Начало см. в № 21, 22, 23, 24/2009, 1/2010
Телемагазин на диване
Задачи. Учить детей описывать
предметы. Уточнить и закрепить правильное
произношение звуков [ч], [щ]. Продолжить учить
подбирать слова с заданными звуками,
образовывать слова с уменьшительно-ласкательным
содержанием. Производить звуковой анализ слов.
Познакомить с многозначным словом «ключ».
Вовлекать детей в разыгрывание диалогов.
Материалы. Сотовые телефоны.
Картинки: ключ дверной, скрипичный ключ, ключ-
родник, разводной ключ.
Предметы и игрушки: мячи разного
размера и цвета; часы (механические, электронные,
будильник, наручные, настольные); чашки разной
величины и расцветки (чайные, кофейные); щетки
(массажная, платяная, зубная, половая); щипцы
(кондитерские, для выщипывания бровей, для
сахара).
Содержание
Воспитатель предлагает детям поиграть
в игру «Телемагазин на диване».
В нашем телемагазине разные товары —
нужные людям предметы. Чтобы их купить, заказать
по телефону, нужно предмет описать. И сказать, как
его можно назвать ласково. Например: я хотела бы
купить мяч. Он круглый, резиновый, голубой.
Ласково его можно назвать «мячик».
Выберем продавца магазина с помощью считалки.
Четыре веселых, шумливых щенка
Прячут вещи в четыре угла.
(И.Лопухина)
Считалку читают хором. Так же
считалкой выбирают первого покупателя. В
дальнейшем продавец и покупатель назначают по
желанию следующую пару детей. Покупка строится
на телефонном разговоре продавца и покупателя.
Заказанный откладывают в сторону. Продавец
уточняет у покупателя адрес, по которому надо
доставить товар.
Воспитатель. Поиграем словами. Я
назову предмет, а вы образуйте от его названия
слово с уменьшительно-ласкательным значением.
Слова: стул – стульчик, расческа – расчесочка,
ключ – ключик, свеча – свечка, ящик – ящичек,
ящерица – ящерка, щука – щучка, щепка — щепочка.
И т.п. (Воспитатель бросает мяч детям вразбивку.
Дети подбирают парное слово и перекидывают мяч
воспитателю.)
Хочу узнать, внимательны ли вы. Какие звуки часто
повторялись в словах? [ч], [щ]. Назовите как можно
больше слов со звуком [ч] ([щ]).
Послушайте слово: ключ. (Произносится с
подчеркнутым выделением каждого звука.) Какой
первый звук в этом слове? [к] Он твердый или
мягкий? А следующий звук какой? ([Ль], мягкий.)
Какой гласный звук в слове «ключ»? [у] Какой
последний звук? [ч] Звук [ч] гласный или согласный?
Почему? Слово ключ — необыкновенное.
Послушайте о нем стихотворение.
Драган Лукич
КЛЮЧИ
(отрывок)
Много разных есть ключей:
Ключ-родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный ключ дверной.
(Перевод с сербского Леонида Яхнина)
Вот ключ дверной, вот скрипичный, вот
ключ-родник (демонстрирует картинки). Дверным
ключом открывают дверь, ключ-родник — бьет
ключом из-под земли. Скрипичный ключ пишут в
нотах. А какие еще ключи вы знаете? (Гаечный,
разводной.)
А еще есть ключ, которым заводят часы, игрушки, —
заводной.
Сейчас вы все как будто заводные игрушки. Я вас
заведу, и вы будете танцевать. (Совершает
условные действия воображаемым ключом. Дети
танцуют. Переходят к самостоятельной
деятельности.)
Угадай игрушку
Задачи. Вовлекать детей в
игровое и речевое взаимодействие со
сверстниками. Составлять предложения разной
грамматической структуры. Активизировать
предлоги с пространственным значением. Уточнять
и закреплять правильное произношение звуков [с],
[ш] в словах и фразах. Закреплять умение делить
слово на слоги, определять ударный слог,
следование звуков в слове друг за другом.
Материал. Игрушки: собака, слон,
лиса, мышка, лошадка, кошка, фишки.
Содержание
Воспитатель на глазах у детей
расставляет в разных местах групповой игрушки:
собаку, слона, лису, мышку, лошадку, кошку.
Предлагает детям найти в группе игрушки, в
названиях которых есть звук [с] ([ш]). Дети
отыскивают предметы по двое, взявшись за руки.
Надо назвать предмет, выделив звук [с] ([ш]), и
ответить, где находился этот предмет (на столе,
под столом, около дивана и т.п.). Найденные игрушки
расставляют на столе.
Это первая часть игры.
Затем кто-то из детей выходит за дверь.
Это водящий. Дети договариваются, какую игрушку
они загадают. Водящий возвращается. Чтобы
догадаться, какую игрушку загадали, он должен
задавать вопросы — такие, чтобы на них можно было
ответить «да» или «нет».
Например:
— Это животное? (Да.)
— Оно серое? (Нет.)
— Оно рыжее? (Да.)
— У него хвост пушистый?
И т.д.
Следующего водящего назначают сами
дети.
После игры в загадки воспитатель
предлагает детям ответить на «каверзные»
вопросы.
— Сколько слогов в слове собака (лошадка)?
— Назовите по порядку звуки в слове лиса
(слон)?
— Какой ударный слог в слове кошка (мышка)?
За каждый правильный ответ ребенок
получает фишку.
Далее устраивается соревнование: кто больше
придумает смешных и интересных предложений об
игрушках, которые на столе.
За каждый правильный ответ ребенок получает
фишку. В конце игры подсчитывается количество
фишек у каждого ребенка и объявляется
победитель.
Цап-цап-цап
Задачи. Уточнять и закреплять
правильное произношение звуков [ц], [ч] в связной
речи. Учить сочинять творческие рассказы по
началу, заданному стихотворением. Развивать
выразительность речи.
Содержание
Воспитатель предлагает детям выучить
стихотворение.
В.Орлов
ЦАП-ЦАП-ЦАП
Четыре
Длинных
Цапли
Выходят на охоту,
А дождик по болоту:
Кап-кап-кап!
Идут
Четыре
Цапли
И стряхивают капли,
А клювы звонко щелкают:
Цап-цап-цап!
Стихотворение читается 4–5 раз. В это
время дети, следом за педагогом, изображают цаплю
(пластический этюд).
Затем воспитатель предлагает детям сочинить
историю про четырех цапель: «Как четыре цапли
охотились на болоте?» Выслушивают всех желающих
рассказать свою историю.
В завершение игры детям читают окончание
стихотворения Владимира Орлова.
А рядом
Ходят цапельки,
Похожие
До капельки,
До капельки похожие
На мам своих и пап.
А раз они похожие,
Им щелкать нужно тоже,
Им нужно щелкать клювами:
Цап-цап-цап!
Идет,
Идет охота,
Заквакало болото.
Лягушки удирают
Со всех зеленых мест.
Им вовсе неохота,
Им страшно неохота,
Чтоб цапли
Их бы сцапали.
Продолжение следует