Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №5/2009

Обучение грамоте в образах и движениях

Продолжение. Начало см. в № 18, 19, 20, 21, 24/2008; 2, 3/2009

Рисунок М.Овчинниковой

Рисунок М.Овчинниковой

Занятие 25. Буква Д

Проводится по аналогии с занятием 5 части третьей. Во время характеристики звуков [д] и [д’] добавляется задание отыскать звуки, являющиеся их глухой парой.

Занятие 26. Буква Д

Задания для детей

Варианты некоторых заданий

1. «Отыщите в рифмовке все буковки д и поставьте под ними точку»:

Дятел долго строил дом —
Оказался дом дуплом.

У каждого ребенка — карточка со слогами: та, ту, то, тэ, ты.
«Прочитайте слоги с буквой т. Рядом нарисуйте слоги с буквой д.
Составьте слоги-поезда с мягким звуком [д’]. Какие буквы для гласных звуков вам понадобятся?»

2. «Какая птица нарисована на картинке? С какого звука начинается слово «дятел»? Догадайтесь, какие две буквы надо вписать вместо пропусков под картинкой».
Перед детьми — зашумованная картинка. «Здесь спрятаны две буквы. Какое слово можно из них составить? (Да.) Нарисуйте его.
Подберите к слову «да» слово «наоборот» или слово с противоположным значением. Какие буквы нужны, чтобы нарисовать слово «нет»?

3. Игра в ребусы

Занятие 27. Рассказывание сказки

В начале занятия проводятся игры звуковые и с буквами. Затем дети с помощью педагога восстанавливают содержание сказочного отрывка, на котором было прервано повествование.

Сказка про корень зла и прекрасную дочь Звездочета

Текст для чтения или рассказывания

Главка 7. Березовый Бугор

Лесное болотце. Вокруг растут беленькие березки. Болтая на языке воды что-то веселое, в болотце впадает ручеек. У ручья — маленький домик. А в домике спит наш Рыцарь. Как он сюда попал?
— Где это я? Как я сюда попал? — удивился Рыцарь, оглядываясь вокруг.
Над ним склонилось доброе лицо в белых буклях.
— Бодрись! Болезнь еще бродит в тебе. Но ты ее победишь. — Улыбающаяся бабушка расправила бантики на своем фартуке и добавила: — Если будешь пить брусничный бальзам и есть бублики из березовой коры.
— Благодарю тебя, бабушка! Не скажешь ли, кто ты?
— Я — Берегиня Березового Бугра. Мои белки, бурундуки и букашки натерпелись разных бед от злобного Дерева-чудовища. Когда ты вступил с ним в битву, они побросали все свои дела, чтобы увидеть исход сражения. Для них твоя победа — большое благо. Они подобрали тебя, обессиленного, и принесли сюда, на Березовый Бугор. Белки добыли брусничный сок, бурундуки принесли мешок березовой коры. Березовую кору истолкли в муку и напекли из нее лечебных бубликов.

На березовой коре
Замесили тесто.
Больше не болеть тебе,
Ждет тебя невеста.

— Пожалуй, мне надо собираться в обратный путь, — сказал Рыцарь.
— Доброй дороги! А в знак благодарности за твой благородный подвиг мои зверушки дарят тебе вот эту березовую лучинку. В один прекрасный день она принесет тебе счастье.
Рыцарь бережно взял подарок и простился с приютившими его обитателями Березового Бугра. Его путь лежал домой — к замку Звездочета.

Домашнее задание для желающих: нарисовать Березовый Бугор и его обитателей.

Занятие 28. Буква Б

Педагог вместе с детьми рассматривает волшебную картинку. На ней нарисована бодрая, улыбающаяся бабушка. Ее окружают белки и бурундуки. Из-за куста выглядывает барсук, а из болотца высунулись бобры. «Одета бабушка по старинной сказочной моде: в высоких ботинках на шнуровке, в безрукавке на беличьем меху. Фартук расшит бирюзовыми бантиками. На голове — парик с буклями. Кого она напоминает? Да это же буква б
Далее занятие строится по аналогии с занятием 5 части третьей.

Занятие 29. Буква Б

Занятие строится по аналогии с занятиями 6 и 7 части третьей.

Задание для детей

Варианты некоторых заданий

1. Отыщите в рифмовке все буквы б и поставьте под ними точку:

Живут на берегу бобры.
Бобры усердны и добры.

2. Работа с демонстрационными карточками.

Б...К; Б...К; Б...К.

«Вот буквы б и к. А здесь спрятаны буквы для гласных звуков. (Имеется в виду зашумованная картинка.) Отыщите их и нарисуйте. Вставьте буквы ы, о, у между буквами б и к. Какие слова получились? Скопируйте слова».

3. Перед детьми — демонстрационные или раздаточные картинки (бобр, белка, барс, бык).

«Рассмотрите картинки. Как можно одним словом ответить на вопрос: «Кто здесь нарисован?»?
Какие названия животных начинаются с твердого звука [б]; какие — с мягкого звука [б’]?
Вместо пропусков надо вставить в слова по две буквы — букву б и букву, обозначающую гласный звук. Сумеете ли вы правильно подобрать букву для гласного звука?»

Занятие 30. Буква П

Занятие начинается со звуковых игр и игр на различение букв и слогов.

Беседа с детьми

«Какую букву для обозначения согласного звука мы добыли из последней волшебной картинки? Положите руку на горлышко и произнесите: [б], [б’]. Это глухие звуки или звонкие? Горлышко дрожит, значит, [б] и [б’] — звонкие. Они состоят из голоса и шума. Попробуйте произнести звук [б] без голоса. Какой звук получился? Звук [п]. Догадайтесь, как отразится в волшебном зеркале звук [б’]. Там появится звук [п’].

Буква для изображения звуков [п] и [п’] называется п (пэ)». (Педагог показывает карточку с буквой или объемную букву из любого материала.)

Задания для детей

1. «Придумайте как можно больше слов, в которых слышатся звуки [п] и [п’]».

2. «Посмотрите на картинку. Что напоминает вам буква п? Кажется, больше всего она похожа на таинственный проход. Куда он ведет? Не в сказку ли? Нарисуйте букву п».

3. «Нам придется воспользоваться таинственным проходом, чтобы вернуться в сказку, поэтому важно запомнить, как выглядит буква п.

Отыщите ее в этой рифмовке и под каждой буковкой поставьте точку».

Пираты, покидая порт,
По трапу поднялись на борт.

4. «В записке написано слово, но буквы в нем стерты. Восстановите их и попробуйте прочитать, что написано в записке.

Это слово «путь». Закройте глаза и произнесите его еще раз. Сколько звуков в этом слове? Три. А сколько потребовалось букв, чтобы его записать? Четыре. Почему? Да потому, что буква т не может в одиночку изобразить мягкий звук [т’], ей требуется помощник —
безголосая буква ь (мягкий знак)».

Домашнее задание для желающих: нарисовать букву п — волшебный проход в сказку.

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru