаправленную помощь путем различных программ поддержки. Но устранить этот разрыв совсем — это нереальная, утопическая задача, которую не в состоянии выполнить ни школа, ни детский сад. Поскольку детские сады имеют дело с очень разным контингентом детей, судить о качестве ДОУ по свойствам детей и сравнивать их между собой по этим параметрам является неправильным и не соответствует международным нормам.

Следующим аспектом качества услуг (конечный продукт) является также качество сотрудничества с семьями (семейный аспект): регулярно ли родители получают актуальную информацию обо всех важных событиях в учреждении, особенно о развитии и обучении своего ребенка, поддерживается ли сотрудничество с родителями, имеют ли они возможности для участия в жизни дошкольного учреждения?

Кроме того, качество «конечного продукта» зависит от исходных данных, которые носят названия «качество ориентаций» и «качество структуры». Имеются в виду рамочные условия, в которых существует учреждение и которые педагогический персонал, как правило, не может изменить. К таким рамочным условиям в области качества ориентаций относятся, например, имеющиеся программы обучения, существующий «образ ребенка», ценностные ориентации и общественно заданные принципы воспитания. Рамочные условия в области качества структуры относятся к таким факторам, как величина групп, количество детей на одного воспитателя, уровень образования педагогического персонала или внутренние и внешние пространственные условия (внутренние помещения, двор для прогулок и игр).

Наконец, дошкольное учреждение вписано в профессиональный контекст, который может быть различным, в котором, к примеру, администрация обеспечивает или не обеспечивает возможности для поддерживающего профессионального консультирования и где проводится более или менее строгое инспектирование и т.п.

Ожидается, что все эти факторы в комплексе, прямо или косвенно, влияют на состояние развития и образования детей, т.е. на конечный результат («продукт»).

Понятно, что реальный уровень развития и образования детей определяется не только педагогическим качеством учебного заведения. Другими важными факторами являются, к примеру, генетические задатки ребенка, условия (педагогическое качество) в семье, а также воздействия со стороны окружающей обстановки. Эти факторы лежат за пределами излагаемой здесь модели, и их не следует далее рассматривать, хотя они, без сомнения, оказывают сильное влияние.

Области педагогического качества в детских садах и их влияние на детей и семью

Области педагогического качества в детских садах и их влияние на детей и семью

Взятая за основу модель ясно демонстрирует: улучшение качества дошкольного образования возможно в разных направлениях и, в зависимости от точки приложения усилий, для этого требуются разные действующие лица. Многие условия качества вообще не подлежат непосредственному влиянию со стороны педагогического персонала дошкольных учреждений. Они даются педагогам-практикам как политически установленные рамочные условия. Это относится, например, к содержанию образования как важнейшему признаку «качества ориентаций» или также к таким факторам, как величина группы, соотношение между количеством детей и количеством воспитателей, количество внутренних помещений и организация наружного пространства учреждения, а также уровень образования педагогического персонала. Эти факторы качества регулируются политически, и их улучшение, как правило, связано с высокими затратами.

Рамочные условия существенным образом влияют на качество педагогического процесса, то есть на «продукт» ДОУ. Исследования, проведенные Берлинским институтом под руководством Титце, показывают: от 25 до 50% различий в качественном уровне объясняются разницей в рамочных условиях. То есть разница в качестве педагогического процесса, выявляемая в разных дошкольных учреждениях, от четверти до половины случаев зависит от разницы рамочных условий, в которых работают эти дошкольные учреждения (Tietze, Rossbach & Grenner, 2005).

О чем свидетельствует такой вывод?

1. Он указывает на большое значение хороших рамочных условий (исходные данные) для качественно полноценного педагогического процесса (продукт), а также и для конечного результата и его влияния на детей и подчеркивает ответственность за хороший педагогический процесс, которую несут те, кто принимает политические решения в области образования. Он показывает, что педагогическая наука и практика выполняют важную функцию просвещения лиц, ответственных за политические решения. Эти лица должны понимать: бюджетные затраты для создания хороших рамочных условий (исходные данные) должны быть сопоставимыми с другими затратами социальной сферы.

Но этот вывод указывает и на то, что качество педагогических процессов («продукт») ни в коем случае не объясняется только одними рамочными условиями. От 50 до 75% различий в качестве педагогического процесса не объясняются разницей в рамочных условиях. Этот вывод свидетельствует о том, что, в зависимости от менеджмента и организации, т.е. от того, как используются рамочные условия, педагогические процессы можно организовывать хорошо в разной степени, на разном уровне качества. Этот вывод отражает известный в педагогической практике факт, что две воспитательницы, работая в идентичных рамочных условиях, осуществляют разный по качеству педагогический процесс.

Вместе оба пункта доказывают, что качественных улучшений можно достичь как с помощью политически ответственного улучшения рамочных условий, так и непосредственно на практике с помощью улучшения менеджмента и лучшего использования задаваемого этими рамочными условиями потенциала. Оба эти подхода возможны и необходимы, они взаимно дополняют друг друга. Но они связаны с различными импликациями. В то время как стабильное улучшение рамочных условий возможно только в течение длительных сроков и связано с большими затратами, существенное улучшение качества работы ДОУ путем улучшения менеджмента, организации и использования имеющихся ресурсов возможно в течение относительно короткого времени и требует значительно меньше финансовых средств.

Измерение педагогического качества в дошкольных учреждениях

Значение педагогического качества в ДОУ признается сегодня всеми специалистами и политиками европейских стран, имеющими отношение к образованию. Поэтому ответственные инстанции и учредители, т.е. муниципалитеты, церкви, благотворительные организации, а иногда и правительственные органы федеральных земель, хотят знать, на каком уровне педагогического качества находятся подведомственные им ДОУ. Но также и многие детские сады, их администрация и персонал хотят получить достоверную информацию о состоянии педагогического качества, о своих слабых и сильных сторонах.

Чтобы выяснить это состояние на уровне отдельного учреждения, разработана программа аттестации, с помощью которой может быть выявлен уровень педагогического качества учреждения в разных областях качества, а также может быть надежно и с небольшими затратами составлен дифференцированный профиль качества со всеми сильными и слабыми сторонами работы учреждения. Стратегия аттестации при этом организована по принципу конструктора и может — по желанию и в соответствии с целями — включать в себя различные элементы. Полная программа оценивания рассчитана на выявление всех четырех составляющих качества: качество ориентаций, структуры, процесса и качество семейного аспекта.

Выявление качества структуры и ориентаций при этом происходит с помощью стандартизированных интервью и опросов руководителей и педагогического персонала дошкольных учреждений, анализа документов и обследования на месте. Отношения с семьями выявляются с помощью письменного опроса родителей. Установление качества педагогического процесса происходит путем 3–4-часового наблюдения специально обученных специалистов в группах детских садов и дополнительного интервью с воспитательницей группы.

Выявление качества педагогического процесса, т.е. качества конкретных процессов, направленных на образование и воспитание детей и уход за ними, составляет суть аттестации и является составной частью всех проводимых эвалюаций (экспертиз, оценки). В центре стоит градация качества педагогического процесса с помощью шкалы для детских садов в группах для 3–6-летних детей и шкалы для детских яслей в группах для детей младше 3 лет. В обоих случаях речь идет о немецких версиях известных международных шкал Early Childhood Environment Rating Scale (ECERS-R ) (Harms e .a., 1998) и Infant/Toddler Environment Rating Scale (ITERS-R ) (Harms e .a., 2001). В результате применения этих распространенных в мире шкал полученные данные могут быть вписаны в международный контекст. В случае KES -R шкала состоит из 43 отдельных признаков качества, а в случае KRIPS-R — из 41 пункта. Они представляют собой по 7 подразделов качества педагогического процесса: место и помещения, забота и уход за детьми, речевое и когнитивное развитие, активности (занятия), взаимодействие, структурирование педагогической работы, взаимоотношения между родителями и воспитателями.

Каждый из отдельных признаков качества оценивается на основе многочасового наблюдения (возможно, в дополнении с информацией из интервью с воспитательницей группы) по 7-ступенчатой шкале. Ступени 1 (недостаточно), 3 (минимально), 5 (хорошо) и 7 (отлично) являются при этом ключевыми ступенями и точно описываются для каждого отдельного признака качества. При подведении итогов значения ниже 3 относятся к «недостаточному качеству», значения между 3 и 5 свидетельствуют о «среднем качестве», а значения от 5 и выше говорят о «хорошем и очень хорошем качестве».

В зависимости от цели оценивание может происходить на трех разных уровнях: на самом тонком уровне отдельного признака качества, на обобщающем уровне семи подразделов качества педагогического процесса, а также на общем уровне. В последнем случае среднее выводится из всех отдельных признаков.

Разные значения определяются с помощью сравнения. В зависимости от постановки вопроса здесь имеется несколько возможностей:

— Первая возможность предусматривает сравнение качественных признаков между собой. В отношении каких признаков (параметров) качества группа демонстрирует сильные стороны, в отношении каких — слабые?

— Вторая возможность — это использовать в качестве рамок три зоны качества: «недостаточное», «среднее» и «хорошее и очень хорошее». К какой зоне качества относятся большинство качественных признаков, или значения семи подразделов, или общее значение?

— Третья возможность состоит в том, что профиль качества группы сравнивается со средним профилем других групп дошкольного учреждения.

Наряду с такими «внутренними» сравнениями в итоге могут быть предприняты и внешние сравнения, в ходе которых значения могут сравниваться с результатами, полученными в других детских садах, в том числе с разными типами учредителей. На основе многочисленных аттестаций дошкольных учреждений разного типа, в разных частях страны была получена широкая картина достаточно надежных данных, так что возможна достаточно точная оценка качества каждого вновь обследуемого учреждения.

Подведение итогов аттестации и обобщение данных могут быть разными в зависимости от преследуемых целей и от заказчика. Обобщение данных обследования для учредителей происходит по-другому, чем для самого учреждения и работающих там педагогов.

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru