Продолжение. Начало см. в № 18, 19, 20, 21, 24/2008; 2, 3, 5, 6/2009
Рисунок М.Овчинниковой
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ.
МАЛЕНЬКИЕ СКАЗКИ И БУКВЫ ДЛЯ СОГЛАСНЫХ
Занятие 38. Буква Ш
Занятие начинается с одной-двух игр на
различение букв и слогов (по выбору педагога и
детей).
Беседа с детьми
«На прошлом занятии мы узнали, что все
буквы языка располагаются в определенном
порядке. Как этот порядок называется? Помните ли
вы, откуда взялось слово «алфавит»? Как назывался
порядок букв в старославянском языке,
родственном русскому?
Покажите и назовите все известные вам буквы
алфавита. Указывайте, для изображения какого
звука служит эта буква — гласного или
согласного. Как называются буквы, которые не
имеют голоса и не умеют шуметь?
Какие буквы не попали в сказку про храброго
Рыцаря и прекрасную дочь Звездочета? Отыщите их.
Кто знает, как они называются? Сегодня мы узнаем
историю про букву
ш (ша)».
Буква Ш, превратившаяся в шорох
Текст для чтения или рассказывания
Буква ш долго искала, где бы ей
поселиться.
«Поселюсь-ка я в камышах! — наконец решила она. —
Конечно, они неисправимые сплетники, но тихие и
совершенно безвредные. А я с удовольствием
помогу им шуршать».
И она превратилась в шорох и поселилась у
маленького лесного болотца. При каждом дуновении
ветерка камыши начинали шевелить листочками и
шепотом пересказывать друг другу последние
лесные новости — утешительные и неутешительные.
А шорох изо всех сил старался им помогать. Он даже
научился рассказывать особые, шелестящие сказки.
В безветренную погоду, когда в лесу стихали звуки
и воцарялся покой, лесная мышка приводила к
берегу своих малышей — шестерых крошечных мышат,
чтобы они послушали сказки, которые свивает из
тишины и тихонько нашептывает в камышах шорох.
Задания для детей
1. Педагог показывает детям картинку.
«Вам не составит никакого труда отыскать в
камышах букву ш. Обведите ее пальчиком.
Нарисуйте букву ш».
2. В этой рифмовке отыщите все буквы ш
и поставьте под ними точку:
Шесть шустрых мышат
Повстречали ежа.
Проведать ежат
Он шел не спеша. |
3. Динамическая или ритмическая игра по
выбору педагога.
4. «Буква ш обозначает звук [ш].
Назовите как можно больше слов, которые
начинаются с этого звука.
Придумайте слова, где звук [ш]
встречается в середине. Какие слова
заканчиваются на звук [ш]? Сможете ли вы подобрать
слова, где звук [ш] встречается два раза?»
Словарик: шар, шарф, шкаф, шепот,
шорох, шустрый; кошка, мышка, крошка, малышка,
вышка; камыш, нет крыш, бросишь, кинешь, глянешь,
видишь; шалаш, шуршишь, шепчешь.
5. «Положите руку на горлышко и
произнесите: [ш]. Это глухой звук или звонкий?
Конечно, глухой. Как вы думаете, какой звонкий
звук составит пару звуку [ш]? Звук [ж]».
Домашнее задание для желающих: нарисовать
много разноцветных буковок ш.
Занятие 39. Буква Ш
В начале занятия проводятся одна-две
игры и беседа по содержанию предыдущего занятия.
Дается характеристика звукам [ш] и [ж].
Задание для детей
1. «Вот поезд-слог — ша. Прочитайте
его.
Этот слог входит в состав многих слов,
обозначающих имена девочек и мальчиков.
Прочитайте эти слова на карточках.
С а – ш а М а – ш а П а – ш а Д а – ш
а М и – ш а
Почему эти слова написаны с большой
буквы?»
Вставьте в слова под картинками вместо пропусков
нужные сочетания букв.
2. «Составьте поезда из буквы ш и
гласных а, о, у, е, и.
Прочитайте слоги. Как звучит слог ши?
([Шы].) Происходит так, потому что звук [ш] твердый:
мягкость, которой могла бы поделиться с ним буква
и, ему не нужна. Но буква ш терпеть не
может букву ы. И все оттого, что буква ы
однажды пришла к болотцу и помяла любимые камыши
буквы ш своей палкой. С тех пор буква ш
никогда не встает в пару с буквой ы. Там, где
мы слышим после звука [ш] звук [ы], приходится
писать букву и».
3. «Вставьте в слова под картинками
нужную букву. Что это за буква?»
4. Динамическая или ритмическая игра по
выбору педагога.
5. Перед детьми — зашумованная картинка.
«Какие буквы здесь спрятаны? Отыщите карточки
(кубики) с этими буквами. Какое слово можно
составить из этих букв?» (Шум.)
6. Перед детьми — карточки для
индивидуальной работы или демонстрационное
пособие. «Вот слова, в которых все буквы
одинаковые, но одной буквы — для гласного звука
— не хватает.
Вместо пропусков по очереди вставляйте буквы о,
и, ы, у.
Какие слова получились?»
М...ШКА М...ШКА
М...ШКА М...ШКА
Занятие 40. Буква Щ
В начале занятия проводится несколько
ритмических игр и игр на чтение слогов.
Беседа с детьми
Педагог показывает детям картинку с
буквой ш. «Как называется эта буква? Домиком
для какого звука она служит? Это звонкий или
глухой звук? Подберите к нему звонкую пару.
Это твердый или мягкий звук? С какой
буквой буква ш никогда не встает в пару?
Попробуйте подобрать мягкую пару для звука [ш].
Это звук [щ’]. Для него в русском алфавите есть
специальная буква».
Сказка про букву Щ и Васю Щеглова,
который боялся щекотки
Текст для чтения или рассказывания
Жила-была на свете буква щ. И надо же
так случиться, что как раз в это самое время жил
на свете Вася Щеглов. Буква щ старательно
изображала в словах звук [щ’], а Вася ужасно
боялся щекотки. Стоило кому-нибудь до него
дотронуться, как из Васи тут же начинало лезть
странное шипение:
— Щ… Щ… Щ-щ-щ…
Услышав привычный звук, буква щ тут же
высовывала голову из алфавита, серьезно полагая,
что в ней кто-то нуждается!
Но Вася наконец выкрикивал:
— Щ-щекотно! Ой, щекотно! Умираю! — хватался за
живот и начинал смеяться, как безумный.
На том дело заканчивалось, и букве приходилось ни
с чем возвращаться обратно.
— Что? Как? О чем? — с любопытством расспрашивали
ее соседки. Но букве щ совершенно нечего было
ответить. И это, согласитесь, ставило ее в
щекотливое положение.
В один прекрасный день Вася умудрился умирать от
щекотки целых десять раз подряд. Буква щ все
высовывалась и высовывалась из алфавита, будто
деревянный щелкунчик, и от этого у нее ужасно
разболелась голова.
— Я больше не могу этого слышать! Пощадите меня,
наконец! — воскликнула она в сердцах, совершенно
разобидевшись, решительно направилась к
одежному шкафу, пролезла в щелочку между
приоткрытыми дверцами и сердито щелкнула
изнутри замочком, готовясь провести остаток дней
своих в суровом одиночестве.
Но тут… Тут она почувствовала, как что-то
невыносимо щекочет ей хвостик. Буква щ
поджала хвостик вправо, но щекотка только
усилилась. Поджала хвостик влево и не смогла
больше сдерживаться:
— Щ… Щ… Щ-щ-щекотно! — заверещала она,
распахнула дверцу шкафа и вывалилась прямо в
комнату, где продолжал умирать от смеха Вася
Щеглов.
И они стали умирать от смеха вместе: это гораздо
веселее, чем умирать в одиночку.
А пока они корчились от смеха, и сгибались
пополам, и щелкали пальцами, привлекая внимание
друг друга, на них с осуждением смотрела старая
одежная щетка, вывалившаяся из шкафа вслед за
буквой щ.
— Ну, зацепила хвостиком за щетинки! Чего уж так
умирать-то? Подумаешь — щекотно!..
Задания для детей
1. Педагог показывает детям картинку,
на которой буква щ устроилась внутри щетки.
«Обведите пальчиком букву щ. На какую букву
она похожа? Конечно, на букву ш. Только у буквы
щ есть хвостик. Попробуйте ее нарисовать».
2. «Отыщите в этой рифмовке все буквы щ:
Уберите щетки!
Я боюсь щекотки». |
3. Динамическая или ритмическая игра.
4. «Что нарисовано на этих картинках?
С какого звука начинаются все эти слова? Вместо
пропусков в словах под картинками вставьте
нужную букву.
Попробуйте скопировать слова».
Домашнее задание для желающих:
нарисовать много разноцветных буковок щ.
Занятие 41. Буквы Щ и Ч
В начале занятия проводятся ритмическая
игра, игра на внимание и игра на чтение слогов.
Затем дети рассматривают рисунки, подбирают
слова, которые начинаются со звука [щ’].
Беседа с детьми
«Звук [щ’] гласный или согласный? Глухой
или звонкий? Твердый или мягкий?
В русском алфавите существуют только три буквы,
которые служат для обозначения мягкого звука, — й,
ч, щ. Остальным буквам для обозначения
мягкого звука нужны помощники.
А буквы ч, щ с некоторыми буквами вообще
не дружат, например, с буквой я. Почему? Вот
какая история однажды произошла».
Почему буквы Ч и Щ не дружат с буквой Я
Текст для чтения или рассказывания
Однажды под Новый год буквы пришли на
новогодний карнавал.
Буквы ч и щ нарядились птичками: ч
надела костюм чибиса, а щ — щегла. По случаю
праздника они даже выучились чирикать и
щебетать.
Буква я тоже пришла на праздник. Она
нарядилась Бабой Ягой. Баба Яга получилась что
надо: нос якорем, щеки — яблоки, а по яркой юбке —
ядовитые ящерицы ползают. Ящерицы рты
раскрывают, на птичек ч да щ поглядывают,
того и гляди проглотят.
Ч-чибис да щ-щегол от страха трепещут,
крылышками машут, клювиками стучат. Букве я
надо было их успокоить, а она обрадовалась своему
театральному успеху и давай буквы стращать: «Я
злая да голодная, для пакостей годная.
Человечинки нет, так птичками полакомлюсь!»
Буквы ч и щ от страха не знают, куда
деваться. Кинулись к окошку, выпорхнули на улицу
и улетели. Веселого праздника так и не
получилось.
С тех пор буквы ч и щ с буквой я
никогда в пару не встают: как увидят ее, сразу
Бабу Ягу вспоминают.
А еще они не любят букву ю. Только вот почему
— никто не знает.
Задания для детей
1. «Составьте слоги-поезда из букв ч и
щ и букв для гласных. Какие гласные из этого
ряда не смогут стать паровозиками: а, и,
у, я, е, ю?»
2. Работа с демонстрационными карточками.
«Догадайтесь, какие буквы надо вписать в
слова под картинками.
Не забудьте, что буквы ч и щ никогда не
встают в пару с буквами я и ю».
3. Игры с буквами.
Занятия 42–43. Буква Х
Проводятся по аналогии с предыдущими
занятиями.
Сказка про букву Х
Текст для чтения или рассказывания
Буква х обожала ходить на руках вниз
головой, болтала в воздухе ногами и все время
громко хохотала:
— Ха-ха-ха! Хи-хи-хи! Хо-хо-хо!
Она так много ходила на руках и так громко
хохотала «Ха-ха-ха! Хи-хи-хи! Хо-хо-хо!», что к
вечеру могла уже только хрипеть осипшим голосом:
«Хе-хе-хе!»
Все-все-все любили букву х за ее веселый
характер и прощали ей единственный недостаток:
по ночам буква х страшно храпела, потому что и
во сне умудрялась переворачиваться вверх ногами.
Варианты некоторых заданий
Задания подбираются по аналогии с
заданиями к занятиям 10, 11 (буква г) и 18, 19 (буква
к) части третьей. Буква х, как и буквы г,
к, никогда не пользуется помощью мягкого знака.
Мягкое звучание она приобретает только тогда,
когда за ней стоят буквы е, и.
1. Рифмовка, в которой нужно отыскать все
буквы х:
Воду черпает слониха
Хоботом из пруда лихо.
Пусть кругом жара и сушь,
У нее прохладный душ. |
2. «С помощью буквы х и гласных
составьте «хохотальные» слоги.
С помощью буквы х и гласных составьте
«жалостные» слоги».
3. Работа с демонстрационными
карточками.
Продолжение следует