Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №12/2010
Галина Урадовских, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца

Волшебная бумага

Продолжение. Начало см. в № 7, 8, 9, 11/2010

Занятие «Море волнуется»

Программное содержание

1. Знакомить детей с природными явлениями (идут дожди, дует ветер, пасмурно, на небе много туч) и морскими пейзажами (по репродукциям великих художников).

2. Развивать воображение, осваивать действие «опредмечивание» — учить видеть морские волны в разных по длине и ширине полосках бумаги и оттенках синего цвета. Учить преобразовывать и достраивать композицию, выполненную взрослым, органично «включая» в нее изображение новых объектов (волн); выражать символическими средствами отношение к действительности.

3. Упражнять детей рвать бумагу на ровные длинные и короткие полоски (волны), работать над совершенствованием техники приклеивания полосок бумаги к фоновой поверхности листа.

4. Учить согласовывать свои действия с практической деятельностью детей всей подгруппы, конструируя коллективную пейзажную композицию.

5. Ввести в активный словарь: существительные (бумага, полоска, море, берег, волны, треугольник, лодка, картина, руки, парус, вода); прилагательные (высокие, низкие, синее, зеленые, красивые, широкие, узкие, длинные, короткие, ровные); глаголы (положить, приклеить, прижать, рвать, выкладывать, показывать, видеть, плыть, взять, делать).

Демонстрационный и раздаточный материал: несколько морских пейзажей; фоновая картинка «Море», выполненная воспитателем на рулонном листе бумаги; полоски бумаги синего цвета разных оттенков с небольшими надрезами для ориентировки детей в ширине предполагаемых волн — полосок бумаги.

Фоновая картинка

Фоновая картинка

Содержание занятия

1. Воспитатель показывает детям тазик с водой, в котором плавает маленький кораблик, и предлагает поиграть — посмотреть, что случится, когда подует сильный ветер. Педагог имитирует разные волны (дует на воду, раскачивает тазик с водой) и обращает внимание детей на поведение воды: высота волн зависит от силы ветра.

2. Воспитатель показывает детям морские пейзажи и активизирует речь детей.

— Что вы видите? Что это? (Это море.)
— Кто знает, что это? Как это называется? (Волны.)
— А это что? (Это лодочка.)
— Это парус. Похож он на треугольник? Еще на что он похож?

Задавая вопросы, воспитатель обращается к опыту детей, к их собственным представлениям о путешествиях по воде; учит не только узнавать и называть объекты действительности (вода, море, река, берег, волны), но и видеть красоту морских пейзажей, понимать настроение, переданное художниками. Воспитатель обращает внимание детей на то, как художники передают водную стихию — рисуют ветер, волны разной высоты.

3. Затем воспитатель показывает детям фоновую картинку — композицию «Море», предлагает рассмотреть ее, уточняет, что работа не завершена. Детям предлагается стать художниками и изобразить волны. Воспитатель говорит: «Подул сильный ветер, море стало неспокойным, и на нашем море появились красивые волны».

4. Воспитатель предлагает детям сесть за столы и посмотреть, как делаются волны из бумаги: как рвать бумагу на длинные ровные полоски (они и будут волнами на нашем море), ориентируясь на надрезы на одной из сторон бумажного листа. Воспитатель поощряет тех детей, кто самостоятельно и сразу приступает к выполнению задания, помогает советами или практически.

Вопросы к детям по ходу работы

— Что ты взял, Вова? (Бумагу.)
— Что делаешь? Что это?
— Вова, что ты делаешь сейчас? (Я рву бумагу. Я делаю полоску.)
— Маша, что Аня сейчас делает? (Аня делает полоску.)
— Что это? (Это полоска. Это волны.)
— Это что? (Это полоска, это полоски.)
— Какого цвета полоска? (Синяя.)
— Какой длины полоска? Длинная или короткая? (Длинная.)
— У тебя полоски получаются ровные или нет?
— Они узкие или широкие?
— Какие твои полоски по ширине?

5. Разорвав свои листы бумаги на длинные широкие полоски, дети встают из-за столов и подходят к фоновой картинке «Море».
С помощью воспитателя «строят» изображение водной стихии — выкладывают волны на водной глади и приклеивают голубые бумажные полоски, рассуждая о действиях с бумагой.

— Куда ты приклеишь свою полоску? Покажи.
— Куда ты положил свою полоску?
— Миша, что ты делаешь с полоской? (Я ее прижимаю, приклеиваю.)
— Чем ты прижал бумагу к бумаге? (Руками.)
— Что мы все сейчас сделали с полосками? (Мы положили полоску, мы прижали полоску, мы приклеили полоску.)

6. Воспитатель организует анализ пейзажной композиции, отмечает качество исполнения работы, степень участия каждого ребенка, учит замечать и рассказывать о красоте коллективной работы в соответствии с задачами речевого развития.

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru