Окончание. Начало в № 8, 9, 10, 11, 12, 13, 15/2009
«Кто видел Марию Монтессори один
раз, тот никогда ее не забудет, и кто слышал ее
проникновенные слова, произносимые прекрасным
гармоничным голосом, о воспитании маленьких
детей, в душе того слова эти будут звучать как
завет истинно талантливого человека».
Юлия Фаусек |
|
Игры с пальчиками
Такие игры известны с давних времен. В
любой русской семье мама или няня сажала малыша
на колени, брала его ручку в свою и, загибая
пальчики, приговаривала:
Сорока-белобока дрова собирала,
Печку топила, кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала, этому дала, этому дала...
А этому не дала:
Он дрова не колол,
Печку не топил,
Кашу не варил...
Народ сочинил множество подобных
коротких приговорок, многие из которых и сейчас
используются в работе с младшими дошкольниками.
Существует немало сборников текстов для
пальчиковых игр. В детских садах М.Монтессори
дети садятся в круг и вслед за наставницей
приговаривают или напевают знакомые песенки и
стихи, загибая и разгибая пальчики.
Лепка
Почти любая ручная работа в итоге
приводит к тренировке мускулатуры и координации
движений рук, а значит, косвенно готовит ребенка
к письму. Мы много раз убеждались: как бы взрослые
ни старались объяснить или даже показать малышу,
как правильно вылепить из глины или пластилина
какую-нибудь фигурку, без их помощи он почти
никогда не справляется с заданием. Лучшее, что он
создает, это шарик или колбаска. Но и данная
работа совсем не бесполезна. На глиняный шарик
можно надавить пальчиком, который потом будет
участвовать в письме, а колбаску сделать
тоненькой, раскатывая сразу двумя важными для
письма пальцами. Так что лепка — дело весьма
полезное. А чтобы она имела еще и «хозяйственный»
эффект, Мария Монтессори предлагала детям лепить
посуду. Кто знает, может быть, рука древнего
человека развивалась именно благодаря
необходимости лепить глиняные сосуды — амфоры,
чаши, вазы, плошки, кувшины. (Заметьте, сколько
новых слов появляется в лексиконе малыша!)
Глиняный шарик надо разминать пальцами,
продавливать в нем ямку, делать тонкими «стенки»,
чтобы получилась настоящая чашка или кастрюлька.
А еще Мария Монтессори предлагала детям лепить
кирпичики, с помощью взрослых обжигать их в печке
и потом из полученного материала строить дома,
кукольные дворцы, мосты и крепости. Вся эта
замечательная работа косвенным образом служила
самому главному, к чему без карандаша и бумаги
готовилась рука ребенка, — умению писать.
К пяти годам, когда ребенок станет
«фанатом» букв и захочет запомнить их образы,
чтобы передать на бумаге, лепка может стать ему
едва ли не самым главным помощником. Об этом
рассказал на одном из публичных семинаров
американский педагог Рональд Дэвис. Его дети
лепили буквы из глины и с помощью так называемой
«памяти руки» легко запоминали их образы. Но
подробнее об этой работе будет сказано ниже.
Металлические рамки и вкладки.
Обводки и штриховки
Рамки и вкладки — классический
материал, придуманный М.Монтессори для
тренировки детской руки при подготовке к письму.
Упражнения с металлическими рамками и вкладками
утончают движения пальцев и постепенно делают
руку расслабленной, свободной для изображения
письменных знаков.
Материал. Две подставки и 10 возовых
рамок. В каждую рамку вложены различные
геометрические фигуры с маленькими рукоятками,
позволяющими вынимать их из рамок. Вкладки
представляют собой следующие фигуры: квадрат,
треугольник, трапеция, прямоугольник,
пятиугольник, круг, эллипс, эллипсоид, округлый
треугольник, цветок. Также понадобится небольшой
поднос, на котором стоит подставка для трех
цветных карандашей, деревянная квадратная
дощечка и такие же по размеру листки белой
бумаги.
Как работать с металлическими рамками
и вкладками. Металлическая рамка кладется на
лист бумаги поверх дощечки и обводится цветным
карандашом изнутри. Затем с уже нарисованной на
бумаге фигурой совмещается соответствующая
вкладка и обводится еще раз карандашом другого
цвета. На бумаге остается два почти совпадающих
контура (два квадрата, два круга и т.д.), и этот
факт поражает ребенка. Как же так: я обводил два
различных предмета — рамку и вкладку, а на
чертеже получилась одна и та же фигура? Впервые у
малыша зарождается объективное понятие
геометрической фигуры как линии, определяющей
форму. Кроме того, он учится самостоятельно
чертить эти определяющие фигуры линии. Наступит
время, когда он так же легко и самостоятельно
начнет писать графические знаки, обозначающие
буквы, и затем слова.
Появившаяся на бумаге фигура
заштриховывается сначала широкими, размашистыми
линиями, потом все более узкими. Штриховка
делается всегда слева направо. Техника штриховки
может быть разнообразной. Особенно хороши
маленькие частые штрихи безотрывного письма.
По наблюдениям монтессори-педагогов,
после простых упражнений в штриховке дети уже не
довольствуются изображением какой-нибудь одной
геометрической фигуры, а приступают к различным
комбинациям из нее в разных поворотах или
соединяют две фигуры и более. Получаются
чудесные орнаменты, из которых наставницы делают
настенные выставки или составляют альбомчики.
Каждая удачная работа обязательно подписывается
именем ребенка. Ее показывают родителям, отмечая
успехи малыша.
Работа с рамками и вкладками —
классическое упражнение для подготовки руки к
письму, придуманное самой Марией Монтессори.
Современные педагоги, наблюдая за тем, как
работают с рамками и вкладышами дети, определили
даже строгую последовательность предъявления
ребенку фигур. Штриховка, как действие,
выполняемое пишущей рукой, — лучшая тренировка
для малыша. Он начинает чувствовать границу,
работать карандашом, не отрывая его от бумаги.