Продолжение. Начало см. в № 7, 8, 9, 11/2010
Занятие «Море волнуется»
Программное содержание
1. Знакомить детей с природными
явлениями (идут дожди, дует ветер, пасмурно, на
небе много туч) и морскими пейзажами (по
репродукциям великих художников).
2. Развивать воображение, осваивать
действие «опредмечивание» — учить видеть
морские волны в разных по длине и ширине полосках
бумаги и оттенках синего цвета. Учить
преобразовывать и достраивать композицию,
выполненную взрослым, органично «включая» в нее
изображение новых объектов (волн); выражать
символическими средствами отношение к
действительности.
3. Упражнять детей рвать бумагу на
ровные длинные и короткие полоски (волны),
работать над совершенствованием техники
приклеивания полосок бумаги к фоновой
поверхности листа.
4. Учить согласовывать свои действия
с практической деятельностью детей всей
подгруппы, конструируя коллективную пейзажную
композицию.
5. Ввести в активный словарь:
существительные (бумага, полоска, море, берег,
волны, треугольник, лодка, картина, руки, парус,
вода); прилагательные (высокие, низкие, синее,
зеленые, красивые, широкие, узкие, длинные,
короткие, ровные); глаголы (положить, приклеить,
прижать, рвать, выкладывать, показывать, видеть,
плыть, взять, делать).
Демонстрационный и раздаточный
материал: несколько морских пейзажей; фоновая
картинка «Море», выполненная воспитателем на
рулонном листе бумаги; полоски бумаги синего
цвета разных оттенков с небольшими надрезами для
ориентировки детей в ширине предполагаемых волн
— полосок бумаги.
Фоновая картинка
Содержание занятия
1. Воспитатель показывает детям
тазик с водой, в котором плавает маленький
кораблик, и предлагает поиграть — посмотреть,
что случится, когда подует сильный ветер. Педагог
имитирует разные волны (дует на воду, раскачивает
тазик с водой) и обращает внимание детей на
поведение воды: высота волн зависит от силы
ветра.
2. Воспитатель показывает детям
морские пейзажи и активизирует речь детей.
— Что вы видите? Что это? (Это море.)
— Кто знает, что это? Как это называется? (Волны.)
— А это что? (Это лодочка.)
— Это парус. Похож он на треугольник? Еще на что
он похож?
Задавая вопросы, воспитатель обращается
к опыту детей, к их собственным представлениям о
путешествиях по воде; учит не только узнавать и
называть объекты действительности (вода, море,
река, берег, волны), но и видеть красоту морских
пейзажей, понимать настроение, переданное
художниками. Воспитатель обращает внимание
детей на то, как художники передают водную стихию
— рисуют ветер, волны разной высоты.
3. Затем воспитатель показывает
детям фоновую картинку — композицию «Море»,
предлагает рассмотреть ее, уточняет, что работа
не завершена. Детям предлагается стать
художниками и изобразить волны. Воспитатель
говорит: «Подул сильный ветер, море стало
неспокойным, и на нашем море появились красивые
волны».
4. Воспитатель предлагает детям
сесть за столы и посмотреть, как делаются волны
из бумаги: как рвать бумагу на длинные ровные
полоски (они и будут волнами на нашем море),
ориентируясь на надрезы на одной из сторон
бумажного листа. Воспитатель поощряет тех детей,
кто самостоятельно и сразу приступает к
выполнению задания, помогает советами или
практически.
Вопросы к детям по ходу работы
— Что ты взял, Вова? (Бумагу.)
— Что делаешь? Что это?
— Вова, что ты делаешь сейчас? (Я рву бумагу. Я
делаю полоску.)
— Маша, что Аня сейчас делает? (Аня делает
полоску.)
— Что это? (Это полоска. Это волны.)
— Это что? (Это полоска, это полоски.)
— Какого цвета полоска? (Синяя.)
— Какой длины полоска? Длинная или короткая?
(Длинная.)
— У тебя полоски получаются ровные или нет?
— Они узкие или широкие?
— Какие твои полоски по ширине?
5. Разорвав свои листы бумаги на
длинные широкие полоски, дети встают из-за столов
и подходят к фоновой картинке «Море».
С помощью воспитателя «строят» изображение
водной стихии — выкладывают волны на водной
глади и приклеивают голубые бумажные полоски,
рассуждая о действиях с бумагой.
— Куда ты приклеишь свою полоску?
Покажи.
— Куда ты положил свою полоску?
— Миша, что ты делаешь с полоской? (Я ее прижимаю,
приклеиваю.)
— Чем ты прижал бумагу к бумаге? (Руками.)
— Что мы все сейчас сделали с полосками? (Мы
положили полоску, мы прижали полоску, мы
приклеили полоску.)
6. Воспитатель организует анализ
пейзажной композиции, отмечает качество
исполнения работы, степень участия каждого
ребенка, учит замечать и рассказывать о красоте
коллективной работы в соответствии с задачами
речевого развития.
Продолжение следует