Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №9/2010
С сентября 2010 года слушатели Педагогического университета «Первое сентября» смогут пройти обучение по курсу Оксаны Ушаковой «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития».
Оксана Ушакова — доктор педагогических наук, профессор Международной академии наук психологи и образования, заведующая лабораторией развития речи и речевого общения Института психолого-педагогических проблем детства РАО, автор более 200 научно-методических работ по развитию речи ребенка.
Мы знакомим читателей с некоторыми играми и упражнениями, предложенными в курсе.

Культура речи дошкольника

Продолжение. Начало см. в № 6, 7, 8/2010

Словарная работа как часть развития речи дошкольника

Игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста

«Сравни кукол»

Цель: учить детей соотносить предметы с разными характеристиками.

Взрослый предлагает рассмотреть двух кукол и сказать, чем они отличаются. Ребенок дает куклам имена (Катя и Таня) и говорит: «У Тани светлые и короткие волосы, у Кати — темные и длинные, у Тани голубые глаза, у Кати — черные, Таня в платье, а Катя в брюках, у кукол разная одежда».
— Куклы захотели поиграть, они взяли... (мячики). Этот мячик... (круглый, резиновый, синий, маленький). А другой мячик... (большой, красный). Что можно делать с мячами? (Кидать, бросать, ловить, подкидывать, подбрасывать.)
— Посмотрите на этот мячик. Он больше, чем синий, но меньше, чем красный. Какого он размера? Какой он? (Средний. Среднего размера.)

«Сравни медвежат»

Цель: учить различать предметы (игрушки) по характерным признакам.

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть двух медвежат разного цвета и размера.
— Кто это? (Медвежата.) Чем они отличаются друг от друга? (Один медведь большой и черный. Другой — маленький и коричневый.)
— Какое имя можно дать черному медвежонку по цвету? (Черныш.) Что любит делать Черныш? (Рычать, есть малину и мед, бегать.)
— Как назвать другого медведя, чтобы было понятно, какой он маленький? (Малыш.)

«Сравни зверят»

Цель: учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.

Педагог предлагает ребенку рассмотреть мишку и мышку.
— Мишка большой, а мышка... (маленькая). Еще какой мишка? (Толстый, толстопятый, косолапый.) А мышка какая? (Маленькая, серенькая, быстрая, ловкая.) Что любит мишка? (Мед, малину.) А мышка любит... (сыр, сухарики).
— Лапы у мишки толстые, а у мышки... (тоненькие). Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка пищит... (тоненьким голоском). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у мишки... (короткий).
Аналогично можно сравнить и других животных — лису и зайца, волка и медведя.

«Кто лучше похвалит?»

Цель: уметь называть признаки животных по образцу взрослого. Взрослый берет себе игрушечного медведя, а ребенку дает зайца. Ребенку нужно описывать свою игрушку по образцу, заданному взрослым.

Взрослый. У меня медведь.

Ребенок. А у меня заяц.

Взрослый. У медведя коричневая шубка.

Ребенок. А у зайца белая.

Взрослый. У медведя маленькие круглые ушки.

Ребенок. А у зайца уши длинные.

«Куклы рисуют и гуляют»

Цель: обратить внимание на слова, близкие и противоположные по смыслу, а также на промежуточные признаки.

Первая часть

В гости к ребенку приходят две куклы: большая и маленькая. Воспитатель говорит, что куклы захотели рисовать. Большая кукла возьмет длинный карандаш, а маленькая... (короткий). Большая кукла нарисует большой дом, а маленькая... (маленький).
Как по-другому можно назвать маленький дом? (Домик, домишко.)

Статья опубликована при поддержке компании "Профессионал". Полная покраска авто, поэлементная покраска автомобилей, покраска кузова, замена цвета, окраска в матовый цвет, окраска в два цвета, устранение ржавчины, окраска жидкой резиной. Узнать контакты и посмотреть подробную информацию об услугах и компании Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://77professional.ru

Вторая часть

— Куклы пошли гулять, а зонтик с собой не взяли. Тут пошел сильный дождь. Они спрятались под елочку. Большая кукла спряталась под высокой елкой, а маленькая... (под низкой). Дождь кончился, пошли куклы домой. Большая кукла пошла по широкой дороге, а маленькая... (по узкой). Пришли они домой, стали мыть руки. Сначала куклы повернули кран с горячей водой, а потом... (с холодной). А если смешать холодную воду с горячей, какая вода получится? (Теплая, прохладная.) Пошли куклы спать. У них были разные кроватки. Какие? (У большой куклы — высокая, у маленькой — низкая, у большой куклы — широкая, у маленькой — узкая.)

«Кукла веселая и грустная»

Цель: познакомить детей с названиями противоположных эмоциональных состояний (веселый – грустный).

— Стала девочка Маша играть со своими куклами Катей и Таней и заметила, что Катя все время веселая, а Таня грустная. Как ты думаешь, почему? (Таню обидели, ей стало больно, она загрустила.) Как другими словами сказать, что Таня грустная? Какая она? (Печальная, расстроенная.) Что Таня делает? (Грустит, печалится, огорчается.) Что надо сделать, чтобы развеселить Таню? (Рассказать веселую сказку, поиграть с ней, посмотреть мультфильм.) Какими теперь стали обе куклы — Катя и Таня? (Веселыми, радостными.)

«Назови одним словом»

Цель: закрепить представления детей об обобщающих словах.
— Вспомни, где у нас спали куклы, на чем? (На кровати.) Куда они кладут свои вещи? (В шкаф, в гардероб.) На чем они сидят? (На стульях.)
Я начну говорить, а ты продолжи: кровать, шкаф... (стол, стул, диван, кресло). Как назвать все эти предметы одним словом? (Мебель.) Какая мебель у тебя в комнате?
— Что куклы кладут в шкаф? Что там лежит и висит? Продолжи: платье, брюки… (юбки, кофты, рубашки). Все эти вещи называются... (одеждой). Какая одежда надета на тебе?
— Сели куклы за стол. А там стоят... тарелки, чашки, блюдца, ложки, вилки. Это... (посуда). Из какой посуды ты ешь суп? Кашу? (Из глубокой и мелкой тарелок.)
— Наши куклы очень любят играть. Что им для этого нужно? (Игрушки.) Какие игрушки ты можешь назвать?

«В гости к кукле Тане»

Занятие для детей младшего дошкольного возраста

Цель: учить детей составлять рассказы повествовательного типа, подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы), образовывать имена в уменьшительно-ласкательной форме.

— Дети, поедем в гости к Тане. Я буду паровозом, а вы — маленькими вагончиками. Но чтобы стать вагончиком, нужно правильно назвать слово. Кто первым скажет нужное слово, тот и встанет за мной.
Начинаем! Слон большой, а собачка... (маленькая).
Летом тепло, а зимой... (холодно).
Кресло мягкое, а стул... (жесткий).
Я высокая, а Маша... (низкая).
Дорога широкая, а тропинка... (узкая).
Мама молодая, а дедушка... (старый).
Вот какой длинный поезд у нас получился. Поехали!
Посмотрите: что здесь случилось? Птица волнуется, крыльями машет: птенчик выпал из гнезда, испугался, весь дрожит. Давайте успокоим его, скажем ему, какой он хороший (маленький, тепленький, мягонький). Как помочь птенчику? (Положить обратно в гнездо.)
А вот и дом куклы Тани. Мы немного задержались.
Таня, дети расскажут тебе, почему мы задержались.
Ехали мы на поезде... И вдруг… (Дети продолжают рассказ.)
Таня приглашает детей пить чай с конфетами.
— Какие конфеты дала нам кукла Таня? (Вкусные, сладкие.) Что еще бывает сладким? (Сахар, шоколад, варенье, компот.) А вот лимон лежит. Он какой? (Кислый.) А что бывает горьким? (Лук, чеснок, лекарства.)
Стала кукла Таня с детьми прощаться.
— Что Таня скажет нам на прощание? Какие слова? («До свидания!», «Заходите еще!», «Была рада с вами встретиться!».) А детей всех она называла ласково. Как? (Олечка, Димочка.)

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru