Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №3/2009

Обучение грамоте в образах и движениях

Продолжение. Начало см. в № 18, 19, 20, 21, 24/2008; 2/2009

Рисунок М.Овчинниковой

Рисунок М.Овчинниковой

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. БУКВЫ ДЛЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Продолжение

Занятие 17. Рассказывание сказки

Занятие начинается в соответствии с отработанной схемой: проводится игра на внимание или ритмическая игра, игра на различение букв, на составление и чтение слогов.

Затем дети по картинкам восстанавливают содержание сказки до того момента, на котором она прервалась. Вспоминают, какие буквы для согласных звуков они извлекли из волшебных картинок. Затем все вместе произносят волшебные слова:

Вьется сказка, как дорожка,
И куда-то нас ведет.
Даже боязно немножко:
Что-то впереди нас ждет?

Сказка про корень зла и прекрасную дочь Звездочета

Текст для чтения или рассказывания

Главка 4. Коварный Карлик

Кто же позавидовал Светлому Сеятелю? Откуда ни возьмись приковылял Коварный Карлик. Как скривился он, взглянув на прекрасные парки, на покрытые цветочным ковром лужайки, на раскидистые ветки деревьев, скрывающих в своей листве гнездышки маленьких птичек!
Ночью Коварный Карлик закрылся в своей каморке, поставил колдовской котел на костер из кривых коряг и принялся колдовать. Кромсая скрюченными пальцами шкурки крыс и скрипучие кожицы тараканов, он каркающим говорком выкрикивал колдовские заклинания:

— Ки-колды-балды-кила!
Ки-колды-балды-кила!
Вот отвар для корня зла!
Вот отвар для корня зла!

Этим отваром Карлик окропил одинокий камень, прикатившийся с крутой горы. Камень тут же треснул, и из трещины показался колючий росток. Скоро он превратился в куст с грязно-красными листьями и крупными кожистыми ягодами.
Карлик нацепил рукавицы, ухватил куст за колючки и выдрал из трещины. Ветки и листья он выкинул в морские волны. С ними разнеслись по земле сплетни и наговоры. А корень зла расщепил на мелкие кусочки и закинул в прекрасные сады Светлого Сеятеля.
Ох, и живучими оказались эти кусочки! Они крепко вцеплялись в землю и прорастали. И вот среди деревьев радости пробились кусты незаслуженных несчастий, ссор, болезней и дрязг...

Домашнее задание для желающих: нарисовать Коварного Карлика за колдовством.

Занятие 18. Буква К

Занятие начинается в соответствии с отработанной схемой: проводится игра на внимание или ритмическая игра, игра на различение букв, на составление и чтение слогов.

Затем дети и педагог рассматривают картинки на выставке. Дети вспоминают содержание сказочного отрывка, с которым познакомились на предыдущем занятии. Педагог показывает волшебную картинку.

Задания для детей

1. «Рассмотрите сказочную картинку. Сумеете ли вы отыскать букву, которая в ней спрятана?»

2. «Как вы думаете, для изображения каких звуков служит эта буква? Для этого перечислите персонажей и предметы, нарисованные на картинке. Буква обозначает те звуки, которые чаще всего встречаются в названных словах».

3. «Это буква для изображения звуков [к] и [к’]. Называется она буква к (ка). (Педагог показывает карточку с буквой или большую букву из любого материала.)
С какого звука начинается слово «карлик»? Вы запомнили еще какие-нибудь слова из сказки, начинающиеся со звука [к]? Это твердый или мягкий звук? Подберите мягкую пару к звуку [к].
Попробуйте услышать, в каких словах звук [к’] звучит в начале, в каких — в середине: «кит» (в начале), «ракита» (в середине и т.д.), «скиталец», «киска», «ракета». Придумайте слова, начинающиеся со звука [к’].

Словарик: кит, киска, кино, кефир, кетчуп, кегли; кидать, кипеть, киснуть; кислое, китовый, кефирный, кедровый.

А вот в конце слов мягкого [к’] никогда не бывает».

4. «Положите руку на горлышко и произнесите: [к], [к’]. Это глухие звуки или звонкие? Горлышко не дрожит, значит, [к] и [к’] — глухие. Они состоят только из шума. Голос в их образовании не участвует».

5. «Произнесите еще раз звук [к], но попробуйте «добавить» к нему голос. Какой звук получился? Звук [г]. Звуки [к] и [г] составляют пару. Представьте себе, что в царстве звуков есть волшебное зеркало. Если звук с голосом посмотрит в это зеркало, в нем отразится безголосый, глухой звук. Если же на свое отражение будет смотреть глухой звук, он, наоборот, увидит звук звонкий.
Как вы думаете, что увидит в зеркале звук [з]? А звук [с’]?»

6. «Возьмите палочку-рисовалочку, нарисуйте букву к и украсьте ее.

Щу-щу-щу, чу-чу-чу,
Это то, что я хочу.
Нужен мне вот этот знак.
Я его рисую так!

7. Домашнее задание для желающих: нарисовать много разноцветных буковок к.

Занятие 19. Буква К

Занятие проводится по аналогии с занятием 6 части третьей.

Варианты некоторых заданий для детей

1. «Отыщите в рифмовке все буквы к и поставьте под ними точку:

Карлик был ужасно зол:
Нацепил кривой камзол.

Рассмотрите картинки.

С какой буквы должны начинаться слова под картинками? Впишите в слова вместо пропусков букву к.
Твердый или мягкий звук обозначает здесь буква? Какой звук обозначает буква к в этих словах — твердый или мягкий? Какая картинка может считаться лишней и почему?

2. Кто нарисован на картинке? С какого звука начинается слово «кит»? Догадайтесь, какие две буквы надо вписать в слово под картинкой.
Изобразить мягкий звук [к’] букве к всегда помогают две буквы — е и и. Помощью букв я, ё, е она не пользуется, не обращается и за помощью к мягкому знаку.
Прочитайте слоги с мягкими согласными звуками. Придумайте слова, в которых есть такие слоги: зе, се, ке, зи, си, ки».

Словарик: зебра, зелень, сера, серый, кеды, кепка, Зина, зимний, синий, сизый, кит, кислый.

3. Перед детьми — зашумованные картинки с буквами к, о, у. «Какие буквы здесь спрятаны? Из этих букв можно составить звукоподражательные слова. Кто может так «разговаривать»? Нарисуйте эти слова».

4. Игра в ребусы

5. «В этих надписях буквы перепутались (сок, сук, косы, осы, козы).

КСО КСУ СЫКО СЫО ЗЫКО

Найдите для каждой буквы правильное место и нарисуйте слова».

Занятие 20. Рассказывание сказки

Занятие начинается в соответствии с отработанной схемой: проводится игра на внимание или ритмическая игра, игра на различение букв, на составление и чтение слогов.

Затем по картинкам дети восстанавливают содержание сказочного отрывка, на котором оборвалось повествование. Вспоминают, какие буквы они извлекли из волшебных картинок.

Сказка про корень зла и прекрасную дочь Звездочета

Текст для чтения или рассказывания

Главка 5. Напутствие Горбатого Гнома

— Теперь ты понял, что делать? — скрипучим голосом спросил Гном Рыцаря. — Чтобы спасти твою невесту, требуется отыскать корень зла, из которого произрастают ее несчастья.
И, теребя тощую бородку пальцами в теплых перчатках, тихонько пробормотал:
— Ты пробудил во мне теплые чувства: придется дать тебе провожатого. Ступай с ним, чтобы не потерялся, — обратился он к Гусю, — помоги отыскать заветную тропу.
Но это еще не все. Тому, кто отыщет корень зла, придется вступить с ним в схватку — разрубить его. Это трудная работа. Cправиться с ней может лишь тот, кто владеет титановым топором из наследства трудолюбивых гномов. Смотри! Вот этот топор!
Гном неторопливо открыл старинный сундук и, достав волшебный топор, протянул его Рыцарю.
До чего же он был тяжелым! Топор тянул юношу к земле, хотел вырваться, вывернуться из рук. Но Рыцарь устоял и вытянулся во весь рост, не выпустив топора из рук. А тот, будто признав за ним силу, утратил свою строптивость.
— Тебе пора! — вдруг заторопил путника Гном.
И Рыцарь с волшебным топором и со странным своим провожатым двинулся к темному лесу...

Домашнее задание для желающих: нарисовать картинку к новой сказочной главке.

Занятие 21. Буква Т

Проводится по аналогии с занятием 5 части третьей.

Занятия 22—23. Буква Т

Варианты некоторых заданий

1. «Отыщите в рифмовке все буквы т и поставьте под ними точку:

Топорище топора
Тяжелее, чем гора.

2. Как одним словом ответить на вопрос: «Кто нарисован на этих картинках?»

На какой звук оканчиваются все слова — названия животных? Впишите в слова под картинками вместо пропусков букву, обозначающую звук [т]».

3. «Прицепите к вагончику с буквой т паровозики-гласные: впишите в окошки одних локомотивов буквы а, о, у, э, ы, а в окошки других — буквы я, ё, е, ю, и.

Какие поезда получились? Прочитайте слоги.

4. «Прочитайте слоги с твердыми согласными звуками, подберите к ним мягкие пары: та, ту, тэ, то, ты. Какой слог может быть словом? Обведите его в рамочку.

Произнесите слова: «верить», «любить», «искать», «спасать», «побеждать». На какой звук они оканчиваются? С помощью каких букв можно изобразить звук [т’] в конце слова? Нарисуйте эти буквы.

Какие буквы здесь спрятались? (Зашумованная картинка; буквы к, о, т.) Нарисуйте их. Какое слово можно составить из этих букв? Нарисуйте это слово.

Оно необычное. Его можно прочитать задом наперед.

Какое слово получилось? Нарисуйте его».

5. «Составьте как можно больше слов из этих букв: к, о, и, т, у, с.

Каждая буква может повторяться несколько раз. Сколько слов получилось? Если вы сумели сложить не меньше четырех слов, вы просто молодцы!»

Словарик: кот, ток, кит, сук, сок, куст, стук, сток, кто, ус, утки.

Занятие 24. Рассказывание сказки

В начале занятия можно предложить детям игры со словами и с картинками, в которые они уже играли на предыдущих уроках. Затем по детским рисункам и рисункам Художника восстанавливается содержание сказки про заколдованную дочь Звездочета.

Сказка про корень зла и прекрасную дочь Звездочета

Текст для чтения или рассказывания

Главка 6. Долина Дуплистых Деревьев

Путники двигались по дремучему лесу. За одним долгим днем следовал другой, а просвета все не было. Солнечные лучи с трудом отыскивали путь в густой листве деревьев. Зато дождь без труда добирался до путников и заставлял дрожать от холода.
— Что бы я делал без тебя, дружок? — с благодарностью думал Рыцарь, когда Гусь едва заметной тропкой вел его через гиблое болото или нащупывал следы диких зверей, чтобы пробраться через густой бурелом.
Но в один прекрасный день дремучий лес кончился. Взгляду путников открылась долина, поросшая редкими деревьями. В долине, словно стражи порядка, росли громадные дубы, вознесшие свои ветви прямо к небу.
— Какая чудесная долина, — подумал Рыцарь. — Но где-то, среди этого величия и красоты притаилось страшное Дерево-чудовище — дерево злобных колдовских чар.
От мыслей его отвлек Говорящий Гусь:
— Здесь простимся мы с тобой.
Я потороплюсь домой.
Не успел он закончить, как Рыцарь и впрямь увидел перед собой странную дверь. Не было ни замка, ни маленького домика, которым она могла бы служить входом. Дверь висела между небом и землей, сама по себе и поскрипывала давно не смазанными петлями.
— Это вход в Долину Дуплистых Деревьев. Иначе туда нельзя попасть, — сказал Гусь и скрылся в зарослях кустарника.
— Га-га-га! Га-га-га! Там настигнешь ты врага! — издалека донеслось до Рыцаря.
Он, не раздумывая, шагнул через порог заколдованной двери и очутился в Долине. Всюду, куда ни кинешь взгляд, поднимались к небу древние раскидистые дубы. В каждом дубе было довольно большое дупло, а в дуплах гнездились дятлы. Каждое утро дятлы вылетали из своих домиков и принимались долбить кору деревьев. Тогда по всей долине раздавалась задорная барабанная дробь. Рыцарь почувствовал, как уставшая душа его наполняется бодростью, а в сердце рождается надежда на победу.
И тут он увидел Дерево-чудовище. Он узнал его сразу, с первого взгляда, потому что во всей Долине это было единственное дерево без дупла — дерево, не пожелавшее приютить дятлов. Безобразные, корявые его ветви вздымались вверх, как головы драконов. И ни одна птица не осмеливалась присесть на них, чтобы отдохнуть или спеть песню. Это Дерево не угощало обитателей Долины своими плодами. Среди грязных коричневых листьев виднелись кроваво-красные ягоды — ядовитые ягоды бедствий!
— Я добрался до тебя, Дерево-чудовище! — воскликнул Рыцарь и поднял свой топор.
Дерево задрожало от страха и досады, и на Рыцаря обрушился целый град дурно пахнущих, отравляющих дыхание ягод.
— Я пришел, чтобы срубить тебя! — крикнул он и нанес удар топором по стволу Дерева-чудовища. Ветви-драконы закачались, заскрипели и бросились в схватку. Они больно и злобно стегали юношу, стараясь выбить из рук топор, сломать руки, выцарапать глаза. Ствол же Дерева, казалось, даже не чувствовал ударов топора — таким он был крепким.
Десять дней рубил Рыцарь заколдованный дуб, не давая себе передышки ни для сна, ни для еды. Он был весь изранен: лицо исцарапано в кровь, жилы на руках и ногах вздулись, спину ломило от напряжения. Но юноша не опустил топора до тех пор, пока Дерево-чудовище не пошатнулось. С диким треском рухнуло оно, грозя задавить смельчака, и корни его вздыбились над землей.
Рыцарь сразу узнал корень зла — так похож он был на змею, в которую обратилась его любимая, — и, собрав последние силы, обрушил на него яростный удар. Корень дернулся и рассыпался в прах.
— Я победил? — подумал Рыцарь и без сил опустился рядом с подрубленным чудовищем...

Домашнее задание для желающих: нарисовать Долину Дуплистых Деревьев.

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru