Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №9/2009

Изначально программа адресована детям младшего дошкольного возраста с ОНР, но может быть использована и в системе предшкольной подготовки для детей, имеющих проблемы речевого развития.

Руки учат говорить

Продолжение. Начало в № 4, 6, 8, 10, 12, 14, 15/2008; 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8/2009

ЛЕПКА

Занятие № 18. «Цыпленок»

Программное содержание

1. Расширять детские представления о птицах, о характерных особенностях внешнего вида цыпленка (голова, туловище, клюв, глаза, хвост).

2. Развивать воображение, осваивать действия «опредмечивания» — учить видеть цыпленка в разных по величине и форме комках пластического материала, объединенных определенным образом.

3. Учить лепить цыпленка из трех комков двух величин (голова, туловище, подставка); раскатывать пластический материал между ладонями круговыми движениями (голова, туловище цыпленка); расплющивать шар до образования диска (подставка); прищипывать и вытягивать край формы кончиками пальцев для образования «клюва», «хвоста», «гребешка»; плотно соединять детали между собой; прорисовывать стекой глаза.

4. Учить работать в коллективе, воспитывать интерес к занятиям и результату лепки.

Задачи речевого развития

1. Ввести в активный словарь детей существительные (цыпленок, туловище, голова, клюв, гребешок, глаз, крылья, хвост, лапки); глаголы (идти, скатывать, оттягивать, соединять, прижать, вылепить); прилагательные (вытянутый, круглый, желтый, большой, маленький, пушистый, широкий, тонкий, длинный, короткий); числительные: один, два; наречия: много.

2. Учить употреблять падежные окончания существительных, изменяя их в роде, числе, падеже (единственное и множественное число именительного падежа; родительный падеж единственного и множественного числа); отвечать предложением на вопросы (Кто это? Что делает? Что это? Какой? Какая? Какие?); согласовывать числительные и наречия с существительными (один: цыпленок, клюв, хвост, гребешок; одна: голова; два: крыла; много: цыплят, крылышек, гребешков); строить предложения из трех-четырех слов (Это маленькие цыплята. Вова слепил большого цыпленка).

Речевой материал

А.Рождественская

Загадка

Явился в желтой шубке:
— Прощайте, две скорлупки!

(Цыпленок)

М.Майн

Цыплята

(в сокращении)

У нашей пестрой квочки
Одиннадцать цыплят.
Тут и сынки, и дочки,
И все-то есть хотят.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Клюют цыплята славно,
Довольны малыши.
Смотреть на них забавно,
Уж больно хороши —
Желтые комочки
Возле пестрой квочки.

Демонстрационный материал: игрушка — цыпленок.

Раздаточный материал для каждого ребенка: пластический материал, стека, доски или клеенки, салфетки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Воспитатель загадывает загадку, рассматривает с детьми игрушку и задает им вопросы.

Вопросы к детям

— Кто это? (Это цыпленок.)
— Он настоящий или игрушечный?
— Что это у цыпленка?
— А это у него что?
— Какая голова у цыпленка?
— Какое туловище у цыпленка?
— Какие у цыпленка лапки?
— Какой клювик?
— Какой хвост?
— Какие крылья?
— Цыпленок большой или маленький — какой? (Цыпленок маленький.)
— Какого он цвета? Он какой? (Он желтый.)
— Есть ли у цыпленка гребешок?
— Что цыплята любят делать?
— Хотите слепить цыплят?

2. Воспитатель предлагает детям слепить маленького цыпленка, напоминает этапы работы, особое внимание обращает на приемы прищипывания: учит вытягивать край формы для изображения клюва, гребешка у цыпленка.

Вопросы к детям для уточнения порядка работы

— Что мы будем лепить сначала?
— Какой комок мы возьмем, чтобы слепить голову?
— Что мы будем делать, чтобы комок стал круглым?
— Какой комок мы возьмем, чтобы слепить туловище?
— Что надо сделать, чтобы круглый комок стал овальным?

3. Самостоятельная работа детей.

Воспитатель оказывает детям индивидуальную помощь, помогает наводящими вопросами.

Вопросы к детям в ходе работы

— Оля, что ты сейчас взяла?
— Что ты сейчас делаешь?
— Что это?
— Что у тебя получилось? (Получилась голова. Получился шарик. Получился клювик.)
— У тебя получилась круглая голова?
— Какая форма головы у цыпленка? Голова какая? Скажи, Оля!
— Голова у цыпленка большая или маленькая? Какая у него голова?
— Ты хорошо прикрепила голову к туловищу? Крепко?
— Как ты прикрепила голову к туловищу? (Прижала один комок к другому.)
— Что ты сейчас сделала с комком — прижала его к другому комку, придавила?
— Что ты сейчас делаешь? (Леплю, скатываю, сплющиваю, вытягиваю, прижимаю.)
— Сколько клювиков у твоего цыпленка? (Один.)
— Продолжи мою фразу: у цыпленка один… что? Скажи! (Один клювик.)
— Какой клювик получился — длинный или короткий?
— А еще как можно сказать, какой он?
— Твой цыпленок какой?
— Сколько крылышек у цыпленка? (У него два крылышка.)
— Сколько лапок у него? (У него две лапки.)
— Сколько клювиков у цыпленка (хвостиков, гребешков)? (Один клювик. Один хвостик. Один гребешок.)

4. Воспитатель читает стихотворения о цыплятах и выставляет на общей подставке всех вылепленных детьми цыплят. Предлагает детям выбрать из них цыпленка, который больше всех похож на игрушечного (на образец). Затем дети ищут самого смешного цыпленка, самого маленького цыпленка.

Вопросы к детям при рассматривании готовых работ

— Какие красивые получились цыплятки! Все цыплята разные.
— У кого самый красивый цыпленок?
— У кого самый большой цыпленок? (У Вани большой цыпленок.)
— Кого мы слепили? (Мы слепили цыплят.)
— Сколько цыплят мы слепили — мало или много?
— Продолжите мою фразу: у цыплят есть… (головки, гребешки, лапы, хвосты, глаза).
— Кто работал аккуратно?

МАЙ. ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ

ТЕМА: «ВЕСНА»

Конструирование из бумаги

Занятие № 19. «Весенний луг»

Программное содержание

1. Дать детям представления об изменениях в живой и неживой природе весной. Учить «конструировать» изображение весенней пейзажной композиции (светит солнце, зеленеет трава).

2. Развивать воображение, осваивать действие «опредмечивания» — учить видеть лучи солнца, травинки, цветы в обрывках бумаги определенного цвета, формы и величины.

3. Упражнять детей рвать цветную бумагу на длинные и короткие ровные полоски для изображения лучей солнца и травы, неровные — для конструирования изображения цветов; конструировать изображение лучей солнца, луговых цветов; органично включать и равномерно располагать новые элементы по всей фоновой поверхности — незавершенной пейзажной композиции. Развивать ориентировку во внешних условиях образовательной ситуации занятия и смысловом контексте, заданном воспитателем незавершенной пейзажной композицией.

4. Воспитывать у детей желание создавать сообща коллективную композицию, работать согласованно в едином ритме.

Задачи речевого развития

1. Ввести в активный словарь: существительные (бумага, салфетка, полоска, цветы, солнце, лучи, трава, луг, колокольчик, одуванчик, лепестки, листья, бабочки, стебельки, клей); прилагательные (короткие, длинные, красивые, желтые, синие, зеленые, весенние, разноцветные, ровные, красные); глаголы (разорвать, положить, прижать, приклеить, сделать, светит, цветет, растет, греет).

2. Учить отвечать полным предложением на вопросы (Что это? Какие? Что делаешь? Как? Чем? Что?); образовывать существительные множественного числа именительного падежа с продуктивными окончаниями -ы, -и, -а (полоски, колокольчики, одуванчики, лепестки, цветы, бабочки); строить предложения из двух–четырех слов.

Речевой материал

Е.Трутнева

* * *

(отрывок)

Луг совсем как ситцевый
Всех цветов платок —
Не поймешь, где бабочка,
Где живой цветок.

Н.Губарева

* * *

(отрывок)

Весь в цветах зеленый луг,
Сколько бабочек вокруг.

Загадки

Синенький звонок висит,
Никогда он не звонит.

(Колокольчик)

Держит девочка в руке
Облачко на стебельке.
Стоит дунуть на него —
И не будет ничего.

(Одуванчик)

Демонстрационный материал: иллюстрации весеннего пейзажа. Фоновая аппликация с изображением солнца (без лучей) над весенним лугом, несколько цветов в траве (колокольчики, одуванчики); бабочки в небе на рулонном листе бумаги.

Раздаточный материал для каждого ребенка: полоски бумаги зеленого и желтого цветов с надрезами с одной стороны листа; квадраты мягкой бумаги для конструирования изображений колокольчиков и одуванчиков.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Воспитатель беседует с детьми о весне, о зеленой траве, о красоте зеленого луга, показывает иллюстрации пейзажных композиций.

Вопросы к детям в ходе беседы

— Что изображено на этой картине? (На картине цветы, трава, бабочки.)
— Что еще вы видите? (Мы видим солнышко.)
— Кто помнит, как называются эти цветы? (Это одуванчик. Это колокольчик.)
— Что это у одуванчика? (Это лепестки. Это цветочки.)
— А это что у колокольчика? (Это листики.)
— Какие стебельки у колокольчика? (У него длинные стебельки. Они зеленые.)
— Как можно сказать про цветы, какие они? (Цветы желтые, синие, разноцветные.)
— А еще как можно сказать: цветы какие? (Цветы красивые, весенние.)
— Что делает солнышко весной? (Солнышко греет, светит.)
— А про цветы как можно сказать, что они делают? (Цветы растут. Они цветут.)

Воспитатель следит, чтобы дети правильно строили фразы.

2. Дети рассматривают предложенный им для занятия материал и решают, что можно из него сделать (травку, солнышко), цветы; придумывают название для своей работы («Зеленый луг», «Весенний луг», «Зеленая трава на лугу» и др.).

3. Воспитатель предлагает детям приступить к работе, побуждая их комментировать свои действия.

Вопросы к детям в ходе работы

— Вова, что ты делаешь сейчас? (Я мну салфетку. Я делаю одуванчик. Я делаю колокольчик. Я рву бумагу. Я делаю лучики солнца. Я делаю травинки.)
— Аня, что Миша сейчас делает? (Миша приклеивает листик. Он положил бумагу.)
— У тебя получились ровные полоски?
— А про эти полоски как можно сказать, какие они? (Эти полоски короткие. Это травинки.)
— Как ты прижал полоску? (Я крепко прижал полоску.)
— Чем ты намазала полоску? (Полоски намазала клеем.)
— Ты сейчас что делаешь? (Я делаю колокольчик.)
— Какие цветы у нас получились? (Цветы красивые, желтые, синие, разноцветные.)

Воспитатель оказывает детям практическую помощь, учит работать аккуратно, рвать бумагу на ровные полоски, красиво располагать их на фоне и самостоятельно приклеивать, согласуя свою работу с действиями других детей.

4. Дети любуются сделанной работой, отмечают красивое сочетание желтого и зеленого цветов. Воспитатель говорит, что все они старались.

Вопросы к детям при анализе работы

— Какой луг у нас получился? (Луг красивый, разноцветный, весенний.)
— Какие цветы на лугу цветут, как они называются? (На лугу колокольчики, одуванчики.)
— Кто летает над цветами? (Летают бабочки.)

Занятие № 20. «Ландыши на лесной поляне»

Программное содержание

1. Знакомить детей с изменениями в живой и неживой природе ранней весной.

2. Развивать воображение, учить осваивать действие «опредмечивания» — учить видеть цветы ландыша в белых комочках из мягкой бумаги; завершать пейзажную композицию, дополняя ее элементами до появления органической целостности; использовать изобразительные и композиционные средства выразительности.

3. Учить сминать бумагу пальцами в маленькие тугие комочки. Воспитывать желание работать совместно с воспитателем и сверстниками группы.

4. Воспитывать желание конструировать коллективную композицию, работать сообща в едином темпе.

Задачи речевого развития

1. Ввести в активный словарь: существительные (бумага, салфетка, цветок, стебель, листок, ветка, горошины, ландыши, лес, поляна); прилагательные (белый, зеленый, длинный, короткий, круглый, весенний, душистый, удачный, лесной); глаголы (разорвать, положить, прижать, приклеить, смять, сделать, растет, цветет, пахнет).

2. Учить употреблять падежные окончания существительных, изменяя их в роде, числе, падеже (предложный падеж единственного числа: на поляне, в траве, на стебельке); отвечать полным предложением на вопросы (Что это? Какие? Где? Что делаешь? Как? Чем? Что?); образовывать глаголы настоящего и прошедшего времени единственного и множественного числа (разорвал(а) — разорвали, положил(а) — положили, прижал(а) — прижали, приклеил(а) — приклеили, мну — мнем, делаю — делаем, растет — растут, цветет — цветут, пахнет — пахнут).

Речевой материал

Загадки

Белые горошки
На зеленой ножке.

(Ландыш)

На зеленом шнурочке
Белые звоночки.

(Ландыш)

Е.Серова

Ландыш

Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется: его задень —
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышит луг,
И птицы, и цветы…
Давай послушаем, а вдруг
Услышим — я и ты?

Е.Макшанцева

* * *

Цветочки, как фонарики, на стебельке висят.
У тех цветочков беленьких — чудесный аромат.
Наверно, ты немало видел их весной,
Гуляя по опушке и тропочке лесной.

Демонстрационный материал: аппликация «Ландыши на лесной поляне» — незавершенная фоновая композиция (50х70 см), изображающая несколько цветов ландыша в траве и много стебельков ландыша без цветочков.

Раздаточный материал для каждого ребенка: квадратные листы бумажных салфеток (4х4 см) белого цвета по 15–20 штук.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Воспитатель показывает детям иллюстрации, изображающие ландыши, предлагает рассмотреть цветы, уточняя представления детей о внешнем виде и строении ландыша.

Вопросы к детям

— Как называется это растение (этот цветок)? (Это ландыш.)
— Что это у ландыша? (Это стебелек.)
— Стебелек какой? (Длинный, зеленый.)
— Что у ландыша на стебельке? (Цветочки.)
— Как можно сказать о цветочках, какие они? (Они круглые, белые, маленькие.)
— На что они похожи? (Они похожи на горошины.)
— Что еще есть у ландыша? (У него есть листочки.)
— Листочки какие? (Листочки зеленые, длинные.)
— Ландыши растут в лесу. Про них можно сказать, что они лесные. Как про них можно сказать? (Они лесные.)

2. Затем воспитатель читает стихотворения о ландышах, загадывает загадки; показывает детям фоновую картину и предлагает сделать так, чтобы на поляне появилось много ландышей. Уточняет, что для этого нужно сделать (цветы); объясняет, как можно сделать цветы: скатать бумагу в кулечек.

3. Дети садятся за столы, воспитатель предлагает начать работу с изготовления из мягкой бумаги комочков-цветочков.

Вопросы в ходе работы

— Что лежит на столе? (На столе лежат салфетки.)
— Салфетки какого цвета, какие они? (Салфетки белые.)
— Коля, что ты сейчас взял? (Я взял салфетку.)
— Что ты сейчас делаешь? (Я мну салфетку. Я делаю комочки. Я делаю цветочки, ландыши.)
— Цветочки ландыша какого цвета? (Цветочки белые.)
— Что ты уже сделал? (Я сделал шарик. Я смял салфетку.)
— Аня и Миша, что вы вдвоем уже сделали? (Мы сделали шарики.)
— Что это? (Это цветочки.)
— Какого они цвета? (Они белые.)
— Они большие или маленькие? (Они маленькие.)

Воспитатель предлагает детям перейти к следующему этапу работы — красиво расположить и приклеить белые цветочки на стебельках. Воспитатель помогает детям красиво расположить цветы, чередуя их на стебле.

4. Дети рассматривают получившиеся работы, упражняются в придумывании слов о веселой поляне и красивых цветах (красивые, весенние, душистые), повторяют за воспитателем, что ландыши растут в лесу, на поляне, в траве.

ТЕМА: «НАСЕКОМЫЕ»

Конструирование из строительного материала

Занятие № 19. «Построим красивые ворота и забор вокруг дачи и сделаем клумбы для цветов, куда прилетят пчелы»

Программное содержание

1. Расширять представления детей о наступлении весны, изменениях в живой и неживой природе; о появлении насекомых, первых цветов; о сезонных работах на огороде, в цветнике.

2. Учить детей строить по собственному замыслу варианты конструкций, освоенных на предыдущих занятиях (забор, ворота, цветник); вносить в знакомые конструкции новые элементы. Развивать воображение детей, осваивать действия «опредмечивания» — видеть знакомые объекты в деталях, объединенных определенным образом.

3. Учить строить знакомые конструкции по собственному замыслу из трех-четырех видов строительного материала (кирпичик, куб, полукуб, пластина); соединять детали в вертикальных конструкциях; точно соединять разные части конструкции в целую постройку; зрительно контролировать правильность выполнения конструкции; аккуратно разбирать конструкцию, убирать строительный материал в коробки.

4. Учить детей работать самостоятельно в едином темпе со сверстниками; получать удовольствие от коллективной работы; радоваться процессу и результату своей работы.

Задачи речевого развития

1. Ввести в активный словарь детей существительные (весна, цветок, клумба, дача, кирпичик, пластина, круг, квадрат); прилагательные (маленький, большой, низкий, прямой, тонкий, толстый, квадратный, круглый, прямоугольный, зеленый, длинный); глаголы (растет, цветет, поливает, сажает).

2. Учить понимать вопросы косвенных падежей (предложный падеж с предлогом «на»); согласовывать прилагательные с существительными (синие цветы); отвечать на вопросы (Кто это? Что делает? Что делают? Что это? Какой? Какая? Какие?); образовывать глаголы настоящего времени единственного и множественного числа (сажает — сажают, строит — строят); строить предложения из двух-трех слов.

Речевой материал

В.Гудимов

* * *

Стала теплою погода,
Светит солнце, и природа
Пробудилась ото сна.
В гости к нам пришла… (весна).

Е.Макшанцева

* * *

Красный, желтый, синий цвет —
Лучше нашей клумбы нет.
Хороши цветочки наши,
Возле них мы и попляшем.

А.Рыбина

* * *

Поливает Андрейка
Клумбу из лейки.
На клумбе той растут цветы
Небывалой красоты.

Демонстрационный материал: картинки с весенними пейзажами, с изображением насекомых, людей (взрослых и детей) во время весенних работ в огороде, цветнике.

Раздаточный материал: детали строительного материала, знакомые детям (в достаточном количестве); картонные листы зеленого цвета разной формы — трафарет дачного участка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Воспитатель читает детям стихотворение о весне, рассказывает об изменениях в живой и неживой природе. Дети рассматривают иллюстрации с изображением клумбы с цветами.

Вопросы к детям при рассматривании иллюстраций

— Каким стало солнце весной? Что оно стало делать? (Припекать, греть.)
— Что изображено на этой картине? (Клумба.)
— Что это здесь нарисовано? (Цветы.)
— Цветы какие? (Красивые, разноцветные, синие, красные, желтые.)
— Где растут цветы? (На клумбе.)

2. Воспитатель беседует с детьми о первоцветах; о том, что некоторые цветы весной выращивают в цветниках; о весенних работах в огороде и цветнике на даче.

Вопросы к детям

— Посмотрите, какая красивая клумба! Что это? (Это клумба.)
— Посмотрите, какие красивые цветы! Что делают цветы? (Цветы растут. Цветы цветут.)
— Цветы какие? (Красивые, душистые, красные, желтые, зеленые, разноцветные.)
— Что растет на клумбе?
— Что это вокруг клумбы?
— Зачем вокруг клумбы нужен забор?
— Из чего сделан забор? (Из дощечек.)
— Дощечки какие? (Длинные, широкие.)

3. Воспитатель подводит итог беседе: пришла весна. Весной у людей много работы на дачном участке, в огороде, на цветнике. Предлагает помочь взрослым: построить новый забор с красивыми воротами и сделать разной формы цветники на дачном участке.

4. Дети работают самостоятельно. Воспитатель помогает детям из предложенных трафаретов (картонных листов зеленого цвета круглой, квадратной, прямоугольной формы) выбрать «участок» определенной формы и необходимое количество деталей строительного материала.

Воспитатель поощряет детей, которые сразу определяют, что и где будут строить, органично располагают цветники на трафарете и доводят начатую работу до логического завершения.

Вопросы в ходе работы

— Что ты взял(а)?
— Оля, с чего ты начнешь строить?
— Маша, какие детали ты возьмешь?
— Что ты делаешь сначала?
— Что делает Катя? (Катя делает забор.)
— Катя, какого цвета брусок ты взяла? Какой он? А еще что можно о нем сказать, какой он?
— Что у тебя получилось? Что это?
— Какой у тебя участок, Валя? (Круглый, зеленый.)
— Какой участок у тебя, Вася? (Квадратный, зеленый.)

5. Воспитатель вместе с детьми рассматривает получившиеся работы, хвалит интересные постройки, сконструированные детьми по собственному замыслу.

Вопросы для анализа работ

— Красивые заборчики и ворота мы построили?
— Что тут за забором? (Клумба.)
— Из каких деталей мы построили заборчики? Что мы брали?
— Столбики лежат или стоят?
— Аня, кто сделал эти ворота? (Катя сделала. Петя сделал.)

РИСОВАНИЕ

Занятие № 33. «Красивые жуки»

Программное содержание

1. Расширять представления детей о насекомых — жуках (внешнем виде, строении).

2. Развивать действия замещения реального жука пятном краски и моделировать из него живописное изображение насекомого. Осваивать действия дополнения характерных признаков жука до целостного образа и детализации его для создания выразительной многопредметной композиции; включать в композицию по своему выбору объекты окружающего мира (изображение других насекомых, травы, цветов и ягод).

3. Учить рисовать жука путем увеличения и структурирования исходного пятна, «конструируя» их него выразительное изображение насекомого.

4. Воспитывать у детей желание работать по правилам, выполняя коллективную композицию.

Задачи речевого развития

1. Ввести в активный словарь детей существительные (жук, туловище, крылышки, ножки, глазки, усики); глаголы (ползать, летать, спать); прилагательные (черный, разноцветный, усатый, маленький, большой, круглый, овальный, красный); числительные (один, два, две).

2. Учить правильно употреблять падежные окончания существительных, изменяя их в роде, числе, падеже (родительный падеж множественного числа с предлогом «у», винительный падеж единственного числа, предложный падеж с предлогом «на»); отвечать предложением на вопросы (Кто это? Что делает? Что это? Какой? Какие? Где? На чем? У кого?); согласовывать числительные с существительными (один: жук; одна: голова; два: глазика, усика, крылышка); правильно строить простые предложения из трех-четырех слов (У жука два крылышка. Дайте мне черную краску).

Речевой материал

Н.Нищева

* * *

На ромашке — две букашки,
А на лютике — жучок.
В колокольчике — кузнечик,
На гвоздике — паучок.

Демонстрационный материал: композиция «Цыплята на зеленом лугу», выполненная детьми на предыдущем занятии. Иллюстрации с изображением разных жуков (по цвету, величине и месту обитания).

Раздаточный материал на каждого ребенка: зеленые листы бумаги, краски, кисточка, салфетка, баночки с водой.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Воспитатель рассматривает с детьми иллюстрации, уточняет особенности окраски жуков, их формы, величины, наличия особых деталей, характера движений; учит отвечать простыми предложениями, при необходимости помогает детям при ответах.

Вопросы к детям при рассматривании иллюстраций

— Кто это? Как называется?
— Что это такое у жука? (Это голова, туловище, ножки, усики, крылышки.)
— Какое у жука туловище (по форме, цвету, величине)?
— Какая голова (по форме, цвету, величине)?

2. Детям предлагается рассказать, как можно нарисовать жука, его крылья, глазки, усики. Воспитатель обобщает высказывания детей, напоминает, что из маленького пятнышка краски можно сделать пятно чуть больше, вращая кисть по кругу. Особое внимание обращает на детали в изображении жуков (пятна на крыльях, полоска на спинке, усики, глаза), на изображение элементов растительного мира (трава, цветы, ягоды), которые дети могут изобразить по своему желанию.

3. Самостоятельная работа детей.

Воспитатель поощряет изображение нескольких жуков и создание несложной композиции из нескольких объектов; оказывает помощь отдельным детям в изображении насекомых.

Вопросы к детям в ходе работы

— Миша, кого ты сейчас рисуешь? (Я рисую жука.)
— Какой он (по форме, цвету, величине)?
— А что ты сейчас рисуешь? (Я рисую усики.)
— Сколько усиков у жука? (У жука два усика.)
— Сколько жуков у тебя получилось?

4. Дети самостоятельно находят место своей работе в композиции «Цыплята гуляют в траве».

Вопросы к детям при анализе результатов работы

— Где сидит твой жук? (Жук сидит на дорожке.)
— Где ползет твой жук? (Жук ползет в траве, по земле.)

Организуется анализ детского творчества, чтение стихотворения, рассматривание жуков. Детям предлагается описать любой объект многопредметной композиции, подобрать новое название картине и полюбоваться коллективной работой.

ЛЕПКА

Занятие № 19. «Майские жуки на березе» (коллективная композиция)

Программное содержание

1. Расширять представления детей об изменениях в живой и неживой природе весной, о насекомых, о характерных особенностях внешнего вида майского жука.

2. Развивать воображение, осваивать действия «опредмечивания» — учить видеть майского жука в комке пластического материала округлой формы.

3. Учить лепить жука из двух комков двух величин пластического материала (туловище, голова); раскатывать пластический материал между ладонями круговыми движениями (туловище, голова); прочно соединять детали между собой; использовать стеку для нанесения полоски на спинке жука.

4. Закрепить умения детей работать согласованно, воспитывать самостоятельность при выполнении задания педагога.

Задачи речевого развития

1. Ввести в активный словарь детей существительные (жук, туловище, грудка, крылья, голова, глаза, усы, лапки, ноги); глаголы (летит, жужжит, ползает, раскатывать, скатывать, соединять, прижимать, оттягивать, отщипывать, сплющивать, слепить); прилагательные (маленький, большой, усатый, круглый, широкий, короткий, тонкий, толстый, черный, коричневый); числительные (один, два).

2. Учить употреблять падежные окончания существительных, изменяя их в роде, числе, падеже (родительный и дательный падежи существительных единственного числа); отвечать на вопросы полным предложением (Кто это? Что делает? Что это? Какой? Какая? Какие?); образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (жучок, грудка, крылышки, глазки, усики, ножки); строить предложение из трех-четырех слов (Это большой жук. У жука два крылышка).

Речевой материал

Загадка

Летит, жужжит, шумит,
На землю садится,
А никто не боится.

(Жук)

А.Береснев

Песенка жука

Я веселый
Майский жук.
Знаю все
Сады вокруг,
Над лужайками
Кружу,
А зовут меня
Жу-жу.
Почему зовут
Жу-жу?
Потому что я
Жужжу!

Демонстрационный материал: иллюстрация с изображением майского жука.

Раздаточный материал для каждого ребенка: пластический материал, стека, доски, или клеенки, салфетки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Воспитатель загадывает загадку и предлагает рассмотреть иллюстрацию с изображением майских жуков.

Вопросы к детям при рассматривании иллюстрации

— Кто это?
— Правильно, это жуки. Эти жуки называются майскими жуками.
— Какие они?
— Что у них есть?
— Какого цвета у жуков туловище, крылышки?
— Что у жуков на голове?
— Что жуки могут делать?

2. Воспитатель предлагает детям помочь в выборе приемов лепки для каждой части тела майского жука; рассказать и показать приемы лепки (раскатывание комка пластического материала между ладонями круговыми движениями).

Вопросы при обсуждении техники лепки

— Какой комок мы возьмем, чтобы слепить голову?
— Что мы будем делать, чтобы комок стал круглым?
— Какой комок мы возьмем, чтобы слепить туловище?
— Что надо сделать, чтобы круглый комок стал овальным?
— Что нужно сделать, чтобы получились крылья?

3. Самостоятельная работа детей.

Вопросы к детям в ходе работы

— Настя, что ты сейчас взяла?
— Что ты сейчас делаешь?
— Что это?
— Что у тебя получилось? (Получилась голова. Получился шарик. Получились крылышки.)
— У тебя получилась круглая голова?
— Какая она по форме? Скажи, Настя!
— Какая по величине голова?
— Ты крепко прижала голову к туловищу?
— Как ты прижала голову к туловищу?
— Ты сейчас прижала или придавила, что ты сделала?
— К чему ты прижала голову?
— Что ты сейчас делаешь? (Леплю, скатываю, соединяю, прижимаю.)
— Сколько крылышек у жука? (У него два крылышка.)
— Какие у жука крылышки?
— Какая голова получилась у твоего жука? А еще как можно сказать, какая она?
— Твой жук какой?
— Сколько лапок у жука? (Много лапок.)

3. Воспитатель предлагает детям рассмотреть жуков, отметить тех, кто выполнил работу без подсказок взрослого, и спеть песню о жуке.

Вопросы при анализе работ

— У кого получился самый красивый майский жук?
— У кого получился самый большой жук? (У Вани большой жук.)
— Кого мы слепили? (Мы слепили жуков.)
— Сколько жуков мы слепили — мало или много?
— Перечислите, что есть у ваших жуков. (Головки, грудки, лапки, глазки, крылышки.)
— Кто из ребят работал особенно аккуратно?

МАЙ. ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ

ТЕМА: «ИГРУШКИ»

Конструирование из строительного материала

Занятие № 20. «Красивая улица для кукол»

Программное содержание

1. Расширять представления детей об улице.

2. Стимулировать создание детьми собственных вариантов построек, освоенных на предыдущих занятиях (дом, машина, дорога); внесение в знакомые конструкции новых элементов. Развивать воображение детей, осваивать действия «опредмечивания» — видеть знакомые объекты в деталях, объединенных определенным образом в конструкцию.

3. Учить строить знакомые конструкции по собственному замыслу из трех-четырех видов строительного материала (кирпичик, куб, брусок, пластина); соединять детали в вертикальных конструкциях; точно соединять разные части конструкции в целую постройку; зрительно контролировать правильность выполнения конструкции; аккуратно разбирать конструкцию, убирать строительный материал в коробки.

4. Учить детей работать самостоятельно в едином темпе со сверстниками; принимать участие в коллективной работе.

Задачи речевого развития

1. Ввести в активный словарь детей существительные (улица, дом, машина, дорога, кирпичик, кубик, брусок, пластина); прилагательные (маленький, большой, низкий, прямой, тонкий, толстый, красный, одинаковый, высокий, разные, синий, желтый, зеленый); глаголы (едет, стоит, возит, строит, положить, убрать); наречия (много, мало); местоимения (мой, моя).

2. Учить изменять падежные окончания существительных в роде, числе, падеже (именительный и родительный падежи множественного числа); употреблять простой предлог «по»; согласовывать местоимения «мой», «моя» с существительными (мой дом, моя машина); отвечать на вопросы (Кто это? Что делает? Что делают? Что это? Какой? Какая? Какие? Сколько?); строить предложения из двух-трех слов.

Речевой материал

В.Нищев

* * *

По городу трамваи, троллейбусы идут,
Их по своим маршрутам водители ведут.
Спешишь ли в гости к другу, иль в школу на урок,
Они без опоздания тебя доставят в срок.

К.Чолиев

* * *

Шуршат по дорогам веселые шины,
Спешат по дорогам машины. Машины…
А в кузове важные, срочные грузы…
Цемент и железо, изюм и арбузы.
Работа шоферов трудна и сложна,
Но как она людям повсюду нужна!

Демонстрационный материал: картинки с изображением улицы (дома, транспортные средства, люди).

Раздаточный материал на каждого ребенка: детали строительного материала, знакомые детям (в достаточном количестве).

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Воспитатель рассказывает детям, что на улице много разных домов — высоких и низких. Они стоят по обеим сторонам улицы. Возле домов растут красивые деревья. По дороге ездит транспорт, по тротуару ходят пешеходы. Пешеходы переходят улицу по подземным переходам.

Затем воспитатель выясняет представления детей о правилах дорожного движения.

Вопросы к детям в ходе беседы об улице

— Что это? (Это дома, деревья, улица.)
— Кто ходит по улице? (Люди, дети.)
— Что еще можно увидеть не улице? Продолжите фразу: по дороге едут… (машины). Машин на улице мало или много? (Машин на улице много.)
— Продолжите фразу: возле домов растут… (деревья). Деревьев вдоль улицы мало или много? (Много деревьев.)

2. Затем воспитатель показывает детям картинки с изображением улицы и предлагает рассказать о ней, отметить характерные особенности домов.

Вопросы для составления рассказа

— Посмотрите, дети, какие дома стоят на улице?
— Какие это дома? (Высокие.)
— А это? (Низкие.)
— Какие деревья растут вдоль улицы? (Большие, высокие.)
— Какие машины едут по улице?

3. Воспитатель предлагает всем детям построить много красивых домов, дорогу и машины. Каждый ребенок определяет, что будет строить, и выбирает необходимое количество деталей строительного материала для работы. Воспитатель поощряет детей, которые не только знают, что строить, но и быстро приступают к работе.

Вопросы в ходе работы

— Что ты делаешь, Петя? (Я строю дом.)
— Какой у тебя дом? (Высокий дом.)
— Сколько домов? (Много домов.)

4. В конце занятия все конструкции объединяются в красивую улицу.

Воспитатель привлекает детей к анализу результатов работы.

Вопросы к детям в ходе анализа

— Сколько машин на нашей улице? (Много, мало.)
— Где едут машины? (Машины едут по дороге. Машины едут по улице.)
— Какая дорога на нашей улице — узкая или широкая?
— У кого получился самый высокий дом? (У Пети.)
— Кто построил красный дом? Чей это дом? (Это мой дом.)
— Сколько машин на нашей улице? (Много, мало.)
— Какие машины едут по улице? (Грузовые, легковые.)

РИСОВАНИЕ

Занятие № 34. «Неваляшки»

Программное содержание

1. Расширять представления детей об игрушке-неваляшке (строении, цвете, форме, величине).

2. Развивать действия замещения реальной игрушки круглыми пятнами краски и моделирования из них живописного изображения неваляшки. Осваивать действия дополнения характерных признаков игрушки до целостного образа и детализации его для создания выразительного изображения.

3. Осваивать навыки рисования игрушки конструкторским способом.

4. Воспитывать интерес к рисованию любимых игрушек.

Задачи речевого развития

1. Ввести в активный словарь детей существительные (неваляшка, рубашка, платье, шапочка, платок, сарафан, пуговицы, кармашек, глаза, рот, нос, щеки); глаголы (рисовать, играть, танцевать, петь); прилагательные (круглая, вытянутая, маленькая, большая, широкая, узкая, тонкий, толстый, красная, зеленая, синяя, желтая, розовая).

2. Учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе в косвенных падежах (предложный падеж единственного числа); отвечать предложением на вопросы (Кто это? Что это? Какой? Какая? Какие?); правильно строить простые предложения из трех-четырех слов (Я нарисовал неваляшку).

Речевой материал

З.Петрова

* * *

Мы — милашки,
Куклы-неваляшки,
Круглые мордашки,
Яркие рубашки.

Демонстрационный материал: иллюстрации с неваляшек.

Раздаточный материал для каждого ребенка: гуашь пяти цветов, кисти, баночки с водой, салфетки, листы бумаги.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Воспитатель читает детям стихотворение о неваляшках, рассматривает с ними игрушки и картинки.

Вопросы к детям в ходе беседы

— Как называется эта игрушка? (Неваляшка.)
— Какой она формы?
— Сколько круглых форм в одной игрушке?
— Одинаковые ли они по величине?
— Отличаются ли неваляшки друг от друга?
— Чем украшены неваляшки?
— Что есть на лице у каждой неваляшки?
— Как можно ласково назвать неваляшек?

2. Воспитатель предлагает детям подумать и сказать, как рисовать неваляшку; обобщает ответы детей и предлагает приступить к работе.

3. Самостоятельная деятельность детей: закрепление приемов рисования матрешки конструкторским способом (по частям); прорисовки деталей (пуговиц на рубашке, глаз и губ на лице).

Воспитатель помогает детям в подборе цвета гуаши на разных этапах работы.

4. Проводится анализ детских работ.

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru