Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №8/2010
С сентября 2010 года слушатели Педагогического университета «Первое сентября» смогут пройти обучение по курсу Оксаны УШАКОВОЙ «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития».
Оксана Ушакова — доктор педагогических наук, профессор Международной академии наук психологи и образования, заведующая лабораторией развития речи и речевого общения Института психолого-педагогических проблем детства РАО, автор более 200 научно-методических работ по развитию речи ребенка.
Мы знакомим читателей с некоторыми играми и упражнениями, предложенными в курсе.

Культура речи дошкольника

Продолжение. Начало см. в № 6, 7/2010

Развитие звуковой культуры речи дошкольника

Игры и упражнения для детей предшкольного возраста

«Коза – стрекоза»

Дети рассматривают рисунки с изображением чашки, козы, кошки, барсука, самовара, ромашки, стрекозы, лукошка, шины, машины, сука, пара.
— Подберите пары слов, похожих по звучанию. (Чашка – ромашка, коза – стрекоза, кошка – лукошко, сук – барсук, пар – самовар, шина – машина.)
— Назовите слова, в которых один слог, два и три слога. (В словах пар, сук — один слог, в словах чашка, коза, шина, кошка, барсук — два слога, в словах самовар, ромашка, стрекоза, лукошко, машина — по три слога.)

Возможен такой вариант: одна группа детей подбирает сходно звучащие пары слов: чашка – ромашка, коза – стрекоза, кошка – лукошко, сук – барсук, шина – машина, пар – самовар. Другие дети называют, сколько слогов в каждом слове из названной пары.
— Закончите фразу, чтобы получилось складно:

  • я поехал на машине — (у меня порвалась шина);

  • побежал за стрекозой (тут же встретился с козой);

  • я разбил сегодня чашку (и сорвал в лесу ромашку);

  • зацепился я за сук (а под ним сидел барсук);

  • под столом лежала кошка (рядом с ней стоит лукошко).

«Игла — пила»

— В словах шар, мак, жук, лук, рак, пар — по одному слогу; а сколько слогов в словах игла, мишка, ложка?
— Какие иглы ты знаешь? Какие предметы мы называем этим словом? (Игла у ежа, у елки, сосны, лиственницы.)
— Чем все иглы похожи? (Все иглы острые.)
— У елки иглы какие? (Еловые.)
— А у сосны какие? (Сосновые.)
— Чем отличаются иглы елки от игл сосны? Отвечай поскорей, какие из них длинней? (Сосновые.)
— А чем отличаются иглы елки и лиственницы? (Еловые иглы твердые, жесткие, а лиственные — мягкие.)
— А еще какие иглы вы знаете? (Швейные.)
— Как можно сказать про швейную иглу, какая она? (Длинная, тонкая, острая, металлическая, блестящая.)
— Что делают швейной иглой? (Ей шьют.)
— Что шьют швейной иглой? (Одежду.)
— А еще что можно делать швейной иглой? (Шить, вышивать, зашивать, подшивать, штопать.)
— Одна — игла, а много — ...? Продолжи фразу: у нас много… .

Словарная работа как часть развития речи дошкольника

Словесные обозначения (наименования) предметов дети усваивают при ознакомлении с окружающей их действительностью. Однако словарь дошкольников нуждается не только в количественном росте, но и качественном совершенствовании (уточнение значений слов, точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений).
Все виды лексической работы проводятся в форме словесных игр, упражнений, выполнения творческих заданий во взаимосвязи с другими речевыми задачами.

Игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста

«Угадай игрушку»

Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.

Первый вариант

Взрослый показывает ребенку 3–4 игрушки, а ребенок должен их назвать. Надо сразу научить ребенка правильно называть предмет: «Это… заяц (лиса, утенок)».

Второй вариант

Взрослый рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично описываются другие игрушки, ребенок называет их.

«Про кого я говорю»

Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.
Взрослый описывает сидящего перед ним ребенка, называя детали его одежды и внешнего вида, например: «Это девочка, на ней юбка и кофточка. Волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней».

«Скажи, какой»

Цель: учить выделять и называть признаки предмета.
Взрослый достает из коробки предметы и называет их. Например: «Это груша». Ребенок должен описать предмет, перечислить его признаки: «Она желтая, мягкая, вкусная».
«Это помидор». — «Он красный, круглый, спелый, сочный».
«Это огурец». — «Он продолговатый, зеленый, хрустящий».

«Исправь ошибку»

Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их.
Взрослый рисует сам или показывает картинку, в которой в изображении предмета допущены неточности. Ребенок должен найти эти неточности. Например, на рисунке изображен цыпленок красного цвета, который клюет морковку. Или у медвежонка заячьи уши. Лиса нарисована синей и без хвоста. Ребенок исправляет: цыпленок желтый, клюет зернышки; у медвежонка круглые маленькие ушки, у лисы длинный хвост и рыжая шубка.

«Кто больше увидит и назовет»

Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предмета.
В гости к ребенку приходит кукла. Взрослый и ребенок рассматривают куклу, называют предметы одежды и описывают ее внешний вид (глаза, волосы).
Затем в гости к ребенку приходит зайчик. Взрослый и ребенок описывают зайца: у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши. А как сказать одним словом, что у зайца длинные уши? Заяц какой? Длинно... (ухий). Хвост у зайца какой? Короткий. Значит, заяц короткохвостый.
Появляется кошка. Кошка гладкая, пушистая, лапы у нее белые. Значит, кошка... белолапая.
За правильные ответы кукла выдает ребенку флажки (ленточки, колечки от пирамидки).

«Что напутал Незнайка?»

Цель: находить ошибки в описании и исправлять их.
В гости к ребенку приходят Незнайка и его друзья (утенок, зайчонок, котенок и др.). Незнайка представляет ребенку своих друзей и рассказывает про них, но делает ошибки и допускает неточности в описании, например: «У утенка синий клюв и маленькие лапы, он кричит: “Мяу!”».
«У зайца маленькие ушки, он зеленый».
«У кошки колючая шубка».
Ребенок исправляет неточности, допущенные Незнайкой.

«Какая кукла?»

Цель: учить называть разнообразные признаки внешнего вида игрушки или объекта.
Взрослый говорит ребенку, что куклу назвали некрасивой и она очень расстроилась. Надо ее успокоить — рассказать, какая она красивая.
— Кто это? (Кукла.) Какая она? (Нарядная, красивая.) Что Таня умеет делать? (Играть, рисовать, петь, танцевать.) Давай вместе расскажем про Таню.
Взрослый начинает: «Наша Таня... (самая красивая). У нее... (нарядное платьице красного цвета, белый бантик, коричневые туфельки, белые носочки)».

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru