Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №2/2010
Игры со словами Аллы АРУШАНОВОЙ и Елены РЫЧАГОВОЙ, научных сотрудников Центра им.  А.В. Запорожца «Дошкольное детство», помогут детям предшкольного возраста потренировать фонематический слух, умение образовывать слова с помощью суффиксов и приставок, строить предложения. В играх могут участвовать два-три ребенка, а может и группа детей.

Игры со звучащим словом для детей 6–7 лет

Начало см. в № 21, 22, 23, 24/2009, 1/2010

Телемагазин на диване

Задачи. Учить детей описывать предметы. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков [ч], [щ]. Продолжить учить подбирать слова с заданными звуками, образовывать слова с уменьшительно-ласкательным содержанием. Производить звуковой анализ слов. Познакомить с многозначным словом «ключ». Вовлекать детей в разыгрывание диалогов.

Материалы. Сотовые телефоны. Картинки: ключ дверной, скрипичный ключ, ключ- родник, разводной ключ.

Предметы и игрушки: мячи разного размера и цвета; часы (механические, электронные, будильник, наручные, настольные); чашки разной величины и расцветки (чайные, кофейные); щетки (массажная, платяная, зубная, половая); щипцы (кондитерские, для выщипывания бровей, для сахара).

Содержание

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Телемагазин на диване».

В нашем телемагазине разные товары — нужные людям предметы. Чтобы их купить, заказать по телефону, нужно предмет описать. И сказать, как его можно назвать ласково. Например: я хотела бы купить мяч. Он круглый, резиновый, голубой. Ласково его можно назвать «мячик».
Выберем продавца магазина с помощью считалки.

Четыре веселых, шумливых щенка
Прячут вещи в четыре угла.

(И.Лопухина)

Считалку читают хором. Так же считалкой выбирают первого покупателя. В дальнейшем продавец и покупатель назначают по желанию следующую пару детей. Покупка строится на телефонном разговоре продавца и покупателя. Заказанный откладывают в сторону. Продавец уточняет у покупателя адрес, по которому надо доставить товар.

Воспитатель. Поиграем словами. Я назову предмет, а вы образуйте от его названия слово с уменьшительно-ласкательным значением.
Слова: стул – стульчик, расческа – расчесочка, ключ – ключик, свеча – свечка, ящик – ящичек, ящерица – ящерка, щука – щучка, щепка — щепочка. И т.п. (Воспитатель бросает мяч детям вразбивку. Дети подбирают парное слово и перекидывают мяч воспитателю.)
Хочу узнать, внимательны ли вы. Какие звуки часто повторялись в словах? [ч], [щ]. Назовите как можно больше слов со звуком [ч] ([щ]).
Послушайте слово: ключ. (Произносится с подчеркнутым выделением каждого звука.) Какой первый звук в этом слове? [к] Он твердый или мягкий? А следующий звук какой? ([Ль], мягкий.) Какой гласный звук в слове «ключ»? [у] Какой последний звук? [ч] Звук [ч] гласный или согласный? Почему? Слово ключ — необыкновенное. Послушайте о нем стихотворение.

Драган Лукич

КЛЮЧИ

(отрывок)

Много разных есть ключей:
Ключ-родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный ключ дверной.

(Перевод с сербского Леонида Яхнина)

Вот ключ дверной, вот скрипичный, вот ключ-родник (демонстрирует картинки). Дверным ключом открывают дверь, ключ-родник — бьет ключом из-под земли. Скрипичный ключ пишут в нотах. А какие еще ключи вы знаете? (Гаечный, разводной.)
А еще есть ключ, которым заводят часы, игрушки, — заводной.
Сейчас вы все как будто заводные игрушки. Я вас заведу, и вы будете танцевать. (Совершает условные действия воображаемым ключом. Дети танцуют. Переходят к самостоятельной деятельности.)

Угадай игрушку

Задачи. Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. Составлять предложения разной грамматической структуры. Активизировать предлоги с пространственным значением. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков [с], [ш] в словах и фразах. Закреплять умение делить слово на слоги, определять ударный слог, следование звуков в слове друг за другом.

Материал. Игрушки: собака, слон, лиса, мышка, лошадка, кошка, фишки.

Содержание

Воспитатель на глазах у детей расставляет в разных местах групповой игрушки: собаку, слона, лису, мышку, лошадку, кошку. Предлагает детям найти в группе игрушки, в названиях которых есть звук [с] ([ш]). Дети отыскивают предметы по двое, взявшись за руки. Надо назвать предмет, выделив звук [с] ([ш]), и ответить, где находился этот предмет (на столе, под столом, около дивана и т.п.). Найденные игрушки расставляют на столе.

Это первая часть игры.

Затем кто-то из детей выходит за дверь. Это водящий. Дети договариваются, какую игрушку они загадают. Водящий возвращается. Чтобы догадаться, какую игрушку загадали, он должен задавать вопросы — такие, чтобы на них можно было ответить «да» или «нет».

Например:

— Это животное? (Да.)
— Оно серое? (Нет.)
— Оно рыжее? (Да.)
— У него хвост пушистый?
И т.д.

Следующего водящего назначают сами дети.

После игры в загадки воспитатель предлагает детям ответить на «каверзные» вопросы.

— Сколько слогов в слове собака (лошадка)?
— Назовите по порядку звуки в слове лиса (слон)?
— Какой ударный слог в слове кошка (мышка)?

За каждый правильный ответ ребенок получает фишку.
Далее устраивается соревнование: кто больше придумает смешных и интересных предложений об игрушках, которые на столе.
За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. В конце игры подсчитывается количество фишек у каждого ребенка и объявляется победитель.

Цап-цап-цап

Задачи. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков [ц], [ч] в связной речи. Учить сочинять творческие рассказы по началу, заданному стихотворением. Развивать выразительность речи.

Содержание

Воспитатель предлагает детям выучить стихотворение.

В.Орлов

ЦАП-ЦАП-ЦАП

Четыре
Длинных
Цапли
Выходят на охоту,
А дождик по болоту:
Кап-кап-кап!
Идут
Четыре
Цапли
И стряхивают капли,
А клювы звонко щелкают:
Цап-цап-цап!

Стихотворение читается 4–5 раз. В это время дети, следом за педагогом, изображают цаплю (пластический этюд).
Затем воспитатель предлагает детям сочинить историю про четырех цапель: «Как четыре цапли охотились на болоте?» Выслушивают всех желающих рассказать свою историю.
В завершение игры детям читают окончание стихотворения Владимира Орлова.

А рядом
Ходят цапельки,
Похожие
До капельки,
До капельки похожие
На мам своих и пап.
А раз они похожие,
Им щелкать нужно тоже,
Им нужно щелкать клювами:
Цап-цап-цап!
Идет,
Идет охота,
Заквакало болото.
Лягушки удирают
Со всех зеленых мест.
Им вовсе неохота,
Им страшно неохота,
Чтоб цапли
Их бы сцапали.

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru