Продолжение. Начало см. в № 2,
4, 6/2010
Занятие четвертое. СЕКРЕТЫ ГОРШЕЧНОГО
ДОНЫШКА
Первая часть занятия
Педагог. Сегодня мы с вами опять
отправимся в прошлое, во владения тетушки Глины.
Для начала давайте вспомним, какими свойствами
обладает этот материал — глина. Сыграем с вами в
игру: «Где мы были, мы не скажем, а что делали,
покажем». Для этого пригласим сюда Ваню (Петю,
Машу) и попросим его взять в руки комок глины.
Сейчас Ваня будет что-то делать с глиной, а мы
попробуем догадаться, какое свойство глины он
хочет нам подсказать.
Ребенок подходит к столику, на котором
стоит маленькая лейка с водой, лежат бусинки,
другие мелкие предметы. Педагог дает ему кусок
глины. Ребенок мнет глину, скатывает шар, делает в
нем углубление, может налить туда каплю воды,
может положить мелкие предметы.
Каждый раз дети называют действие ребенка и итог
этого действия. Педагог может помогать детям
вопросами:
— Что сейчас делает Ваня с глиной? (Мнет
ее, катает.)
— Во что превратился комок глины? (В шар, в
колбаску.)
— На что похож глиняный шар с ямкой? (На сосуд. На
горшочек.)
— Ваня налил в свой глиняный сосуд воды. Что
происходит с водой?
— Ваня положил в свой глиняный сосуд бусины. Что
с ними происходит?
Можно повторить игру второй раз,
пригласив к столику другого ребенка. Пусть он
покажет то свойство глины, которое не показал его
одногруппник.
Вторая часть занятия
Педагог. Мы с вами лепили горшочки из
глиняных ленточек. И вы получили задание:
подумать, каким было донышко у древнего горшочка.
Может, вы дома полистали какие-нибудь
энциклопедии? Или обсудили эту проблему с
родителями? Кто-нибудь догадался, каким было
донышко у первобытных горшочков?
Дети предлагают свои ответы, тогда
педагог их обобщает. Если дети затрудняются с
ответом, педагог понимающе кивает: вопрос был
очень трудным.
Педагог. Попробуем вместе найти
ответ на этот вопрос. Ну-ка, взгляните.
Педагог насыпает на столе кучку из
мелких камушков и песка (можно взять мелкий грунт
для цветов или для аквариума) и ставит на нее
горшок с плоским донышком — так, чтобы было
видно: горшок наклонился.
Педагог. Представьте себе, что это не
песок, а зола или мелкие угли. Горячие. Люди хотят
с помощью этих углей приготовить себе еду. Для
этого они ставят на угли горшок. Устойчиво он
стоит?
Дети. Нет.
Педагог. Неустойчиво. Того и гляди —
упадет. Содержимое того и гляди разольется. А
можно ли что-то придумать, чтобы горшок крепче
держался в кучке углей?
Дети предлагают разные версии. Если они
затрудняются сразу предложить какой-нибудь
вариант, педагог берет в руки палочку. Можно
палочку установить в куче углей? Нужно воткнуть
ее в золу. Чем глубже воткнешь, тем устойчивее
будет она стоять. Можно ли как-то изменить форму
горшочка, чтобы он отчасти приобрел свойства
палочки — втыкаться в кучу золы или углей?
Нужно вытянуть донышко у горшочка, чтобы оно
стало похожим на колпачок.
Педагог предлагает всем детям
провести эксперимент — слепить из глины
(пластилина) комок, вытянуть ему кончик, потом
подойти к большому столу и воткнуть свой
импровизированный горшочек в кучку грунта.
Можно формочки с грунтом раздать на детские
столики. Но формочки должны быть достаточно
глубокими.
После работы дети вытирают руки влажными
салфетками и тряпочками.
Педагог. Вот, оказывается, что
придумали древние люди: их горшочки имели острые
донышки. Сосуд с таким донышком легко установить
в куче золы.
И потом его удобно ставить на песок, на влажную
или рыхлую почву.
Такими сосудами с донышками в форме колпачков
люди пользовались очень долго. (Можно показать
детям фотографию или картинку с
древнегреческими амфорами.)
Как вы думаете, когда люди стали делать посуде
плоское донышко?
Дети предлагают свои версии.
Педагог. Мы ставили наши горшочки в
кучу грунта. А какому горшочку удобней стоять на
столе — с острым донышком или с плоским?
Дети. С плоским.
Педагог показывает детям, что горшок с
донышком, как колпачок, вообще не может стоять на
столе. Зато горшок с плоским горлышком прекрасно
стоит.
Третья часть занятия
Педагог. Когда люди придумали стол,
стали ставить туда посуду, изменилась и форма
сосудов. Взгляните: эти предметы из глины в
старину жили в каждой крестьянской избе. Это
горшок. В нем варили щи и кашу. Это крынка для
хранения кваса и молока. Это кувшин. В него тоже
наливали разные напитки. (Показывает детям
картинки или предметы.) Что между ними общего, а
что — различного?
Дети сравнивают предметы между собой.
Педагог помогает им вопросами и жестами,
дополняет их ответы.
— Все три предмета посуды — из глины. У
всех есть округлая часть. Она называется тулово.
— Как называется эта часть кувшина и крынки?
(Горлышко.) У горшочка горлышка нет.
— А вот эта часть кувшина как называется? (Ручка.)
А еще у кувшина есть носик. Как вы думаете, для
чего носик служит? Из чего удобнее переливать
жидкость — из крынки или из кувшина? (Если есть
возможность продемонстрировать удобство носика
кувшина, нужно это сделать.) Носик помогает
разливать напитки в маленькие чаши.
— Слова тулово, ручка, горлышко, носик
вам что-нибудь напоминают?
Дети высказывают свои предположения.
Педагог. Ручки, горлышко, носик есть
и у человека. И это совсем не случайно. Если
внимательно посмотреть на древнюю посуду, она
очень похожа на человека — только без головы.
Взгляните на амфору древних греков: чем не
женщина, которая уперла руки в боки?
Люди украшали себя и свою одежду узорами, вешали
на шею бусы и амулеты — и украшали свою посуду. (Показывает
картинки с расписанной посудой.)
Четвертая часть занятия
Задание детям
Теперь каждый из вас может нарисовать
какой-нибудь из трех предметов — кувшин, крынку
или горшок — и украсить узорами и картинками по
своему усмотрению.
Дети рисуют картинки. Картинки
вывешиваются на доске. Глядя на них, дети еще раз
устанавливают сходство между человеческой
фигурой и формой сосудов из глины.
Фото Галины Соловьевой