Если у дошкольника в семье сложились
адекватные его возрасту отношения, то его игры
носят отчетливо личностный характер. По
особенностям игры можно понять, что нравится, а
что не нравится малышу, чем он интересуется, что
его волнует. Характер игры помогает взрослым
лучше понять ребенка и более эффективно с ним
взаимодействовать. Вместе с тем такую игру можно
без преувеличения назвать психотерапевтической.
Во-первых, игра помогает осознавать и
рефлексировать собственный образ, интересы и
проблемы. Во-вторых, ребенок, включая их в игру,
«лечится»: учится владеть своими эмоциями,
приобретает способность анализировать
трудности и конструктивно их решать.
Итак, проявление себя, своего видения
окружающего в игре возможно для ребенка в
результате благотворного влияния семьи и
семейных отношений.
«Дочки-матери» — уже не актуально?
Примерно десять лет назад
«дочки-матери» была самой популярной детской
игрой. В нее с удовольствием играли не только
дошколята, но и подростки. Сегодня эта игра все
чаще оказывается за границей внимания детей, в
том числе — и детей дошкольного возраста.
Чем объяснить это явление? Причин много,
и они разные. Остановимся на двух из них.
Во-первых, это игрушки. В последние годы
считается неправильным и даже неприличным
покупать или дарить мальчику куклу. Помимо этого,
с появлением разных развивающих игрушек (и
сопровождающей это появление рекламной
кампании) девочки тоже получают куклу
значительно позже, чем это им требуется. Ребенок
познает и себя, и отношения между людьми
преимущественно с помощью куклы и через нее.
Поэтому игры, в которых кукле нет места, сильно
тормозят становление образа семьи и развитие
игры в семью. Этому мешают и разнообразные
игрушки, являющиеся точными копиями реальных
взрослых вещей: кукольные стиральные машины и
миксеры, атрибуты маленького доктора и т.п. Они
оттягивают внимание детей, и дети вместо игровых
отношений реализуют отношения предметные: без
конца стирают, варят обед, делают уколы и т.п.
Такие игрушки не только мешают создавать
воображаемые ситуации и придумывать сюжет
взаимодействия мамы и ребенка, но даже в
реальности приводят к тому, что внимание детей
акцентировано не на содержательных событиях, а
на том, как класть порошок в машину или набирать
лекарство в шприц.
Второй фактор, заставляющий детей
перестать играть в семью, касается организации
жизнедеятельности самой семьи. Полученные в
специальном исследовании данные
свидетельствуют: образ семьи, в том числе и
собственной, возникает у детей при сравнении
своей семьи с семьей других детей. В современной
же семье не принято пускать ребенка в гости,
принимать его друзей у себя. Помимо этого,
ребенок очень редко ходит со своей семьей в гости
к другой семье. У него нет материала для
сравнения отношений в своей семье с отношениями
в других семьях. А отсутствие гостевого опыта
приводит к невозможности играть: в жизни ребенка
не возникает никаких интересных и эмоционально
значимых моментов, которые можно проявить в игре.
На примере игры в семью можно отчетливо
проследить все аспекты взаимодействия семьи и
игровой деятельности. Уже на стадии игровых
действий близкий взрослый предлагает ребенку
поменяться социальными ролями: ребенку — стать
мамой или папой, а взрослому — изображать
ребенка. Это может служить примером обучения
игре.
Для такой игры взрослые часто
предоставляют вещи из собственного гардероба,
советуют, как лучше изобразить их в игре,
оценивают содержательный и изобразительный
компоненты игровой деятельности и т.п.
Поменявшись местами с кем-то из родителей,
ребенок осознает причины и логику поведения
взрослого в повседневной жизни, научается
понимать (осознавать) и даже формулировать те
проблемы, которые волнуют маму или бабушку. С
помощью близкого взрослого ребенок постепенно
приобретает способность и взглянуть на ситуацию
со стороны, и быть режиссером своей игры — то
есть одновременно удерживать разные, в том числе
и противоположные позиции.
Основа игры — детское воображение
Анализ детской игры показывает, что она
возникает на базе воображения — центрального
новообразования дошкольного возраста.
Воображение возникает, реализуется и
развивается в смыслах, которые конструирует
ребенок. Есть основания говорить, что
возникновение и развитие воображения в
дошкольном возрасте непосредственно связано с
семейными отношениями. Исследования
особенностей детей, растущих в детском доме,
показали: основные их отличия касаются развития
воображения и смысла. При этом эти дети могут не
уступать своим семейным сверстникам по уровню
развития других психических функций, а иногда
даже и превосходить их по уровню своего развития.
Дети с проблемами в семейном воспитании
могут довольно хорошо справляться с задачами,
ориентированными на значение предметов и
явлений. При этом они испытывают трудности,
встречаясь с необходимостью решать смысловые
ситуации. Например, дети довольно легко и быстро
усваивают алгоритм решения тех или иных задач и
используют его в своей деятельности. Однако
когда задача или проблема оказывается
сформулированной несколько иным образом,
несмотря на высокий уровень развития интеллекта,
дети не могут придумать, как ее решить. Описаны
случаи, когда дети с относительной легкостью
решают так называемые «прямые задачи»: «На ветке
сидело пять птичек. К ним прилетели еще три.
Сколько птичек стало?». Но при решении косвенных
задач — «На ветке сидели птички. Когда к ним
прилетело три птички, стало восемь птичек.
Сколько птичек сидело на ветках до того, как к ним
прилетели другие?» — ребенок испытывает сильные
затруднения.
Эти две задачи, по сути, одинаковые,
только сформулированы по-разному. Ребенок,
ориентированный на смысловое решение, справится
и с той, и с другой. Если же ребенок сориентирован
исключительно на алгоритм, он не может решать
косвенные задачи или решает их неправильно. Он
считает: если птички прилетели, значит, в решении
задачи заложено действие сложения.
Продолжение следует