Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №11/2010
Лето — подходящее время для «необязательных» интересных занятий. Путешествия в прошлое помогут будущим первоклассникам устанавливать связи между событиями, вырабатывать представления о том, что каждый окружающий их предмет имеет свою историю. Если вы работаете с шестилетками, воспользуйтесь сценариями занятий из серии «Богатства тетушки Глины».

Богатства тетушки Глины

Продолжение. Начало см. в № 2, 4, 6/2010

Занятие четвертое. СЕКРЕТЫ ГОРШЕЧНОГО ДОНЫШКА

Первая часть занятия

Педагог. Сегодня мы с вами опять отправимся в прошлое, во владения тетушки Глины. Для начала давайте вспомним, какими свойствами обладает этот материал — глина. Сыграем с вами в игру: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем». Для этого пригласим сюда Ваню (Петю, Машу) и попросим его взять в руки комок глины. Сейчас Ваня будет что-то делать с глиной, а мы попробуем догадаться, какое свойство глины он хочет нам подсказать.

Ребенок подходит к столику, на котором стоит маленькая лейка с водой, лежат бусинки, другие мелкие предметы. Педагог дает ему кусок глины. Ребенок мнет глину, скатывает шар, делает в нем углубление, может налить туда каплю воды, может положить мелкие предметы.
Каждый раз дети называют действие ребенка и итог этого действия. Педагог может помогать детям вопросами:

— Что сейчас делает Ваня с глиной? (Мнет ее, катает.)
— Во что превратился комок глины? (В шар, в колбаску.)
— На что похож глиняный шар с ямкой? (На сосуд. На горшочек.)
— Ваня налил в свой глиняный сосуд воды. Что происходит с водой?
— Ваня положил в свой глиняный сосуд бусины. Что с ними происходит?

Можно повторить игру второй раз, пригласив к столику другого ребенка. Пусть он покажет то свойство глины, которое не показал его одногруппник.

Вторая часть занятия

Педагог. Мы с вами лепили горшочки из глиняных ленточек. И вы получили задание: подумать, каким было донышко у древнего горшочка. Может, вы дома полистали какие-нибудь энциклопедии? Или обсудили эту проблему с родителями? Кто-нибудь догадался, каким было донышко у первобытных горшочков?

Дети предлагают свои ответы, тогда педагог их обобщает. Если дети затрудняются с ответом, педагог понимающе кивает: вопрос был очень трудным.

Педагог. Попробуем вместе найти ответ на этот вопрос. Ну-ка, взгляните.

Педагог насыпает на столе кучку из мелких камушков и песка (можно взять мелкий грунт для цветов или для аквариума) и ставит на нее горшок с плоским донышком — так, чтобы было видно: горшок наклонился.

Педагог. Представьте себе, что это не песок, а зола или мелкие угли. Горячие. Люди хотят с помощью этих углей приготовить себе еду. Для этого они ставят на угли горшок. Устойчиво он стоит?

Дети. Нет.

Педагог. Неустойчиво. Того и гляди — упадет. Содержимое того и гляди разольется. А можно ли что-то придумать, чтобы горшок крепче держался в кучке углей?
Дети предлагают разные версии. Если они затрудняются сразу предложить какой-нибудь вариант, педагог берет в руки палочку. Можно палочку установить в куче углей? Нужно воткнуть ее в золу. Чем глубже воткнешь, тем устойчивее будет она стоять. Можно ли как-то изменить форму горшочка, чтобы он отчасти приобрел свойства палочки — втыкаться в кучу золы или углей?
Нужно вытянуть донышко у горшочка, чтобы оно стало похожим на колпачок.

Педагог предлагает всем детям провести эксперимент — слепить из глины (пластилина) комок, вытянуть ему кончик, потом подойти к большому столу и воткнуть свой импровизированный горшочек в кучку грунта.
Можно формочки с грунтом раздать на детские столики. Но формочки должны быть достаточно глубокими.
После работы дети вытирают руки влажными салфетками и тряпочками.

Педагог. Вот, оказывается, что придумали древние люди: их горшочки имели острые донышки. Сосуд с таким донышком легко установить в куче золы.
И потом его удобно ставить на песок, на влажную или рыхлую почву.
Такими сосудами с донышками в форме колпачков люди пользовались очень долго. (Можно показать детям фотографию или картинку с древнегреческими амфорами.)
Как вы думаете, когда люди стали делать посуде плоское донышко?

Дети предлагают свои версии.

Педагог. Мы ставили наши горшочки в кучу грунта. А какому горшочку удобней стоять на столе — с острым донышком или с плоским?

Дети. С плоским.

Педагог показывает детям, что горшок с донышком, как колпачок, вообще не может стоять на столе. Зато горшок с плоским горлышком прекрасно стоит.

Третья часть занятия

Педагог. Когда люди придумали стол, стали ставить туда посуду, изменилась и форма сосудов. Взгляните: эти предметы из глины в старину жили в каждой крестьянской избе. Это горшок. В нем варили щи и кашу. Это крынка для хранения кваса и молока. Это кувшин. В него тоже наливали разные напитки. (Показывает детям картинки или предметы.) Что между ними общего, а что — различного?

Дети сравнивают предметы между собой. Педагог помогает им вопросами и жестами, дополняет их ответы.

— Все три предмета посуды — из глины. У всех есть округлая часть. Она называется тулово.
— Как называется эта часть кувшина и крынки? (Горлышко.) У горшочка горлышка нет.
— А вот эта часть кувшина как называется? (Ручка.) А еще у кувшина есть носик. Как вы думаете, для чего носик служит? Из чего удобнее переливать жидкость — из крынки или из кувшина? (Если есть возможность продемонстрировать удобство носика кувшина, нужно это сделать.) Носик помогает разливать напитки в маленькие чаши.
— Слова тулово, ручка, горлышко, носик вам что-нибудь напоминают?

Дети высказывают свои предположения.

Педагог. Ручки, горлышко, носик есть и у человека. И это совсем не случайно. Если внимательно посмотреть на древнюю посуду, она очень похожа на человека — только без головы. Взгляните на амфору древних греков: чем не женщина, которая уперла руки в боки?
Люди украшали себя и свою одежду узорами, вешали на шею бусы и амулеты — и украшали свою посуду. (Показывает картинки с расписанной посудой.)

Четвертая часть занятия

Задание детям

Теперь каждый из вас может нарисовать какой-нибудь из трех предметов — кувшин, крынку или горшок — и украсить узорами и картинками по своему усмотрению.

Дети рисуют картинки. Картинки вывешиваются на доске. Глядя на них, дети еще раз устанавливают сходство между человеческой фигурой и формой сосудов из глины.

Фото Галины Соловьевой

Рейтинг@Mail.ru