Фото из архива детского сада № 47
«Оленёнок», г. Бийск Алтайского края
Все ученые, изучавшие деятельность
детского мозга, психику детей, отмечают:
двигательная активность руки (общая и мелкая)
стимулирует мозг. Чем она выше, тем интенсивней
развивается речь ребенка. Данные
электрофизиологических исследований прямо
говорят о том, что речевые области
формируются под влиянием импульсов, поступающих
от пальцев рук. С другой стороны,
формирование движений происходит при участии
речи. Речь является одним из основных элементов в
двигательно-пространственных упражнениях.
Мелкая и тонкая моторика (движения
пальцев) в конечном итоге сказывается не только
на развитии речи, но и на развитии интеллекта
ребенка, поскольку взаимодействует с такими
высшими свойствами сознания, как внимание,
мышление, оптико-пространственное восприятие
(координация), воображение, наблюдательность,
зрительная и двигательная память, речь.
Решающим фактором, определяющим
морфологическое и функциональное развитие
двигательного анализатора, является среда,
воспитание ребенка и его двигательная
активность. Именно в активной двигательной
деятельности формируются сложные двигательные
стереотипы, образуются новые
условно-рефлекторные связи, повышающие
работоспособность коры головного мозга,
стимулирующие развитие мышления ребенка.
Тренировка движений пальцев и кисти рук является
важнейшим фактором еще и потому, что
способствует улучшению артикуляционных
движений.
Кроме того, трудовые процессы, которые
ребенок совершает рукой, требуют от него
значительного напряжения. Ребенок дошкольного и
младшего школьного возраста еще не способен
выдерживать продолжительное мышечное
напряжение, так как мелкие мышцы кисти еще
недостаточно сильны и эластичны, движения плохо
координированы. Несовершенство нервной
регуляции движений объясняет недостаточную
точность и быстроту выполнения движений,
трудность прекращения движения по сигналу. А
обучение письму связано в первую очередь с
разносторонним развитием мелких мышц кисти руки.
Поэтому в системе предшкольного образования
следует широко применять упражнения пальчиковой
гимнастики. Это упражнения для развития силы,
эластичности мышц и связок, подвижности суставов
кисти и пальцев, для развития координации
движений пальцев и кисти в целом, расслабляющие
упражнения, массаж и гимнастика для снятия
усталости пальцев, сюжетные упражнения
пальчиковой гимнастики с проговариванием
действий и стихов по теме упражнения для
развития логики мышления и др.
Наилучший эффект дает сочетание
гимнастики для пальцев с дыхательными
упражнениями, сгибаниями и разгибаниями
позвоночника в шейном и грудном отделах. Уровень
энергетического обмена при этом повышается на
20–50%.
Пальчиковая гимнастика важна для всех
детей, но особенно для тех, у которых наблюдается
задержка развития речи.
Описание упражнений
Упражнение «Колечко»
Упражнение способствует развитию
координации движений, формированию чувства
пространства и точности движений пальцев,
улучшению артикуляционных движений,
стимулирующих речевое развитие ребенка.
Содержание и техника исполнения
И.п. — руки на столе, предплечья кверху,
ладони повернуты друг к другу, пальцы врозь.
Кончики больших пальцев соединить с
указательными, образуя колечки. Остальные три
пальца остаются выпрямленными. И далее
поочередно с каждым пальцем. Колечки обеих рук
приближать на расстояние 1,5–2 см, но не касаться
друг друга. Затем всё в обратном порядке. То же с
закрытыми глазами.
То же на каждый счет: большой палец правой руки
поочередно с каждым пальцем образует колечко.
Затем всё в обратном порядке.
Методические указания
Следить, чтобы колечко получалось
круглым, а пальчики соединялись кончиками у
самого ногтя, оставляя остальные три пальца
выпрямленными. Вначале очень сложно сделать
колечко круглым, т.е. касаться кончиками пальцев
у ногтя, оставляя остальные прямыми. Можно
предложить детям выполнять колечки сначала на
одной руке, а другой придерживать пальцы.
Более
сложный вариант: левой рукой образуют колечки,
начиная с мизинца, а правой — с указательного
пальца, и наоборот.
Скорость выполнения упражнения увеличивать
постепенно. Еще сложнее точно рассчитать
расстояние между колечками с закрытыми глазами.
Однако при хорошей тренировке упражнение
доступно старшим дошкольникам.
Упражнение можно считать освоенным, если дети
выполняют его с закрытыми глазами под заданный
счет, без напряжения и без ошибок три раза подряд.
Упражнение «Цепочка»
Упражнение способствует формированию у
детей координации движений, формированию логики
движений и образованию новых
условно-рефлекторных связей.
Содержание и техника исполнения
И.п. — сидя, локти на столе на ширине
плеч, предплечья кверху ладонями внутрь.
Колечки, образованные сомкнутыми большими
пальцами и мизинцами правой и левой рук,
сцепляются так, чтобы пальцы одной руки были в
кольце другой. Цепочку вяжут дальше с
безымянными, средними и указательными пальцами.
Выпрямить все пальцы и начать вязать
цепочку в обратном порядке, начиная с больших и
указательных пальцев.
Вначале цепочку вяжут медленно, в индивидуальном
темпе; а затем упражнение выполняют под счет в
темпе и ритме, заданном педагогом.
Повторить упражнение от 2 до 4 раз в одном занятии.
Методические указания
Чередовать исполнение упражнения с
открытыми и закрытыми глазами, а в завершение 5
раз подряд выполнить без ошибок с закрытыми
глазами. При выполнении упражнения с закрытыми
глазами внимание сосредоточить на технике
исполнения, сохраняя правильную осанку и
естественный ритм дыхания через нос.
Упражнение «Колечко — раз, цепочка —
два»
Упражнение способствует формированию у
детей пальчиковой координации движений,
улучшению артикуляционных движений,
стимулирующих речевое развитие ребенка.
Содержание и техника исполнения
И.п. — сидя, локти на столе на ширине
плеч, предплечья кверху ладонями внутрь, пальцы
врозь.
На счет «один» — образуют колечко с
указательными пальцами;
на счет «два» — вяжут цепочку с указательными
пальцами;
на счет «три» — образуют колечко с указательными
пальцами;
на счет «четыре» — принимают и.п.;
на счет «пять–восемь» — повторяют описанные
движения со средними пальцами.
На следующие восемь счетов выполняют упражнения
с безымянными пальцами и мизинцами, начиная с
мизинцев.
Методические указания
Упражнение осваивается после того, как
освоены упражнения «Колечко» и «Цепочка».
Все упражнение выполняется на 32 счета — вначале
медленно и со зрительным контролем. Затем быстро,
под счет. И наконец — самостоятельно, в
индивидуальном темпе:
2–3 раза с закрытыми глазами с проговариванием
действий и названием пальцев.
Упражнение считается освоенным, если при
выполнении с закрытыми глазами в быстром темпе
за 32 счета не допущено ни одной ошибки.
Упражнение «Корзинка»
Упражнение способствует развитию силы
мышц и связок кисти, подвижности суставов кисти,
формированию у детей мышечного чувства
напряжения и расслабления работающих групп
мелких мышц, улучшению их кровоснабжения.
Содержание и техника исполнения
И.п.
— сидя, предплечья на столе, кисти ладонями
книзу, расстояние между ними 10–15 см.
Сближая кисти ладонями к себе, пальцы
переплетают так, чтобы первые и вторые
(дистальные и средние) фаланги продвинулись
внутрь и были плотно прижаты к ладоням. Большие
пальцы соединить: они образуют «ручку» корзинки.
С силой стараться соединить основания ладоней, а
пальцы внутри («в корзинке») оказывают
сопротивление, локти разведены в стороны и
остаются неподвижными.
Задержаться в этом положении три счета,
акцентируя внимание на силовом усилии, и
обратным движением вернуть пальцы в и.п.
Расслабить кисти и быстро-быстро шевелить
расслабленными пальцами.
Повторить упражнение от 3 до 7 раз, постепенно, от
занятия к занятию, увеличивая количество
повторений. Темп медленный, затем средний.
Методические указания
Вначале упражнение выполняется с
открытыми глазами. Нужно следить, чтобы дети не
опускали голову. Затем нужно чередовать
исполнение упражнения с открытыми и закрытыми
глазами. Сосредоточить внимание детей на силовом
усилии работы пальцев. После нескольких
повторений опустить руки вниз и потрясти
расслабленными руками.
Упражнение «Сбор ягод»
Упражнение способствует развитию
воображения ребенка, а при выполнении с
закрытыми глазами — координации движений,
положительному эмоциональному настрою.
Содержание
и техника исполнения
И.п. — расслабленная кисть левой руки
(пальцы опущены вниз) изображает ветку с ягодами.
Пальцы правой руки по очереди с каждого пальца
«снимают с ветки ягоды», начиная с мизинца. Затем
положение рук меняют: «ягоды с ветки снимают»
пальцы левой руки.
Методические указания
Вначале упражнение выполняется
медленно, затем быстро, под счет и с закрытыми
глазами. «Снимая ягодку», следует плотно
обхватить конечную фалангу и массирующим
движением скользнуть по пальцу.
Можно соединить в одно два упражнения —
«корзинку» и «сбор ягод».
Упражнение «Солнышко»
Упражнение способствует развитию
координации движений, психофизической
релаксации, повышению работоспособности.
Содержание
и техника исполнения
И.п. — локти на столе, предплечья кверху,
кисти ладонями внутрь.
На счет «раз» — кисти ладонями от себя, пальцы
разведены широко врозь;
на счет «два» — руки скрестить запястьями,
правая перед левой;
на счет «три» — правую кисть повернуть ладонью к
себе;
на счет «четыре» — правую кисть повернуть
ладонью от себя;
на счет «пять» — смена положения рук, левая перед
правой;
на счет «шесть» — левую кисть повернуть ладонью
к себе;
на счет «семь» — левую кисть повернуть ладонью
от себя.
Затем все повторить, но начинать с положения
«левая кисть перед правой». Повторить все
упражнение от 3 до 5 раз.
Методические указания
Вначале упражнение выполняется
медленно под руководством педагога с
проговариванием каждого действия, а затем
самостоятельно, в индивидуальном темпе, но тоже с
проговариванием действий. Нужно чередовать
исполнение упражнения с открытыми и закрытыми
глазами, добиваться осмысленности,
эмоциональной регуляции.
Предложить детям представить, как от каждого
пальчика идут лучики и согревают все вокруг.
Упражнение считается освоенным, если при
выполнении с закрытыми глазами дети выполняют
его под счет три раза подряд без ошибок.
Упражнение «Бутончик»
Упражнение способствует формированию
чувства мышечного ощущения напряжения и
расслабления мышц кисти, развитию силы и
эластичности работающих мелких мышц и связок
кисти, улучшению кровообращения,
совершенствованию чувства ритма и темпа.
Содержание и техника исполнения
И.п. — сидя, предплечья на столе, кисти
ладонями книзу.
Скользя по столу, кончики пальцев обеих рук
собрать в горстку, поворачивая кисти пальцами к
себе, а затем, поворачивая кисти, предплечья и
ладони кверху, ладонь раскрыть: «цветок
раскрывается навстречу солнцу», кисть
полураскрыта, пальцы прямые и напряжены.
Просчитать от трех до семи счетов (добавляя по
одному счету на каждом занятии), удерживая руку в
этом положении и расслабляя пальцы, обратным
движением вернуться в и.п. Отдых три счета и
повторить упражнение.
Нагрузка: от 3 до 7 раз, постепенно увеличивая
количество повторений. Как только дети освоят
технику исполнения упражнения, индивидуальный
темп постепенно заменяется выполнением под счет
для всей группы.
«Раз-два» — цветок раскрыть навстречу
солнцу двумя руками;
«три-четыре» — обратным движением и.п.
То же повторить с закрытыми глазами.
«Раз» — цветок раскрыть навстречу солнцу;
«два-три» — удерживать положение раскрытого
цветка;
«четыре» — принять и.п.
«Раз» — цветок раскрыть навстречу солнцу правой
рукой;
«два» — цветок раскрыть навстречу солнцу левой
рукой;
«три-четыре» — удерживать положение раскрытого
цветка;
«пять» — расслабляя правую кисть, обратным
движением вернуться в и.п.;
«шесть» — расслабляя левую кисть, обратным
движением вернуться в и.п.;
«семь-восемь»— отдых.
Методические указания
Вначале внимание концентрируется на
технике упражнения, а затем на мышечном ощущении
силы сжатия пальцев и расслаблении кисти. Нужно
учить детей чувствовать напряжение и
расслабление работающих мышц. Следить, чтобы
дети смотрели на кисти, не опуская головы.
Вдыхать и выдыхать воздух только через нос.
Упражнение «Ворота»
Упражнение
способствует развитию точности и
пространственной ориентации мелких движений,
развитию воображения и творческого потенциала
ребенка.
Содержание и техника исполнения
И.п. — сидя, сжать кисти в кулак, положив
их на стол, повернув пальцами к себе на
расстоянии 2–3 см.
Если упражнение выполняется стоя, то руки держат
перед грудью, кулаки развернуты пальцами к себе.
Выпрямляя кисть, большие пальцы отставить в
согнутом положении, а остальные четыре пальца
выпрямленной кисти соединить так, чтобы кончики
средних пальцев касались друг друга. Удерживать
это положение три счета с закрытыми глазами,
постепенно сдвигая кисти, сжать пальцы в кулак.
Расстояние между кулаками 1,5–2 см.
Упражнение повторить 4 раза, чередуя выполнение с
открытыми и закрытыми глазами.
Постепенно расстояние между кулаками
увеличивается до 20–25 см. То же с закрытыми
глазами.
Методические указания
Учителю следует добиваться
осмысленности и точности действий ребенка.
Вначале упражнение выполняется в индивидуальном
темпе, постепенно увеличивая расстояние между
кистями до 25–30 см и останавливая кисти на точно
заданном расстоянии. Затем упражнение
выполняется под счет педагога.
Упражнение считается освоенным, если при
выполнении с закрытыми глазами дети выполняют
его 5 раз подряд без ошибок.
Упражнение «Дерево»
Упражнение способствует развитию
подвижности суставов кисти и координации мелких
движений, развитию воображения и творческого
потенциала ребенка.
Содержание и техника исполнения
И.п.
— локти на столе, предплечья направлены кверху,
ладонями внутрь.
Полусогнутые пальцы слегка развести, затем
соединить руки скрестно у запястья, левая рука
перед правой, прижать кисти тыльной стороной
друг к другу.
Шевелить пальцами три счета: «Ветер дует, листья
качаются» — и обратным движением вернуться в и.п.
Повторить то же самое, но при этом правую руку
держать перед левой. Повторить упражнение от 3 до
5 раз в одном занятии.
Методические указания
При выполнении с закрытыми глазами
внимание сосредоточить на технике исполнения,
сохраняя позу правильной осанки и естественный
ритм дыхания через нос.
Упражнение «Корни дерева»
Упражнение способствует развитию
подвижности суставов кисти и координации мелких
движений.
Содержание
и техника исполнения
И.п. — руки перед собой, предплечья
кверху.
Плотно прижать друг к другу локти и кисти, а
затем, поворачивая кисти по направлению к себе,
плотно соединить тыльные стороны кистей, средние
пальцы обеих рук соединены по всей длине, большие
пальцы отставлены, остальные пальцы слегка
разведены и полусогнуты. Стараясь приблизить
локти друг к другу, пружинящими движениями
опускать кисти вниз: «Корни растут вниз».
Затем обратным движением вернуться в и.п.
Отдохнуть на два-три счета и повторить
упражнение.
Методические указания
После двух-трех повторений упражнения
поднять руки вверх, кисти расслабить и потрясти
ими, опустить руки вниз. Вначале упражнение
выполняется медленно, а затем выполнять в
среднем темпе, легко. Следить за точным
положением пальцев.
Продолжение следует