Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №8/2009
Изначально программа адресована детям младшего дошкольного возраста с ОНР, но может быть использована и в системе предшкольной подготовки для детей, имеющих проблемы речевого развития.

Руки учат говорить

Продолжение. Начало в № 4, 6, 8, 10, 12, 14, 15/2008; 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7/2009

АПРЕЛЬ. ТРЕТЬЯ И ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛИ.

ТЕМА: «ДОМАШНЯЯ ПТИЦА И ЕЁ ДЕТЕНЫШИ»

Рисование

Занятие № 32. «Цыплята гуляют в траве»

Программное содержание

1. Расширять представления детей о домашних птицах; о характерных особенностях цыплят (цвет, форма, величина, строение).

2. Развивать действия замещения реального цыпленка пятном желтого цвета и моделирования из него живописного изображения птицы. Осваивать действие дополнения характерных признаков цыпленка до целостного образа и действие детализации его для создания выразительной композиции.

3. Учить изображать цыпленка путем увеличения и структурирования исходного пятна, «конструируя» их него выразительное изображение цыпленка, передавая его характерные особенности. Закрепить прием рисования кончиком кисти.

4. Воспитывать навыки совместной деятельности.

Задачи речевого развития

1. Ввести в активный словарь существительные (цыпленок, трава, овал, круг, голова, глаза, клюв, туловище, лапы, крылья, хвост); глаголы (гулять, бегать, клевать, щипать, светить, растет); прилагательные (желтый, маленький, беспомощный, круглый, мягкий, большой, шустрый, пушистый).

2. Учить употреблять падежные окончания существительных, изменяя их в роде, числе, падеже (родительный падеж единственного числа и именительный падеж множественного числа); отвечать предложением на вопросы (Кто это? Что делает? Что делают? Что это? Какой? Какая? Какие?); образовывать существительные множественного числа мужского и женского рода в именительном падеже с продуктивными окончаниями -ы, -и, -а: цыплята, овалы, круги, клювы, хвосты; строить простые предложения их трех-четырех слов (Даня нарисовал цыпленка. У меня маленький цыпленок).

Речевой материал

Т.Волина

Цыплята

Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки —
Желтые цыплятки

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко!
Не ходите далеко.
Лапками гребите,
Зернышки ищите!»

Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением цыпленка (цыплят); незавершенная композиция, выполненная воспитателем на рулонном листе бумаги (небо, трава).

Раздаточный материал для каждого ребенка: краски, кисти, баночки с водой, салфетки, листы бумаги.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Воспитатель предлагает детям спеть песню о курице и цыплятах; привлекает их внимание к иллюстрациям с изображением разных цыплят. Дети рассматривают картинки, отмечают особенности каждого цыпленка, выделяют их общие признаки.

Вопросы к детям при рассматривании иллюстраций

— Кто это? (Это цыпленок.)
— Что это у цыпленка? (Это голова, туловище, лапки, хвостик.)
— А это что? (Это глазки, клювик, гребешок.)
— Что еще есть у цыпленка? (У цыпленка есть крылья.)
— Продолжите мою фразу: у всех цыплят есть… (хвосты, головы, гребешки).

2. Воспитатель показывает детям приемы рисования на основе пятна, структурируя его в выразительный образ цыпленка. Особое внимание обращает на технику передачи его пушистости; учит рисовать концом кисти клюв, лапки, глаза.

3. В ходе работы воспитатель с помощью наводящих вопросов помогает детям справиться с заданием, освоить технику изображения объекта из пятна и детализацию образа — прорисовку лапок, клюва, глаз.

Вопросы к детям в ходе работы

— Что ты сейчас делаешь? (Я рисую туловище цыпленка.)
— Какой у тебя цыпленок? (Цыпленок маленький, желтый.)
— Миша, что ты уже нарисовал? (Я нарисовал цыплят.)
— Кто это? (Это цыплята.)
— Какого они цвета? (Они желтые.)
— Они большие или маленькие? Какие они? (Они маленькие.)
— Как еще можно сказать о цыплятах? Какие они? (Цыплята мягкие, беспомощные.)

После того как дети изобразят цыпленка, детям предлагается нарисовать травку, зернышки для цыплят.

4. В конце занятия дети «включают» свои работы в композицию, выполненную воспитателем, читают стихотворение, любуются цыплятами, говорят о них, выбирают самого веселого цыпленка (любопытного, грустного).

Конструирование из бумаги

Занятие № 18. «Цыплята гуляют на зеленом лугу»

Программное содержание

1. Дать детям представление о цыплятах, об их внешнем виде.

2. Развивать воображение детей, осваивать действие «опредмечивания» — учить видеть элементы цыпленка в разных по величине комочках мягкой бумаги желтого цвета и конструировать из них изображение цыплят, органично «включать» его в пейзажную композицию «Весенний луг», преобразовывая и дополняя ее. Учить выражать эмоциональное отношение к работе изобразительными средствами, «дорисовывать» образ цыпленка дополнительными деталями (глаза, ноги, хохолок на голове, хвостик).

3. Продолжать упражнять детей сминать мягкую бумагу в плотные комки двух величин (маленький комок — голова, большой — туловище) и самостоятельно приклеивать их к фоновой поверхности; «дорисовывать» образ цыплят путем подрисовывания фломастером дополнительных элементов (глаз, клюв, ноги, хвост).

4. Воспитывать у детей умение согласовывать свои действия с действиями сверстников подгруппы.

Задачи речевого развития

1. Ввести в активный словарь: существительные (бумага, салфетка, комок, шарик, цыпленок, голова, глаза, клюв, туловище, крылышко, хвостик, лапки, гребешок, червяк, трава, луг, цветы, бабочки); прилагательные (маленький, большой, желтый, черный, зеленый, пушистый, красный); глаголы (разорвать, положить, прижать, приклеить, сделать, смять, стоит, бежит, клюет, щиплет, ищет, смотрит, гуляет, ходит); наречия (вверху, внизу, слева, справа).

2. Учить употреблять падежные окончания существительных, изменяя их в роде, числе, падеже (дательный и предложный падеж единственного числа); употреблять предлоги «на», «по» (на траве, на лугу, на голове, по лугу, по траве); отвечать полным предложением на вопросы (Кто это? Какой? Какие? Что делает? Что сделали?); рассказывать о содержании несложной композиции в двух–четырех предложениях по вопросам педагога.

Речевой материал

См. стихотворение Т.Волиной «Курочка» в предыдущем занятии.

Загадки

Явился в желтой шубке:
— Прощайте, две скорлупки!  (Цыпленок)

Желтая крошка
Ищет хлеба крошку.
Если встретит червяка —
Наклюет ему бока.  (Цыпленок)

Демонстрационный материал: пейзажная композиция «Зеленый луг», на ней — один цыпленок, сделанный из разных по величине комков мягкой желтой бумаги.

Раздаточный материал для каждого ребенка: листы желтой мягкой бумаги двух размеров (для каждого ребенка), клей, маленькие кружки черного цвета — глаза цыплят, фломастер (для подрисовывания цыплятам клювиков, ножек и др.).

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Воспитатель загадывает детям загадки о цыплятах, затем переключает внимание детей на пейзажную композицию.

Вопросы к детям

— Кто это? (Это цыпленок.)
— Что это у цыпленка? (Это голова, туловище, лапки, хвостик.)
— А это что? (Это глаза, клювик, гребешок.)
— Что еще есть у цыпленка? (У цыпленка есть крылышки.)

2. Дети садятся за столы, приступают к работе: самостоятельно сминают бумагу в плотные комки-шарики двух величин (большой и маленький); конструируют из двух шариков изображение цыпленка; самостоятельно «выбирают» место для своих цыплят и располагают их на «лугу», органично «вписывая» их в общую канву пейзажной композиции.

Вопросы к детям в ходе работы

— Что лежит на столе? (На столе лежат салфетки.)
— Салфетки какого цвета? Какие они? (Салфетки желтые.)
— Коля, что ты сейчас взял? (Я взял салфетку.)
— Что ты сейчас делаешь? (Я мну салфетку. Я делаю туловище. Я делаю комок. Я делаю шарик.)
— Какой у тебя комок? Скажи! (Комок большой, маленький, желтый.)
— Что ты уже сделал? (Я сделал комок. Я сделал шарик. Я смял салфетку.)
— Аня и Миша, что вы уже сделали? (Мы сделали шарики. Мы смяли комки. Мы приклеили шарики.)
— Что это? (Это комки.)
— Какие они по цвету? (Они желтые.)
— Они большие или маленькие? (Один большой, другой маленький.)

Дети сначала «конструируют» цыпленка из разных по величине комков желтого цвета; затем приклеивают их к поверхности рулонного листа, выбрав для него место на фоновой композиции, и «дорисовывают» образ — приклеивают «глазки» к «головке цыпленка». Воспитатель под руководством детей подрисовывает недостающие у цыплят детали (ноги, крылья, гребешки), уточняя позу и движения «цыпленка» (стоит, бежит, смотрит вверх, ищет червяка и др.), побуждая детей проговаривать свои действия.

Вопросы к детям в ходе дорисовывания элементов композиции

— Чего нет (не хватает) у этого цыпленка? (У цыпленка нет ножек, крылышек, гребешка.) Сейчас я их нарисую.
— Какого цвета гребешок? (Гребешок красный.)
— А лапки какого цвета? Какие они? (Лапки черные.)
— Что делает твой цыпленок? (Он стоит.)
— А твой цыпленок что делает? (Мой цыпленок бежит.)
— Куда смотрит твой цыпленок? (Он смотрит вниз.)
— Кого же он внизу нашел? (Он нашел червячка.)
— Этот цыпленок смотрит на бабочку. Куда он смотрит — вверх или вниз?
— Покажи цыпленка, который бежит. Куда он бежит?
— Где гуляют цыплята? (Цыплята гуляют на траве, на лугу.)
— Что растет на лугу? По чему цыплята ходят? (Цыплята ходят по травке, по лугу.)

Вопросы для составления целостного рассказа по композиции

— Закончите мою фразу: У курочки есть… (цыплятки).
— Куда курочка привела своих цыпляток гулять? (Она привела их на лужок.)
— Что делают цыплятки на лугу? (Цыплята бегают. Они ищут червячков. Цыплятки ловят бабочек.)
— Цыплятки какие? (Маленькие, желтые, пушистые.)

В конце занятия дети любуются коллективной работой, отмечают характерные особенности изображения каждого цыпленка, читают стихи о цыплятах, поют песню.

Конструирование из деталей универсального конструктора

Занятие № 27. «На лугу с одуванчиками гуляют цыплята»

Программное содержание

1. Расширять представления детей о домашней птице (курах, цыплятах) и сезонных изменениях живой и неживой природы весной.

2. Осваивать действия конструирования схематического изображения цыпленка — замещения основных частей цыпленка, одуванчиков деталями конструктора; «детализации» образа цыпленка (клюв, нос, глаза); художественной символизации для создания выразительного образа и передачи отношения к изображаемому объекту (форма, цвет, ритм, симметрия). Учить достраивать и преобразовывать многопредметную композицию; «включать» в нее изображения новых предметов и объектов; расширять детские представления о конструктивных свойствах деталей конструктора.

3. Отрабатывать навыки аккуратного и точного соединения их между собой при построении изображения.

4. Развивать начальные формы сотрудничества детей друг с другом (совместные действия по правилу). Учить детей согласовывать свои действия с действиями воспитателя и сверстников группы при выполнении общей композиции.

Задачи речевого развития

1. Ввести в активный словарь: существительные (трава, цветок, стебелек, листок, луг, солнце, луч, небо, одуванчик, курица, цыпленок, голова, глаза, клюв, туловище, крылышко, лапка, хвост, круг, треугольник, картина); прилагательные (красивый, разноцветный, желтый, зеленый, белый, красный, черный, пушистый, низкий, короткий, длинный, маленький, легкий, круглый, гладкий, похожий, большой); глаголы (рвать, дуть, нюхать, клевать, гулять, пищать, идти, бежать, стоять, искать, положить, сделать, любоваться); числительные (один, два); наречия (сначала, потом, вверху, внизу, быстро, мало, много).

2. Учить изменять падежные окончания существительных в роде, числе, падеже (родительный падеж множественного числа, предложный падеж единственного числа с предлогами «в», «на» для обозначения места); согласовывать числительные и наречия с существительными (один цыпленок, клюв, хвост; одно солнце; два цыпленка, глаза, крылышка; две лапки; мало, много цыплят, цветов, одуванчиков); употреблять предлоги «на», «по», «в» (на лугу, на траве, на небе, по лугу, по траве, в небе, в траве).

Речевой материал

О.Высотская

Одуванчик

Уронило солнце лучик золотой.
Вырос одуванчик — первый, молодой.
У него чудесный золотистый цвет.
Он большого солнца маленький привет.

Одуванчики везде по весенней травке:
Замелькали во дворе,
Разбежались по горе,
Спрятались в канавке.

Демонстрационный материал: стихотворения «Одуванчик» О.Высотской и М.Полянской; песня «Цыплята» (музыка А.Филлипенко, слова Т.Волгиной). Фоновая композиция — луг с изображением стеблей одуванчика, солнца с длинными лучами, курицы с цыпленком, двух-трех одуванчиков.

Раздаточный материал для каждого ребенка: круги разной величины и оттенка желтого цвета, белые и черные круги, красные треугольники двух величин.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Воспитатель привлекает внимание детей к лугу (фоновой композиции), обращает внимание на одуванчики — зеленые листья; длинный и гладкий стебель, наверху — мягкая желтая шапочка; спрашивает детей, как называется этот цветок, и читает стихотворение О.Высотской «Одуванчик». Предлагает «посадить» одуванчики по всему лугу.

2. Дети ритмично «выкладывают» желтые круги по всему лугу. Воспитатель читает стихотворение «Одуванчик» М.Полянской.

3. Воспитатель обращает внимание детей на курицу с цыпленком; предлагает рассмотреть их и спеть песню «Цыплята» на слова Т.Волгиной. Затем обращает внимание детей, что на поляне только один цыпленок.

Вопросы к детям

— Где остальные цыплята?
— Куда они убежали?
— Давайте позовем их!
— Как сделать так, чтобы цыплят на поляне стало много?

4. Воспитатель предлагает детям сконструировать цыплят (без показа и объяснения этапов работы). Если это задание является трудным для детей, то он сам конструирует изображение цыпленка и комментирует свои действия:

«Сначала я возьму большой желтый кружок, это будет туловище цыпленка, затем я сделаю цыпленку голову. Для этого я возьму желтый кружок, но поменьше, чем первый, и соединю его с большим кружком. Вот так! Ноги и хвостик я сделаю из больших красных треугольников, носик — из маленького треугольника красного цвета. На голове у цыпленка есть глаза, сделаю их из маленьких черных кружочков».

5. Воспитатель стимулирует детей к созданию динамичных образов цыплят.

Вопросы к детям в ходе работы

— Твой цыпленок что-то ищет в траве?
— Твой цыпленок смотрит на небо, любуется облаками?
— Куда так быстро бежит твой цыпленок?
— Ваши цыплята стоят вместе и беседуют? и др.

6. Воспитатель предлагает детям рассмотреть цыплят, отметить особенности каждого.

Вопросы к детям по завершении работы

— Сколько цыплят получилось? (Много, мало.)
— Сколько цыплят смотрят вверх? (Два, один, мало.)
— Где солнышко? (На небе, наверху.)
— Где трава? (Внизу.)

7. Воспитатель замечает, что, пока дети пели песни и собирали цыплят на лугу, одуванчики созрели, шапочки стали белыми пушистыми шариками (меняет желтые головки цветов на белые).

8. Вопросы к детям для составления целостного рассказа по композиции

— Кто это? (Цыплята.)
— Цыплята какие? (Цыплята желтые, маленькие.)
— Еще что можно сказать про цыплят? Какие они? (Пушистые, круглые.)
— Что делают желтые цыплята? (Желтые цыплята гуляют на лугу.)
— Что еще вы видите на лугу? (На лугу мы видим одуванчики.)
— Какие одуванчики вы видите? (Желтые, белые, пушистые, легкие.)
— Где вы видите одуванчики? (Мы видим одуванчики в траве.)
— Что вы видите на картине сверху? (Сверху мы видим солнышко.)
— Какое солнышко на картине? (Желтое, теплое, ласковое.)
— Что ты делаешь, Аня? (Я меняю желтую шапочку на белую.)
— Где спрятались одуванчики? (В траве.)

9. В конце занятия дети любуются красотой пейзажной композиции, поют песню «Цыплята».

Занятие № 28. «Утята пришли в гости к цыплятам»

Программное содержание

1. Расширять представления детей о домашней птице (утках, утятах, курах, цыплятах).

2. Осваивать действия конструирования схематического изображения утенка — замещения его основных частей деталями конструктора, «детализации» образа; художественной символизации. Учить достраивать и преобразовывать пейзажную композицию; «дополнять» до целого изображение предметов и объектов; расширять детские представления о конструктивных свойствах деталей конструктора.

3. Отрабатывать навыки аккуратного и точного соединения их между собой при построении изображения.

4. Развивать начальные формы сотрудничества детей друг с другом (совместные действия по правилу). Учить детей согласовывать свои действия с действиями воспитателя и сверстников группы при выполнении общей композиции.

Задачи речевого развития

1. Ввести в активный словарь: существительные (трава, цветок, луг, солнце, луч, небо, цыпленок, утенок, голова, клюв, глаза, туловище, хвост, крыло, лапы, круг, квадрат, треугольник, овал, картина); прилагательные (желтый, красный, черный, зеленый, белый, большой, маленький, широкие, узкие, длинные, короткие, острый, тупой, круглый, низкий, высокий, пушистый, круглый, шустрый); глаголы (собрать, положить, сделать, идти, стоять, бежать, гулять, лететь).

2. Учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже (на зеленом лугу, у маленького цыпленка, к желтому цыпленку, с широким клювом, у маленьких утят); употреблять предлоги «на», «по», «у», «с» (на лугу, на траве, к цыпленку, у цыпленка, у утенка, с хвостом, с клювом); отвечать предложением на вопросы (Что это? Кто это? Какие? Где? У кого? С чем? Что делают?).

Речевой материал

Уточка

Наша уточка с утра —
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наша курочка в окно —
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

(Русская народная потешка)

Демонстрационный материал: пейзажная композиция «На лугу с одуванчиками гуляют цыплята», игрушка — утенок.

Раздаточный материал: круги, треугольники желтого, красного, черного цветов, двух величин.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Воспитатель привлекает внимание детей к знакомой композиции, предлагает полюбоваться ее красотой, объяснить, что детям больше всего в ней понравилось.

2. Воспитатель обращает внимание на то, что все одуванчики созрели. Их головки стали пушистыми белыми шариками. Пушинки — это семена одуванчика. Из семян вырастают новые одуванчики. Ветер дует — семена улетают. Пушистые белые шарики разлетаются в разные стороны с луга. Воспитатель предлагает детям помочь ветру. Дети «собирают» головки одуванчика (белые кружки).

3. Воспитатель показывает детям игрушку — утенка, предлагает его рассмотреть и подробно описать.

Вопросы к детям

— Кто это? (Утенок.)
— Какой утенок по цвету? По форме? (Желтый, пушистый, овальный.)
— Какой еще утенок? (Маленький, шустрый.)
— Что у утенка есть? (Лапы, туловище, хвост, клюв, глаза.)
— Какой у утенка клювик? (Маленький, остренький.)
— Что делают утята на лугу? (Ходят, стоят, поднимают голову, клюют.)

4. Воспитатель конструирует изображение утенка и комментирует свои действия. Предлагает сконструировать точно такого же утенка, предварительно найдя для него удобное место на «лугу».

5. Дети работают самостоятельно.

Вопросы к детям в ходе работы

— Что ты делаешь, Вова? (Я собираю желтого утенка.)
— С каким клювом у тебя утенок? (С широким клювом.)
— Что ты делаешь, Маша? (Я прикрепляю к желтому утенку голову.)
— Где стоит твой желтый утенок? (Желтый утенок стоит на траве.)
— Где гуляет твой утенок? (На траве.)
— У кого широкие лапки? (У утенка, у утят.)

6. В конце занятия дети любуются веселой композицией, уточняют, чем отличаются цыплята от утят, подбирают к каждому из них определения. Воспитатель читает потешку и побуждает детей повторять за ним звукоподражания.

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru