Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №22/2008

Елена КравцоваПродолжение. Начало в № 19, 20, 21/2008

 

Развитие ребенка — в том числе и перспектива его обучения в будущем — во многом определяется умением играть.
Что может сделать семья дошкольника для полноценного становления его игровой деятельности?
Об этом рассказывает доктор психологических наук, директор Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ, профессор Елена КРАВЦОВА. Ее позиция сформулирована в результате многолетних экспериментальных исследований и размышлений.

Игра, ребенок и семья

Если у дошкольника в семье сложились адекватные его возрасту отношения, то его игры носят отчетливо личностный характер. По особенностям игры можно понять, что нравится, а что не нравится малышу, чем он интересуется, что его волнует. Характер игры помогает взрослым лучше понять ребенка и более эффективно с ним взаимодействовать. Вместе с тем такую игру можно без преувеличения назвать психотерапевтической. Во-первых, игра помогает осознавать и рефлексировать собственный образ, интересы и проблемы. Во-вторых, ребенок, включая их в игру, «лечится»: учится владеть своими эмоциями, приобретает способность анализировать трудности и конструктивно их решать.

Итак, проявление себя, своего видения окружающего в игре возможно для ребенка в результате благотворного влияния семьи и семейных отношений.

«Дочки-матери» — уже не актуально?

Примерно десять лет назад «дочки-матери» была самой популярной детской игрой. В нее с удовольствием играли не только дошколята, но и подростки. Сегодня эта игра все чаще оказывается за границей внимания детей, в том числе — и детей дошкольного возраста.

Чем объяснить это явление? Причин много, и они разные. Остановимся на двух из них. Во-первых, это игрушки. В последние годы считается неправильным и даже неприличным покупать или дарить мальчику куклу. Помимо этого, с появлением разных развивающих игрушек (и сопровождающей это появление рекламной кампании) девочки тоже получают куклу значительно позже, чем это им требуется. Ребенок познает и себя, и отношения между людьми преимущественно с помощью куклы и через нее. Поэтому игры, в которых кукле нет места, сильно тормозят становление образа семьи и развитие игры в семью. Этому мешают и разнообразные игрушки, являющиеся точными копиями реальных взрослых вещей: кукольные стиральные машины и миксеры, атрибуты маленького доктора и т.п. Они оттягивают внимание детей, и дети вместо игровых отношений реализуют отношения предметные: без конца стирают, варят обед, делают уколы и т.п. Такие игрушки не только мешают создавать воображаемые ситуации и придумывать сюжет взаимодействия мамы и ребенка, но даже в реальности приводят к тому, что внимание детей акцентировано не на содержательных событиях, а на том, как класть порошок в машину или набирать лекарство в шприц.

Второй фактор, заставляющий детей перестать играть в семью, касается организации жизнедеятельности самой семьи. Полученные в специальном исследовании данные свидетельствуют: образ семьи, в том числе и собственной, возникает у детей при сравнении своей семьи с семьей других детей. В современной же семье не принято пускать ребенка в гости, принимать его друзей у себя. Помимо этого, ребенок очень редко ходит со своей семьей в гости к другой семье. У него нет материала для сравнения отношений в своей семье с отношениями в других семьях. А отсутствие гостевого опыта приводит к невозможности играть: в жизни ребенка не возникает никаких интересных и эмоционально значимых моментов, которые можно проявить в игре.

На примере игры в семью можно отчетливо проследить все аспекты взаимодействия семьи и игровой деятельности. Уже на стадии игровых действий близкий взрослый предлагает ребенку поменяться социальными ролями: ребенку — стать мамой или папой, а взрослому — изображать ребенка. Это может служить примером обучения игре.

Для такой игры взрослые часто предоставляют вещи из собственного гардероба, советуют, как лучше изобразить их в игре, оценивают содержательный и изобразительный компоненты игровой деятельности и т.п. Поменявшись местами с кем-то из родителей, ребенок осознает причины и логику поведения взрослого в повседневной жизни, научается понимать (осознавать) и даже формулировать те проблемы, которые волнуют маму или бабушку. С помощью близкого взрослого ребенок постепенно приобретает способность и взглянуть на ситуацию со стороны, и быть режиссером своей игры — то есть одновременно удерживать разные, в том числе и противоположные позиции.

Основа игры — детское воображение

Анализ детской игры показывает, что она возникает на базе воображения — центрального новообразования дошкольного возраста. Воображение возникает, реализуется и развивается в смыслах, которые конструирует ребенок. Есть основания говорить, что возникновение и развитие воображения в дошкольном возрасте непосредственно связано с семейными отношениями. Исследования особенностей детей, растущих в детском доме, показали: основные их отличия касаются развития воображения и смысла. При этом эти дети могут не уступать своим семейным сверстникам по уровню развития других психических функций, а иногда даже и превосходить их по уровню своего развития.

Дети с проблемами в семейном воспитании могут довольно хорошо справляться с задачами, ориентированными на значение предметов и явлений. При этом они испытывают трудности, встречаясь с необходимостью решать смысловые ситуации. Например, дети довольно легко и быстро усваивают алгоритм решения тех или иных задач и используют его в своей деятельности. Однако когда задача или проблема оказывается сформулированной несколько иным образом, несмотря на высокий уровень развития интеллекта, дети не могут придумать, как ее решить. Описаны случаи, когда дети с относительной легкостью решают так называемые «прямые задачи»: «На ветке сидело пять птичек. К ним прилетели еще три. Сколько птичек стало?». Но при решении косвенных задач — «На ветке сидели птички. Когда к ним прилетело три птички, стало восемь птичек. Сколько птичек сидело на ветках до того, как к ним прилетели другие?» — ребенок испытывает сильные затруднения.

Эти две задачи, по сути, одинаковые, только сформулированы по-разному. Ребенок, ориентированный на смысловое решение, справится и с той, и с другой. Если же ребенок сориентирован исключительно на алгоритм, он не может решать косвенные задачи или решает их неправильно. Он считает: если птички прилетели, значит, в решении задачи заложено действие сложения.

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru