Продолжение. Начало см. в № 18, 19, 20, 21, 24/2008; 2, 3/2009
Рисунок М.Овчинниковой
Занятие 25. Буква Д
Проводится по аналогии с занятием 5
части третьей. Во время характеристики звуков [д]
и [д’] добавляется задание отыскать звуки,
являющиеся их глухой парой.
Занятие 26. Буква Д
Задания для детей
Варианты некоторых заданий
1. «Отыщите в рифмовке все буковки д и
поставьте под ними точку»:
Дятел долго строил дом —
Оказался дом дуплом. |
У каждого ребенка — карточка со слогами:
та, ту, то, тэ, ты.
«Прочитайте слоги с буквой т. Рядом нарисуйте
слоги с буквой д.
Составьте слоги-поезда с мягким звуком [д’].
Какие буквы для гласных звуков вам понадобятся?»
2. «Какая птица нарисована на картинке? С
какого звука начинается слово «дятел»?
Догадайтесь, какие две буквы надо вписать вместо
пропусков под картинкой».
Перед детьми — зашумованная картинка. «Здесь
спрятаны две буквы. Какое слово можно из них
составить? (Да.) Нарисуйте его.
Подберите к слову «да» слово «наоборот» или
слово с противоположным значением. Какие буквы
нужны, чтобы нарисовать слово «нет»?
3. Игра в ребусы
Занятие 27. Рассказывание сказки
В начале занятия проводятся игры
звуковые и с буквами. Затем дети с помощью
педагога восстанавливают содержание сказочного
отрывка, на котором было прервано повествование.
Сказка про корень зла и прекрасную
дочь Звездочета
Текст для чтения или рассказывания
Главка 7. Березовый Бугор
Лесное болотце. Вокруг растут беленькие
березки. Болтая на языке воды что-то веселое, в
болотце впадает ручеек. У ручья — маленький
домик. А в домике спит наш Рыцарь. Как он сюда
попал?
— Где это я? Как я сюда попал? — удивился Рыцарь,
оглядываясь вокруг.
Над ним склонилось доброе лицо в белых буклях.
— Бодрись! Болезнь еще бродит в тебе. Но ты ее
победишь. — Улыбающаяся бабушка расправила
бантики на своем фартуке и добавила: — Если
будешь пить брусничный бальзам и есть бублики из
березовой коры.
— Благодарю тебя, бабушка! Не скажешь ли, кто ты?
— Я — Берегиня Березового Бугра. Мои белки,
бурундуки и букашки натерпелись разных бед от
злобного Дерева-чудовища. Когда ты вступил с ним
в битву, они побросали все свои дела, чтобы
увидеть исход сражения. Для них твоя победа —
большое благо. Они подобрали тебя, обессиленного,
и принесли сюда, на Березовый Бугор. Белки добыли
брусничный сок, бурундуки принесли мешок
березовой коры. Березовую кору истолкли в муку и
напекли из нее лечебных бубликов.
На березовой коре
Замесили тесто.
Больше не болеть тебе,
Ждет тебя невеста.
— Пожалуй, мне надо собираться в
обратный путь, — сказал Рыцарь.
— Доброй дороги! А в знак благодарности за твой
благородный подвиг мои зверушки дарят тебе вот
эту березовую лучинку. В один прекрасный день она
принесет тебе счастье.
Рыцарь бережно взял подарок и простился с
приютившими его обитателями Березового Бугра.
Его путь лежал домой — к замку Звездочета.
Домашнее задание для желающих: нарисовать
Березовый Бугор и его обитателей.
Занятие 28. Буква Б
Педагог вместе с детьми рассматривает
волшебную картинку. На ней нарисована бодрая,
улыбающаяся бабушка. Ее окружают белки и
бурундуки. Из-за куста выглядывает барсук, а из
болотца высунулись бобры. «Одета бабушка по
старинной сказочной моде: в высоких ботинках на
шнуровке, в безрукавке на беличьем меху. Фартук
расшит бирюзовыми бантиками. На голове — парик с
буклями. Кого она напоминает? Да это же буква б!»
Далее занятие строится по аналогии с занятием 5
части третьей.
Занятие 29. Буква Б
Занятие строится по аналогии с
занятиями 6 и 7 части третьей.
Задание для детей
Варианты некоторых заданий
1. Отыщите в рифмовке все буквы б и
поставьте под ними точку:
Живут на берегу бобры.
Бобры усердны и добры. |
2. Работа с демонстрационными
карточками.
Б...К; Б...К; Б...К.
«Вот буквы б и к. А здесь спрятаны
буквы для гласных звуков. (Имеется в виду
зашумованная картинка.) Отыщите их и нарисуйте.
Вставьте буквы ы, о, у между буквами б
и к. Какие слова получились? Скопируйте
слова».
3. Перед детьми — демонстрационные или
раздаточные картинки (бобр, белка, барс, бык).
«Рассмотрите картинки. Как можно одним
словом ответить на вопрос: «Кто здесь
нарисован?»?
Какие названия животных начинаются с твердого
звука [б]; какие — с мягкого звука [б’]?
Вместо пропусков надо вставить в слова по две
буквы — букву б и букву, обозначающую гласный
звук. Сумеете ли вы правильно подобрать букву для
гласного звука?»
Занятие 30. Буква П
Занятие начинается со звуковых игр и игр
на различение букв и слогов.
Беседа с детьми
«Какую букву для обозначения согласного
звука мы добыли из последней волшебной картинки?
Положите руку на горлышко и произнесите: [б], [б’].
Это глухие звуки или звонкие? Горлышко дрожит,
значит, [б] и [б’] — звонкие. Они состоят из голоса
и шума. Попробуйте произнести звук [б] без голоса.
Какой звук получился? Звук [п]. Догадайтесь, как
отразится в волшебном зеркале звук [б’]. Там
появится звук [п’].
Буква для изображения звуков [п] и [п’]
называется п (пэ)». (Педагог показывает
карточку с буквой или объемную букву из любого
материала.)
Задания для детей
1. «Придумайте как можно больше слов, в
которых слышатся звуки [п] и [п’]».
2. «Посмотрите на картинку. Что
напоминает вам буква п? Кажется, больше всего
она похожа на таинственный проход. Куда он ведет?
Не в сказку ли? Нарисуйте букву п».
3. «Нам придется воспользоваться
таинственным проходом, чтобы вернуться в сказку,
поэтому важно запомнить, как выглядит буква п.
Отыщите ее в этой рифмовке и под каждой
буковкой поставьте точку».
Пираты, покидая порт,
По трапу поднялись на борт. |
4. «В записке написано слово, но буквы в
нем стерты. Восстановите их и попробуйте
прочитать, что написано в записке.
Это слово «путь». Закройте глаза и
произнесите его еще раз. Сколько звуков в этом
слове? Три. А сколько потребовалось букв, чтобы
его записать? Четыре. Почему? Да потому, что буква т
не может в одиночку изобразить мягкий звук [т’],
ей требуется помощник —
безголосая буква ь (мягкий знак)».
Домашнее задание для желающих:
нарисовать букву п — волшебный проход в
сказку.
Продолжение следует