Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №5/2009

Руки учат говорить

Продолжение. Начало в № 4, 6, 8, 10, 12, 14, 15/2008; 1, 2, 3, 4/2009

МАРТ. ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ

ТЕМА: «ВЕСНА»

Конструирование из бумаги

Занятие № 13. «Верба»

Программное содержание

1. Знакомить детей с явлениями живой и неживой природы ранней весной.

2. Развивать воображение, учить видеть почки вербы в серебристо-серых комочках из мягкой бумаги; работать над предметной композицией, дополняя ее элементами, пока картина не будет завершена; использовать изобразительные и композиционные средства.

3. Учить сминать бумагу в маленькие тугие комочки.

4. Воспитывать у детей желание работать совместно с воспитателем и сверстниками группы.

Задачи речевого развития

1. Ввести в активный словарь детей существительные (бумага, салфетка, ветка, цветок, ваза, «барашки», верба, полоска, комок); прилагательные (красивый, пушистый, мягкий, серый, светлый, темный, овальный, маленький, короткий, длинный); глаголы (мять, скатать, класть, прижать, выложить, приклеить, делать).

2. Учить изменять существительные в роде, числе, падеже (предложный падеж единственного числа); отвечать предложением на вопросы (что это? какая? какие? где? на чем?); употреблять простые предлоги «в», «на» (в вазе, на ветке, на бумаге); строить предложения из двух—четырех слов.

Речевой материал

А.Фет

Верба

Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом.
Опять весна душистая
Повеяла крылом.

Е.Благинина

Верба

Сиянье, плеск и щебет во дворе…
А верба вся в пушистом серебре:
Вот-вот сорвутся да и улетят
Комочки этих сереньких утят.
Притронешься, погладишь — как нежны
Доверчивые первенцы весны!

Белые овечки
Бегают по свечке. (Верба.)

На ветках — плотные комочки,
В них дремлют клейкие листочки. (Почки.)

Демонстрационный и раздаточный материал: живая ветка вербы, незавершенная картина (50 х 70 см) — аппликация вазы с букетом веток вербы; квадратные бумажные салфетки (4 х 4 см) нескольких оттенков серого (серебристого) цвета по 15–20 штук для каждого ребенка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Воспитатель предлагает рассмотреть цветущую ветку вербы, уточняя и расширяя словарный запас детей, закрепляет их умение отвечать на вопросы предложением из двух—четырех слов.

Вопросы детям:

— Что это? (Это ветка. Это ваза.)

Воспитатель объясняет детям, что на ветках вербы есть цветы-барашки.

— Какого цвета барашки? (Барашки серые.)
— Какой они формы? (Барашки овальные.)
— А что еще можно сказать про барашки, какие они еще? (Барашки маленькие, пушистые, красивые, светлые, темные.)
— Сравним ветки по длине. Эта ветка какая? (Эта ветка длинная.)
— А эта ветка какая? (Эта ветка короткая.)

2. Воспитатель читает стихотворение, загадывает загадки. Показывает детям аппликацию — изображение большой вазы и предлагает сделать красивый букет из таких же цветущих веток вербы, как они только что видели. Уточняет, что следует для этого сделать (комочки); как можно сделать цветы (смять бумагу в комочек, и получатся барашки вербы).

3. Дети садятся за столы, воспитатель предлагает начать работу с изготовления из мягкой бумаги комочков-цветков, затем красиво расположить их на ветках и приклеить. Дети работают самостоятельно, постепенно переходя от одного этапа работы к другому. Воспитатель задает им вопросы, побуждая комментировать свои действия.

Вопросы детям:

— Вова, что ты делаешь сейчас? (Я мну салфетку. Делаю комок.)
— Что это? (Это салфетка, цветок, барашек, полоска.)
— Что ты взял, Миша? (Я взял салфетку.)
— Какого она цвета?
— Ты сейчас что делаешь? (Я делаю комок.)
— Какой комок у тебя получился? (Получился серый, мягкий комок.)
— А еще он какой? (Комок маленький, овальный.)

Воспитатель помогает детям красиво расположить комочки-барашки на ветках вербы, учитывая сочетание оттенков серо-серебристого цвета.

4. После окончания работы воспитатель вместе с детьми обсуждает результат их творчества, выбирает место в группе или другом помещении для размещения композиции. Дети упражняются в придумывании красивых слов о букете из веток вербы.

Вопросы детям:

— Где стоит ваза? (Ваза стоит на столе.)
— На чем растут эти барашки? (Они растут на ветке.)
— Где стоят ветки? (Ветки стоят в вазе.)
— Как мы работали? (Мы работали вместе, дружно.)

Конструирование из деталей универсального конструктора

Занятие № 19. «Ранняя весна в лесу»

Программное содержание

1. Знакомить детей с изменениями в живой и неживой природе ранней весной, с конструктивными возможностями деталей конструктора.

2. Осваивать действия замещения частей объекта элементами конструктора: конструирование весенней кроны лиственных деревьев; детализацию (белые облака, нежаркое солнце); художественную символизацию — использование символических средств (цвет, ритм) для создания выразительного образа и передачи отношения к изображаемому явлению. Учить достраивать и преобразовывать пейзажную композицию, дополнять ее изображениями новых объектов.

3. Отрабатывать навыки аккуратного и точного соединения деталей между собой при построении изображения.

4. Развивать начальные формы сотрудничества детей друг с другом (совместные действия по правилу). Учить согласовывать свои действия с действиями воспитателя и сверстников при выполнении общей композиции.

Задачи речевого развития

1. Ввести в активный словарь детей существительные (весна, лес, опушка, облака, роща, полянка, цветы, трава, деревья, кусты, почки, небо, солнце, птицы, звери, зайцы, снеговики, сугробы, картина); прилагательные (весенний, красивый, нарядный, солнечный, ласковый, теплый, голубое, белый, серый, большой, маленький, овальный, круглый); глаголы (закончилась, наступила, светит, греет, тает, появляются, убирать, выкладывать); наречия (мало, много, больше, меньше).

2. Учить правильно употреблять падежные окончания существительных, изменяя их в роде, числе, падеже (родительный падеж множественного числа и предложный падеж с предлогами «в», «на» для обозначения места); согласовывать наречия, обозначающие количество и сравнение, с существительными (мало, меньше сугробов, снеговиков; много, больше кустов, почек); употреблять предлоги (на опушке, на картине, на кустах, в лесу, в небе); отвечать предложением на вопросы (что это? какой? какая? какие? сколько? что делают? где? много чего?).

Речевой материал

В.Гудимов

Стала теплою погода,
Светит солнце, и природа
Пробудилась ото сна.
В гости к нам пришла… (весна).
На ветках — плотные комочки.
В них дремлют клейкие листочки (почки).

Е.Караганова

Пришла весна

Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна.

Демонстрационный и раздаточный материал: пейзажная композиция «Ранняя весна в лесу» с изображением елей и лиственных деревьев без листьев, сугробов, снеговиков, зайцев, неба в серых тучах, детей; разные по величине овалы и круги белого, серого и зеленого цветов разных оттенков.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Воспитатель предлагает детям рассмотреть знакомую им пейзажную композицию, говорит, что на ней изображена зима, но сейчас она закончилась. Наступила ранняя весна, которая принесла тепло. Стало теплее и в лесу. Весной чаще появляется на небе солнышко, нет больших, темных туч.

Вопросы детям:

— Куда пришла весна? (В лес.)
— Какое солнышко весной? (Солнышко теплое, ласковое.)
— Какие лучи у солнышка? (Длинные, теплые.)
— Какое небо весной? (Небо голубое, весеннее.)
— Какие зимой тучи? (Серые тучи.)
— Какие облака весной? (Белые облака.)

2. Воспитатель загадывает загадку о весне и продолжает рассказ о весне. Солнышко светит сильнее, поэтому стало теплее. Сугробы таят. Снеговикам теперь жарко в лесу, они хотят уйти туда, где холоднее. Зайцам тоже жарко в теплых белых шубках, и они хотят сменить их на легкие серенькие шубки. И деревьям стало тепло, на их ветках из почек появились первые листочки. Воспитатель загадывает загадку о почках и спрашивает у детей, как сделать так, чтобы было видно, что в наш лес пришла весна.

Вопросы детям:

— Сколько сугробов стало весной? (Сугробов стало меньше.)
— А снеговиков сколько стало весной? (Снеговиков тоже стало меньше.)
— Где растаял снег? (В лесу.)
— Сколько стало почек весной? (Много почек, стало больше почек.)

3. Воспитатель начинает переделывать зимний пейзаж в весенний, предлагает детям присоединиться к ней. Дети меняют серые тучи на легкие белые облака, выкладывают лучи солнца, убирают сугробы, снеговиков, конструируют крону лиственных деревьев из набухших почек и первых листочков.

Вопросы детям:

— Что ты делаешь, Валя? (Я делаю белые облака.)
— Что ты делаешь, Артем? (Я присоединяю к солнышку длинные лучи.)
— Что ты делаешь, Коля? (Я выкладываю листочки.)

4. Дети продолжают работать над весенним пейзажем. Воспитатель отмечает, что потеплело, но не настолько, чтобы с мальчиков и девочек, изображенных на картине, снимать куртки и шапки.

5. В конце занятия дети любуются новой пейзажной композицией, объясняют, что изменилось в ней и почему. Воспитатель читает стихотворение о весне, дети поют знакомые песенки.

Вопросы детям:

— Много чего стало в лесу? (Много почек, листочков.)
— Чего много на небе? (На небе много белых облаков.)
— Где много почек? (Много почек на кустах, на деревьях.)

Занятие № 20. «На нашей улице много деревьев»

Программное содержание

1. Расширять представления о сезонных изменениях живой и неживой природы, о сезонных работах весной, конструктивных возможностях деталей конструктора.

2. Осваивать действия конструирования лиственных деревьев (ствола, веток и лиственной кроны); замещения объекта коричневыми полосками разной ширины и длины, зелеными кружочками; художественной символизации — использование символических средств для создания выразительного образа. Учить достраивать и преобразовывать пейзажную композицию, включать в нее изображения новых объектов.

3. Отрабатывать навыки аккуратного и точного соединения деталей между собой при построении изображения.

4. Развивать начальные формы сотрудничества детей друг с другом (совместные действия по правилу). Учить детей согласовывать свои действия с действиями воспитателя и сверстников при выполнении общей композиции.

Задачи речевого развития

1. Ввести в активный словарь существительные (дерево, ствол, ветка, улица, дом, солнце, небо, листья, дети, девочка, мальчик, куртка, брюки, шапка, весна, полоска, кружок, картина); прилагательные (весенний, солнечный, теплый, большой, маленький, длинный, короткий, толстый, тонкий, широкий, узкий, коричневый, зеленый, голубой, черный, желтый); глаголы (наступила, появляются, светит, греет, распускаются, растут, идут, радуются, закончить, сделать, выложить).

2. Учить правильно употреблять падежные окончания существительных, изменяя их в роде, числе, падеже (предложный падеж с предлогом «на» для обозначения места и творительный падеж с предлогом «с»); употреблять простые предлоги «на», «с» (на улице, на дереве, на ветке, с почками, с листочками); отвечать предложением на вопросы (что это? какие? где? на чем? с чем? что делает? что делают? что сделал(а)? что сделали?); образовывать глаголы единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени (растет — растут, распускается — распускаются, закончил(а) — закончили, делаю — сделал(а) —
сделали, выкладываю — выложил(а) — выложили).

Речевой материал

А.Барто

Весенняя Москва (отрывок)

Шумная, веселая
Весенняя Москва.
Еще не запыленная
Зеленая листва.

В.Маяковский

Майская песня (отрывок)

Зеленые листики —
и нет зимы.
Идем
     Раздольем чистеньким —
и я,
     и ты,
            и мы…
Улица рада,
весной умытая.
Шагаем рядом,
и мы,
     и ты,
          и я.

Демонстрационный и раздаточный материал: композиция «Наша улица», включающая изображение домов; коричневые полоски разной длины и ширины, маленькие круги зеленого цвета (разного оттенка).

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Воспитатель предлагает детям рассмотреть многопредметную композицию, обращает внимание на то, что на улице совсем нет деревьев. Объясняет, что деревья сажают поздней осенью и ранней весной. Напоминает, что осенью они сажали ели в лесу, а сейчас предлагает посадить лиственные деревья вдоль нашей улицы.

2. Воспитатель конструирует изображение лиственного дерева без листьев, комментирует свои действия, читает стихотворение В.Маяковского. Предлагает детям рассмотреть дерево, назвать каждую его часть, выбрать детали для его изображения, уточняет последовательность работы.

Вопросы детям:

— Что это? (Это дерево.)
— Что есть у дерева? (У дерева есть ствол, ветки, листья.)
— Что делает дерево? (Дерево растет.)
— Что делают деревья? (Деревья растут.)
— Где растут деревья? (Деревья растут на улице.)
— Где растут листики? (Листики растут на ветках.)

3. Дети самостоятельно конструируют изображения деревьев. Воспитатель помогает им, задавая наводящие вопросы.

Вопросы детям:

— Что ты делаешь, Вова? (Я выкладываю ветку.)
— Что ты делаешь, Маша? (Я делаю дерево.)
— Что мы сделали? (Мы выложили ветки, сделали дерево.)

Воспитатель поощряет самостоятельность детей, отмечает удачные решения данной конструктивной задачи, предлагает полюбоваться «посаженными» красивыми деревьями.

4. Воспитатель развивает тему: «Пока мы сажали деревья, припекло солнышко, и на деревьях появились первые листочки». Предлагает детям оформить крону — красиво выложить листочки на ветках деревьев.

Вопросы детям:

— Какое солнце весной?
— Какое небо бывает весной?
— С чем теперь деревья? (С почками, с листочками.)

5. В конце занятия дети любуются созданной работой, воспитатель читает стихотворение А.Барто.

Занятие № 21. «Весна украшает лес»

Программное содержание

1. Расширять представления о сезонных изменениях живой и неживой природы весной, конструктивных возможностях деталей конструктора.

2. Осваивать конструирование изображений цветов, травы, детей — замещение объекта деталями конструктора (геометрическими фигурами); органичное включение их в пейзажную композицию; детализацию; художественную символизацию — использование символических средств для создания выразительного образа и передачи отношения к изображаемому явлению. Учить достраивать и преобразовывать пейзажную композицию, дополнять ее изображениями новых предметов и объектов.

3. Отрабатывать навыки аккуратного и точного соединения деталей между собой при построении изображения.

4. Развивать начальные формы сотрудничества детей друг с другом (совместные действия по правилу). Учить детей согласовывать свои действия с действиями воспитателя и сверстников при выполнении общей композиции.

Задачи речевого развития

1. Ввести в активный словарь существительные (дерево, ветка, листочки, солнце, небо, весна, трава, цветы, бабочка, мальчик, девочка, куртка, брюки, шорты, платье, картина, лес); прилагательные (весенний, солнечный, ласковый, теплый, голубой, зеленый, красный, желтый, синий, коричневый, разноцветный, большой, маленький, овальный, круглый, длинный, короткий, широкий, узкий); глаголы (наступила, распустились, цветут, светит, греет, растут, радуются, летают, надеть, снять, положить, сделать, закончить); числительные (мало, много); наречия (высоко, низко, тепло, вверху, внизу).

2. Учить правильно употреблять падежные окончания существительных, изменяя их в роде, числе, падеже (творительный падеж единственного числа с предлогом «под» и предложный падеж единственного числа с предлогом «на»); употреблять простые предлоги «на», «под» (на траве, на дереве, на небе, на картине, под деревом); отвечать на вопросы (что это? кто это? какие? сколько? где? под чем?); образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (деревце, веточка, солнышко, травка, травушка, цветочек, курточка, брючки, платьице).

Речевой материал

Ф.Рахимгулова

Праздничные дары (отрывок)

Все вокруг зазеленело,
Распустилось, расцвело,
Зашумело и запело
Наше дружное село.

Демонстрационный и раздаточный материал: пейзажная композиция солнечного весеннего дня в лесу без цветов и травы, с изображением елей и лиственных деревьев с голыми ветками; ребят, одетых в зимнюю одежду.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Воспитатель предлагает детям рассмотреть композицию, сказать, что изображено на ней, во что одеты ребята, где происходит действие, какое время года.

Вопросы детям:

— Какое время года изображено на картине? (Весна.)
— Тепло или холодно весной? (Тепло.)
— Где гуляют ребята? (Ребята гуляют в лесу.)
— Во что они одеты? (Они одеты в куртки, брюки, пальто, шапки, шубы, сапоги.)

Воспитатель просит детей посмотреть на солнышко и спрашивает: «Как вы думаете, что происходит в лесу, если солнце продолжает ярко светить и горячо греет каждый день?» Подводит детей к ответам, что в лесу становится жарко, как летом, вырастает трава, появляется много цветов, бабочек. Вызывает желание преобразить картинку.

2. Воспитатель предлагает начать работу с конструирования бабочек, цветов. Она начинает конструировать бабочку, поясняя свои действия, называет этапы работы, говорит, какой надо взять материал для конструирования этого образа, напоминает детям, что они уже конструировали бабочек в саду. Просит сказать, где могут летать и сидеть бабочки.

Вопросы детям:

— Где летает бабочка? (На небе, на картине.)
— Где сидит бабочка? (На траве, на дереве, под деревом.)

3. Дети самостоятельно выбирают место в композиции для бабочки и конструируют ее, траву, цветы, согласуя свои действия с заданными изображениями этих объектов.

Вопросы детям:

— Сколько бабочек (цветов, деревьев) у нас получилось? (Мало, много.)
— Какие цветы? (Красивые, желтые и т.д.)
— Какие стебли у цветов? (Длинные, короткие.)
— А листья какие? (Широкие, узкие, зеленые.)
— Какие бабочки?
— Какие дети?

Воспитатель читает стихотворение.

4. Затем воспитатель обращает внимание детей на то, что в лесу жарко, как летом, а ребята одеты очень тепло. Предлагает помочь им «переодеться», снять куртки, брюки, девочкам надеть платья, мальчикам шорты. Воспитатель «раздевает» ребят — «снимает» с них теплую одежду, поясняя свои действия, дети следуют ее примеру.

Рисование

Занятие № 25. «Яркое солнце разбудило медведей»

Программное содержание

1. Расширять представления детей о явлениях живой и неживой природы ранней весной и о диких животных наших лесов — медведях.

2. Развивать у детей действия замещения реального животного пятном краски коричневого цвета и моделирования из него структуры тела медведя в предметном изображении. Осваивать действия «опредмечивания» — дополнения характерных признаков животного до целостного образа и детализации его для создания выразительной композиции.

3. Учить детей приему рисования медведя из цветового пятна на всем листе бумаги, увеличивая и структурируя его для конструирования выразительного изображения. Учить удалять лишнюю краску с кисти, нажимая ее кончиком на край баночки, пользоваться салфеткой, закрепить прием рисования круга и вертикальных линий кончиком кисти.

4. Учить детей работать совместно со сверстниками, воспитывать самостоятельность и инициативу при выполнении задания.

Речевые задачи

1. Ввести в активный словарь существительные (солнце, луч, небо, медведь, медведи, голова, туловище, ноги, глаза, уши, нос); глаголы (светит, греет, припекает, ласкает, просыпается, спать, сосать); прилагательные (коричневый, лохматый, неуклюжий, желтое, яркое, теплое, длинные, короткие, горячие, круглый); наречия (много, мало).

2. Учить правильно употреблять падежные окончания существительных, изменяя их в роде, числе, падеже (родительный падеж множественного числа); отвечать предложением на вопросы (что это? какой? какие? сколько?); образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (солнце — солнышко, голова — головушка, оконце, лучик, лучики); строить предложения из трех-четырех слов (У солнышка много лучиков).

Речевой материал

Веснянка (Украинская народная припевка)

Уж ясно солнышко
Припекло, припекло.
И повсюду золото
Разлило, разлило.

Как на горке — снег, снег,
И под горкой — снег, снег,
И на елке — снег, снег,
И под елкой — снег, снег,
А под снегом спит медведь.
Тише, тише… Не шуметь!

Демонстрационный и раздаточный материал: иллюстрации с изображением медведей в весеннем лесу; краски, кисти, баночки, салфетки, листы бумаги.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Воспитатель поет детям припевку «Веснянка». Беседует с ними о приходе весны, о том, что меняется в живой и неживой природе, рассказывает, что весной в лесу медведи пробуждаются от зимней спячки. Чем ярче светит и жарче греет солнце, тем быстрее они просыпаются.

Вопросы детям:

— Каким солнце стало весной? (Ярким, теплым.)
— Что оно стало делать? (Припекать, греть, ласкать.)
— Что делал зимой медведь? (Он спал, сосал лапу.)
— Где он спал, как называется его дом? (Он спал в лесу, в берлоге.)
— А сейчас что медведь делает? (Он сейчас просыпается.)
— Что же его разбудило? (Яркое, теплое солнце.)
— Какие лучи у весеннего солнышка? (Лучи длинные, теплые.)
— Какое весной солнце? (Желтое, яркое, теплое.)

2. Дети рассматривают картинки с изображением медведей, воспитатель рассказывает им об особенностях строения и формы тела медведя, о цвете его шерсти. Во время беседы реализуются речевые задачи.

Вопросы детям:

— Что это у медведя? (Это голова, туловище, лапы.)
— Что еще есть у медведя? (Уши, хвост.)
— Какой хвост у медведя? (Круглый, коричневый, короткий.)
— Какие уши у медведя? (Маленькие, круглые, коричневые.)
— Какой медведь? Как о нем говорят? (Он неуклюжий, лохматый.)

Воспитатель предлагает детям нарисовать медведя и солнце, которое его разбудило.

3. Самостоятельная деятельность детей. Воспитатель с помощью вопросов и советов помогает каждому ребенку в конструировании изображения медведя из цветового пятна.

4. Анализ детских работ. Воспитатель читает стихотворение. Дети рассказывают о своих работах, упражняются в построении простых предложений.

Вопросы детям:

— Сколько лучиков у солнышка? (У солнышка много лучиков.)
— Сколько медведей у нас получилось? (У нас получилось много коричневых, лохматых медведей.)

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru