Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №6/2009

Обучение грамоте в образах и движениях

Продолжение. Начало см. в № 18, 19, 20, 21, 24/2008; 2, 3, 5/2009

Рисунок М.Овчинниковой

Рисунок М.Овчинниковой

Занятие 31. Рассказывание сказки

Занятие начинается со звуковых игр и игр на различение букв и слогов.
Затем дети и педагог рассматривают рисунки с буквой п.
«Для изображения каких звуков служит эта буква?»
Дети дают характеристику звукам, составляют и читают слоги с буквой п.
«Вы замечательно справились со всеми трудными заданиями. Пришла пора возвращаться в сказку. Закройте глаза и шагайте прямо через проем в волшебной преграде — через значок буквы п. Мы попадем к замку печали!»

Сказка про корень зла и прекрасную дочь Звездочета

Текст для чтения или рассказывания

Главка 8. Лучина

— Я вернулся, — прошептал Рыцарь. Он так сильно устал, что еле держался в седле.
— Вернулся, вернулся, вернулся... — глухо прошелестело эхо.
— Я отыскал корень зла и обезвредил его!
Замок безмолвствовал. Он походил на пересохший, всеми забытый колодец и по-прежнему был окутан тьмой.
— Неужели Гном обманул меня? Неужели усилия мои напрасны? — Ледяной холод бессмысленности закрался в душу смельчака. Любовь и печаль переполняли его. — Я должен взглянуть ей в глаза! Я обещал…
Тоскливо сжалось сердце юноши, когда переступил он порог зала. В углу темнели змеиные кольца. Тяжелая голова страшилища безвольно лежала на платке Рыцаря.
— Как хотелось бы мне, чтобы луч света хоть ненадолго проник в печальный зал, — подумал юноша. И тут он вспомнил про подарок обитателей Березового Бугра.
Юноша вынул лучину и зажег ее. Затеплился слабый огонек. Он походил на маленькую заблудившуюся звездочку. Но как смело сияла она во тьме! И юноша вдруг понял, что больше не боится змеи. Он наклонился и ласково погладил змеиный лоб.
Тут случилось нечто странное: темнота, окружавшая замок, вдруг стала рассеиваться, и в оконце замка показалось солнце! Маленький огонек помог ему нащупать оконца заколдованного замка, и солнечные лучи полились в них неудержимым светлым потоком.

Смелый огонек лучины
Показал дорогу солнцу.
Тьмы преодолев пучину,
Хлынул свет в проем оконца.

Солнечные блики затанцевали на каменном полу, высветили безобразное змеиное тело и заставили заблестеть каждую его чешуйку алмазной капелькой. Солнце, как в зеркале, отразилось в немигающих глазах змеи, и на них выступили… СЛЕЗЫ!
— Но змеи не умеют плакать! — только и успел подумать юноша…

Домашнее задание для желающих: нарисовать картинку к этой главе.

Занятие 32. Буква Л

Занятие начинается со звуковых игр и игр на различение букв и слогов.
Затем дети вместе с педагогом разглядывают рисунки на оформленной перед занятием выставке, восстанавливают содержание предшествующих сказочных отрывков (краткий пересказ) и гл. 8 (подробный пересказ).

Беседа с детьми

«С какого звука начинается слово «лучина»? Звук [л] гласный или согласный? Почему вы так решили? Согласный [л] мягкий или твердый? Подберите мягкую пару к звуку [л]. Придумайте как можно больше слов, которые начинаются со звуков [л] и [л’].
Какой звук прячется в середине этих слов, твердый [л] или мягкий [л’]: «колодец» ([л]), «клятва» ([л’]), «холод» ([л]), «глаза» ([л]), «слеза» ([л’])?
Еще раз произнесите звуки [л] и [л’], положив руку на горлышко. Это глухие или звонкие звуки? (Звонкие.) Можно ли произнести их без голоса? Нельзя. У звуков [л] и [л’] нет глухой пары».

Задания для детей

1. Педагог показывает детям волшебную картинку с изображением лучины, освещающей мрачный зал заколдованного замка и свернувшуюся в кольца змею. «Буква для изображения звуков [л] и [л’] называется л (эль). Отыщите ее на картинке».

2. «Произнесите заклинание и нарисуйте букву л».

3. Перед детьми — карточки с рифмовкой:

Пробился лучик из-за туч.
Я в кулачок его зажал.
Но выскользнул из пальцев луч
И снова в тучу убежал.

Педагог читает текст. «Отыщите в рифмовке все буквы л и поставьте под ними точку».

4. Перед детьми — карточки с изображением поездов по числу гласных. «Прицепите к вагончикам с буквой л локомотивы с буквами для гласных звуков. Прочитайте слоги. Какие поезда у вас получились?»

Домашнее задание для желающих: нарисовать много разноцветных буковок л.

Занятие 33. Буква Л

Проводятся звуковые игры и игры по различению букв на карточках со включением буквы л.

Беседа с детьми

«Какую новую букву мы отыскали на волшебной картинке в прошлый раз?

Для обозначения каких звуков она служит? Звуки [л] и [л’] гласные или согласные? Звонкие или глухие? Есть ли у звуков [л] и [л’] пары по глухости? Придумайте слова, которые начинаются с твердого звука [л]. Придумайте слова, которые начинаются с мягкого звука [л’]».

Задания для детей

1. «Есть слоги, которые могут спеть веселую песенку. Это слоги ла и ля. Нарисуйте их на альбомных строчках. Прочитайте. Может быть, кто-нибудь пропоет мелодию, используя эти слоги?»

2. Перед детьми — картинки с подписями. В словах пропущены две первые буквы. «Что нарисовано на картинках? С какого звука начинаются эти слова? Вместо пропусков в слова под картинками надо вставить букву л и букву для гласного звука. Сумеете ли вы правильно подобрать гласную? Какую картинку можно было бы исключить из ряда и почему? Скопируйте слова».

3. Используя рифмовку из сказки, дети произносят ее, выделяя звуки [л] и [л’] и сопровождая текст движениями.

4. «Восстановите буквы по оставшимся от них кусочкам. Какой буквы не хватает, чтобы получилось слово?» (Буквы ь.)

Занятие 34. Буква Л

Проводятся звуковые игры и игры по различению букв на карточках со включением буквы л.
Дети дают характеристику звукам [л] и [л’], придумывают с ними слова.

Задания для детей

1. «Нарисуйте слово «соль». Почему нам понадобился мягкий знак?»

2. Загадка: как переставить буквы в словах, чтобы получилось новое слово? (Лось.)

3. Педагог показывает детям картинку с изображением трех девочек.

... ...ДА ... ...БА ... ...ЗА

«Это три подружки. Их имена начинаются с буквы л. Догадайтесь, как зовут каждую из них. Сначала нарисуйте в словах букву л, а потом подберите букву для гласного звука.
Вы помните, что имена людей нужно писать с большой буквы?
Не забудьте: нужно нарисовать в альбомах имена девочек по всем правилам — с большой буквы: Люда, Люба, Лиза».

4. Игра «Превращения»

Используются карточки или кубики с буквами для коллективной работы или разрезная азбука для индивидуальной работы каждого ребенка.
«Вот буквы л и ч. А здесь спрятана буква для гласного звука. («Зашумованные картинки со спрятанными внутри буквами».) Что это за буква?
Отыщите карточку с такой буквой и вставьте между буквами л и ч.
Какое слово получились? (Луч.)
Замените букву ч на букву к. Какое слово получилось? (Лук.)
В этом слове замените букву у на букву а. Что за слово получилось? (Лак.)
Теперь замените букву л на букву б, прочитайте новое слово. (Бак.)
Букву к замените на букву л, прочитайте новое слово. (Бал.)
Букву б замените на букву з. (Зал.)
Получилось слово «зал». Может, это тот самый мрачный зал, где, свернувшись в кольца, плачет змея?»
Занятие завершается игрой по выбору детей.

Занятие 35. Рассказывание сказки

Занятие начинается со звуковых игр и игр на различение букв и слогов.
Можно вывесить на доске картинки, позволяющие детям восстановить последовательность сказки, с которой они знакомились.
Педагог спрашивает: что случилось с рыцарем, когда он вернулся в заколдованный замок?
Можно повторить рифмовку про лучик солнца. Затем детям предлагается слушать сказку дальше.

Сказка про корень зла и прекрасную дочь Звездочета

Текст для чтения или рассказывания

Главка самая короткая. Превращение

И тут мертвое молчание, окружавшее замок много дней, словно сломалось. В ясном небе загремел гром, сверкнула ослепительная молния… Перед пораженным Рыцарем стояла прекрасная дочь Звездочета с сияющими от слез глазами и держала в руках его платок. Мрак рассеялся, и мир засиял всеми цветами радуги…
Здесь сказка обрывается. Со сказками так часто бывает: когда хотят, начинаются, когда хотят, заканчиваются.
Наверное, наша сказка решила, что счастливый конец вы придумаете сами — устроите его «по своему хотению».
А на прощание сказка подарила нам еще одну букву. Вот она, сияет в блеске молнии. Это буква м. Отыщите ее на картинке и обведите пальчиком.

Беседа с детьми

«Для изображения каких звуков служит буква м? Для этого нужно четко произнести слово «молния», определить, с какого звука оно начинается, а потом подобрать к этому звуку мягкую пару.
Буква м — это домик для звука [м]. Еще эта буква служит для изображения звука [м’].
Со звука [м] начинаются слова «малыш», «малютка», «маленький». Может, поэтому последняя глава сказки такая короткая?
Еще раз произнеси звуки [м] и [м’], положив руку на горлышко. Они глухие или звонкие? Звуки [м] и [м’] звонкие. Можно ли произнести их без голоса? Нельзя. У звуков [м] и [м’] нет глухой пары.

Задания для детей

1. «Нарисуйте красивую, огненную букву м».

2. Перед детьми — карточки с рифмованным текстом:

Мы рисуем букву м,
Но нетрудно нам совсем.

«Отыщите в рифмовке все буковки м и поставьте под ними точку».

Домашнее задание для желающих: придумать, что случилось дальше с Рыцарем и прекрасной дочерью Звездочета, и нарисовать картинку.

Занятие 36. Игры с буквами и словами

Дети рассматривают картинки, восстанавливают содержание сказки, рассказывают свои варианты концовок сказки и ее продолжений.
Затем педагог предлагает на большом листе бумаги или на доске нарисовать все буквы для согласных звуков, которые дети обнаружили с помощью сказки про заколдованную дочь Звездочета.
«Для изображения каких звуков служит буква м?» (Дается характеристика звуков.)

Задания для детей

1. «Составьте поезда с вагончиком — буквой м и локомотивами-гласными. Какие слоги у вас получились?
Среди слогов отыщите тот, который может быть словом. Он состоит из букв м, ы. Нарисуйте в альбоме это важное слово — «мы».
Какое слово можно составить с помощью букв м, а? Буквы можно повторять несколько раз. Конечно, это слово «мама». Нарисуйте его».

2. «Сможете ли вы подписать эти картинки?» (Мак, мяч, меч.)

Работа с демонстрационными карточками с частичными подписями слов месяц, муха, море, мыло.

«В каждом слове под картинками не хватает двух букв, одна из них м, а вторая — буква для гласного звука. Попробуйте заполнить пробелы в словах».

3. Проводится любая динамическая или ритмическая игра.

4. Игра «Превращения». Перед детьми — зашумованная картинка.

«Какие буквы здесь спрятаны? Отыщите карточки с этими буквами и составьте из них слово. (Работа с наборным полотном. Набирается слово «дом».)

  • Замените букву д на букву к. Какое слово получилось? (Ком.)

  • Замените букву м на букву т. Какое слово получилось? (Кот.)

  • Замените букву о на букву и. Прочитайте новое слово. (Кит.)

Домашнее задание для желающих: нарисовать все буквы для согласных звуков, которые знаешь.

Занятие 37. Алфавит

Занятие начинается с игр по выбору педагога и детей. Затем дети рассматривают рисунки с изображением букв для согласных звуков.

Текст для чтения или рассказывания

Придумать буквы для чтения и письма было непростым делом. Чтобы случайно, в суете, не потерять какую-нибудь букву, придумали алфавит.
Алфавит — это хранилище букв, где они располагаются в определенном порядке. Каждая буква имеет свое место, каждая на виду.
Само слово «алфавит» досталось нам в наследство от древних греков. Две первые буквы греческого языка назывались альфа и бета. Порядок расположения букв в старославянском языке — родном брате русского, как и в греческом, приобрел имя от названия двух своих первых букв «аз» и «буки». Получилось слово «азбука».
Но сегодня мы пользуемся греческим словом «алфавит».

(Педагог показывает детям картинку с изображением букв русского алфавита.)

Алфавит букв русского языка выглядит вот так.

Аа Бб Вв Гг Дд Ее Ёё Жж Зз Ии Йй Кк
Лл Мм Нн Оо Пп Рр Сс Тт Уу Фф Хх Цц
Чч Шш Щщ Ъъ Ыы Ьь Ээ Юю Яя

Задания для детей

1. Перед каждым ребенком — лист с буквами, расположенными в алфавитном порядке. «Возьмите палочку-рисовалочку красного цвета и обведите в кружочек все буквы для гласных звуков. Сосчитайте их. Сколько букв получилось? Как они называются?»

2. «Возьмите палочку-рисовалочку другого цвета, любого, который вам нравится, и обведите в кружочек все буквы для согласных звуков, которые мы извлекли из сказочных картинок. Как называются эти буквы?»

3. «Среди знакомых букв есть одна, которая не является ни гласной, ни согласной.
У нее вообще нет своего голоса. И шуметь она не умеет. Но она очень важна, так как помогает другим буквам справляться со своими обязанностями. Что это за буква? (Ь, мягкий знак.) Найдите ее и обведите своим, особым цветом».

4. «В алфавите есть еще одна безголосая буква. Она располагается недалеко от буквы ь. Называется она «твердый знак». Обведите ее тем же цветом, что и букву ь. Буква ъ, как
и ь, является буквой-помощницей.

Нарисуйте буквы ь, ъ».

Домашнее задание для желающих: нарисовать все известные буквы алфавита: красным — буквы для гласных, зеленым — буквы-помощницы, не умеющие звучать, другими цветами — буквы для согласных звуков.

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru