Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №11/2010
В системе предшкольного образования следует широко применять упражнения пальчиковой гимнастики. Это упражнения для развития силы и эластичности мышц и связок, подвижности суставов кисти руки и пальцев, упражнения для развития координации мелких движений и снятия усталости пальцев.
Пальчиковая гимнастика может иметь сюжетную основу и сопровождаться рифмовками.
Людмила Смирнова — кандидат биологических наук, г. Витебск, Республика Белоруссия

Упражнения для пальцев

Продолжение. Начало в № 9, 10/2010

Публикация произведена при поддержке MMORPG онлайн игры «KAROS: Начало». ММОРПГ онлайн игра «KAROS: Начало» - это увлекательный и постоянно меняющийся игровой мир в стиле фэнтези, населенный самыми разными созданиями и монстрами, в котором Вы можете создать собственного героя, научить его новым возможностям и заклинаниям, приручить ему тотемного зверя, найти могучие доспехи, оружие, и бороться против темных сил, вместе с сотнями других игроков. Посетив сайт игры «KAROS: Начало», который располагается по адресу http://karos.gamexp.ru/, Вы сможете ознакомиться с представленными игровыми классами и другими особенностями игрового мира, скачать игру на свой компьютер и начать увлекательное приключение.

Упражнение «Лодочка с парусом»

Упражнение способствует формированию мышечного чувства напряжения и расслабления работающих мышц, улучшению их кровообращения, повышению общей работоспособности.

Содержание и техника исполнения

И.п. — сидя, предплечья на столе, в положении вперед-внутрь, ладонями книзу, без напряжения.
На «раз-два» — обе ладони поставить на ребро, пальцы направлены вперед, подушечки пальцев соприкасаются друг с другом, мизинцы и основания ладоней плотно прижаты друг к другу, полусогнутые большие пальцы прижаты к указательным (как «ковшик»);
на «три-четыре» — с силой напрягая большие пальцы, отставить и соединить их — «поднять паруса»;
на «пять-шесть» — напряженные большие пальцы присоединить к указательным и в конце движения расслабить;
на «семь-восемь» — обратным движением вернуться в и.п.
Упражнение повторить 4–6 раз. Чередовать выполнение упражнения с открытыми и закрытыми глазами.

Методические указания

Вначале упражнение выполняется самостоятельно в индивидуальном темпе, затем — под счет. Нужно объяснять детям, что после напряжения кровь быстрее и в большем количестве притекает к мышцам кисти и приносит кислород и другие питательные вещества. В результате пальчики смогут долго и хорошо работать.

Упражнение «Пальчики здороваются»

Упражнение способствует формированию чувства ритма, развитию координации движений, снятию интеллектуальной и эмоциональной напряженности; эффективному переключению с одних видов деятельности на другие.

Содержание и техника исполнения

И.п. — руки на столе, предплечья кверху, ладони от себя и пальцы врозь.
Подушечки больших пальцев правой и левой рук соприкасаются двумя длинными ударами («раз-два»), затем сразу же — тремя короткими ударами («раз, два, три»). На третий короткий счет подушечки больших пальцев остаются сомкнутыми.
Затем те же самые движения выполняются указательными пальцами.
И так по очереди всеми пальцами, включая мизинцы.
Вернуться в и.п., выполняя упражнение в обратном порядке: на последний короткий удар разъединить мизинцы, безымянные и т.д.
Повторить упражнение с закрытыми глазами.
Повторить упражнение 5–10 раз.

Методические указания

Удары подушечками пальцев должны быть четкими (несмазанными), с точным попаданием подушечек друг в друга. Работающие пальцы должны быть натянутыми, но без излишнего напряжения.

Упражнение считается освоенным, если дети выполняют его 10 раз подряд с закрытыми глазами, точно совмещая кончики пальцев правой и левой рук, без промахов, в заданном ритме.

Упражнение «Птицы в гнезде»

Упражнение способствует снятию интеллектуальной и эмоциональной напряженности.

Содержание и техника исполнения

И.п. — руки на столе, предплечья кверху, ладони повернуты друг к другу.
Полусогнутые пальцы рук накладываются друг на друга, ладони соприкасаются по краю до основания, большие пальцы прижаты, кисти образуют «гнездо».
После слов: «Птицы в гнездо прилетели!» — большие пальцы согнуть и прижать к ладоням: «птицы спрятаны в гнезде».
После слов: «Птицы улетели!» — большие пальцы обеих рук выпрямить и прижать к указательным пальцам.

Методические указания

Все действия проговариваются вместе с педагогом, затем самостоятельно (с подсказкой), потом еще раз вместе с педагогом, и наконец — полностью самостоятельно.
Двигательное действие простое, поэтому главное внимание нужно сосредоточить на совмещении движений с их точным. Кроме того, нужно чередовать выполнение упражнения с открытыми и закрытыми глазами.

Упражнение «Птенцы в гнезде»

Упражнение способствует формированию чувства ритма, развитию координации движений, развитию воображения.

Содержание и техника исполнения

И.п. — сидя, локти на столе на ширине плеч, ладонями внутрь.
Поворачивая правую кисть ладонью к себе, все пять пальцев собрать в горстку (это «птенцы»), а левой рукой обхватить пальцы так, чтобы были видны только кончики пальцев («окошко в гнезде»).
Задержаться в этом положении два счета и шевелить пальцами, собранными в горстку: «птенцы открывают рот».
Затем обратным движением вернуться в и.п.
Повторить упражнение, поменяв положение рук.
Затем упражнение выполняется под счет.

Первый вариант

На «раз» — птенцы в гнезде;
на «два-три» — птенцы открывают рот;
на «четыре» — принять и.п.
А теперь поменяем роли для рук.

Второй вариант

Проделываются те же движения, но со сменой положения рук на каждый счет.

Методические указания

Чередовать выполнение упражнения с открытыми и закрытыми глазами. Второй вариант следует проводить в разном ритме и темпе, начиная от медленного и кончая быстрым, а также с паузами.

Упражнение «Теремок закрыт»

Упражнение способствует увеличению подвижности суставов кисти, развитию координации движений.

Содержание и техника исполнения

И.п.сидя, локти на столе, предплечья поставлены вертикально, ладони друг к другу.
Соединить основания ладоней и кончики указательного, среднего, безымянного и мизинца. Большие пальцы плотно прижать друг к другу и согнуть внутрь.
Задержаться в этом положении 3 счета и, расслабляя кисти, вернуться в и.п. То же повторить с закрытыми глазами.
Затем проделать те же движения под счет:
на «раз» — «теремок закрыт»;
на «два-три» — удерживать положение рук, плотно прижимая кисти друг к другу;
на «четыре» — расслабить кисти, принять и.п.
Выполнять упражнение в среднем темпе с закрытыми глазами под счет от 5 до 10 раз.

Методические указания

Подушечки пальцев касаются друг друга и плотно прижаты друг к другу, но без лишнего напряжения. При выполнении с закрытыми глазами внимание сосредоточить на технике исполнения, сохраняя правильную осанку и естественный ритм дыхания через нос.

Упражнение «Теремок открыт»

Упражнение способствует формированию у детей чувства пространства и точности движений, снятию интеллектуальной и эмоциональной напряженности, положительному эмоциональному настрою.

Содержание и техника исполнения

И.п. — локти на столе, чуть уже плеч, предплечья кверху, пальцы натянуты без лишнего напряжения.
Кисти полусогнуты. Прямые сомкнутые пальцы обеих рук соединить так, чтобы кисти соприкасались подушечками (мизинец с мизинцем, безымянный с безымянным и т.д.), а большие пальцы прижать к указательным; основания ладоней слегка разведены.
Развести кисти, сохраняя сомкнутое положение пальцев, на расстояние 10–15 см и вновь соединить.
Повторить это движение еще 2–3 раза, а затем расслабить кисти, потрясти руками и вернуться в и.п.
Повторять упражнение от 3 до 5 раз.

Методические указания

Чередовать исполнение упражнения с открытыми и закрытыми глазами, акцентируя внимание на мышечном ощущении движений пальцев и правильной осанке.
После освоения упражнений «теремок открыт» и «теремок закрыт» под счет можно выполнить новое упражнение, соединяя два положения. Например:
И.п. — то же;
на «раз» — «теремок» закрыты;
на «два» — «теремок» открыть (выпрямить большие пальцы и слегка раздвинуть основания кисти);
на «три» — теремок закрыть;
на «четыре» — и.п.;
на «пять–восемь» — все повторить, но начинать с «открытого теремка».
Упражнение считается освоенным, если с закрытыми глазами дети выполняют его 10 раз подряд без ошибок.

Упражнение «Теремок с балконом»

Упражнение способствует формированию чувства пространства и точности движений, подвижности суставов и логики мышления.

Содержание и техника исполнения

И.п. — сидя, локти на столе на ширине плеч, ладонями внутрь.
Строим из пальчиков «открытый теремок», а затем пристраиваем к нему «балкончик» — кончики среднего, безымянного и мизинца остаются прижатыми друг к другу, а указательные пальцы нужно согнуть под прямым углом и прижать друг к другу. Большие пальцы прижимают указательные пальцы. Просчитать три счета и обратным движением вернуться в и.п. Повторить упражнение 3–5 раз. То же проделать с закрытыми глазами.

Методические указания

Вначале упражнение выполняется медленно, в индивидуальном темпе, а затем — под счет. Нужно чередовать исполнение упражнения с открытыми и закрытыми глазами и различными видами освоенных «теремков» в различной последовательности.

Упражнение «Спрятаться в норку»

Упражнение способствует формированию у детей чувства пространства, точности и логики движений.

Содержание и техника исполнения

И.п. — кисти сжаты в кулак, большой палец кверху, приближены друг другу на расстоянии 10–15 см.
На «раз» — кисть левой руки остается сжатой в кулак, большой палец прижать к указательному и слегка раздвинуть пальцы (образовать «норку»). Указательный палец правой руки быстро опустить в кольцо кулака — «спрятаться в норку»;
на «два» — и.п.;
на «три-четыре» — проделать то же, но спрятать «в норку» указательный палец левой руки.
То же повторить с закрытыми глазами.
И.п. — кисть левой руки служит «норкой», указательный палец правой руки «прячется» в кольцо кулака. На каждый счет — смена положения рук. То же повторить с закрытыми глазами.

Методические указания

Чередовать исполнение упражнения с открытыми и закрытыми глазами. Расстояние между кулаками в и.п. постепенно увеличивать до 40 см. Упражнение считается освоенным, если с закрытыми глазами дети выполняют его 10 раз подряд без ошибок.

Упражнение «Колокольчик»

Упражнение способствует развитию подвижности суставов, эластичности мышц и связок кисти, формированию у детей чувства пространства и точности движений, развитию воображения и творческого потенциала ребенка.

Содержание и техника исполнения

И.п. — сидя, локти на столе на ширине плеч, ладонями внутрь.
Средний палец правой руки прижать к ладони, а остальные пальцы соединить в замок, основания ладоней слегка развести. Опущенный между ладонями средний палец — «язычок колокольчика». Сделать несколько движений средним пальцем: «колокольчик звенит» —
и вернуться в и.п.
Проделать те же движения, поменяв руки. Повторить упражнение 4 раза. То же проделывать под счет.

Первый вариант

На «раз» — создать «колокольчик», «язычок колокольчика» — средний палец;
на «два-три» — «колокольчик звенит»;
на «четыре» — и.п.;
на «пять–восемь» — повторить движения, изображая «язычок колокольчика» пальцами левой руки.
Повторить упражнение 4 раза. Чередовать выполнение упражнения с открытыми и закрытыми глазами.

Второй вариант

На «раз» — изобразить «колокольчик», «язычок колокольчика» — палец правой руки;
на «два» — и.п.;
на «три» — изобразить колокольчик, «язычок колокольчика» — пальцы левой руки;
на «четыре» — и.п.

Методические указания

Вначале упражнение выполняется медленно в индивидуальном темпе, а затем — под счет.
Роль язычка последовательно выполняют безымянные пальцы, указательные и т.д. Нужно следить, чтобы при сцеплении пальцев в замок переплетение было правильным (не допускается рядом два пальца одной руки). Упражнение считается освоенным, если с закрытыми глазами дети выполняют его 10 раз подряд без ошибок.

Упражнение «Цветок расцветает»

Упражнение способствует формированию у детей мышечного чувства напряжения и расслабления мелких мышц руки, улучшению их кровоснабжения.

Содержание и техника исполнения

И.п. — локти на столе на ширине плеч, предплечья кверху ладонями внутрь.
Сближая предплечья, полусогнутые пальцы обеих рук плотно прижать друг к другу, соединить в бутончик, но без напряжения. Затем основания кистей прижать друг к другу, одновременно развести полусогнутые пальцы, образуя чашу. Закончить «раскрытие цветка» максимальным разведением пальцев. При этом пальцы-«лепестки» выпрямлены и напряжены, даже несколько прогнуты. Просчитать три счета и обратным движением вернуться в и.п.
Закончить упражнение расслаблением пальцев и всей кисти (легким растиранием рук, потряхиванием и др.).
Повторить упражнение от 3 до 5 раз. То же проделать с закрытыми глазами, а потом — под счет.

Методические указания

Чередовать исполнение упражнения с открытыми и закрытыми глазами. При выполнении с закрытыми глазами внимание сосредоточить на мышечном ощущении напряженных пальцев и расслабленной кисти в целом, сохраняя правильную осанку и естественный ритм дыхания через нос.

Упражнение «Шар»

Упражнение способствует развитию подвижности лучезапястных суставов кисти, формированию у детей чувства пространства и точности движений, формированию мышечного чувства напряженных и расслабленных мышц, улучшению кровоснабжения кисти и снятию усталости.

Содержание и техника исполнения

И.п. — сидя, предплечья на столе, кисти перед собой, правая сверху. Руки вытянуть вперед, одновременно развести пальцы врозь на обеих руках и соединить кончики пальцев — большой палец с большим, указательный с указательным и т.д.: полусогнутые пальцы принимают форму «шара». В этом положении напрягаем мышцы пальцев, кисти и предплечий, а затем поворачиваем кисти ладонями то от себя, то к себе: вращаем «шарик». После нескольких поворотов расслабить кисти и вернуться в и.п. То же проделать с закрытыми глазами, акцентируя внимание на точности соединения пальцев.

Методические указания

Чередовать выполнение упражнения с открытыми и закрытыми глазами, акцентируя внимание на мышечном ощущении движений кисти и положений пальцев и контролируя осанку. Сравнить ощущения напряженных и расслабленных пальцев, кисти в целом.
Повторить упражнение от 4 до 6 раз, чередуя выполнение с закрытыми и открытыми глазами и постепенно увеличивая количество повторений.

Рейтинг@Mail.ru