Продолжение. Начало см. № 11, 12, 13/2009
Книжка 4-я
В САДУ ОСЕНЬЮ
Рядом с домом, где жили Наташа и Коля, был
большой сад. В этом саду было много старых,
высоких деревьев. Были дубы, тополя, липы, березы,
две сосны и одна елка. Дети каждый день играли в
этом саду; только в дождик они сидели дома. Летом
дети уезжали в деревню, а осенью, зимой и весной
им было очень хорошо в саду.
В
осени три месяца: сентябрь, октябрь и ноябрь.
В сентябре еще бывало тепло, и солнце
светило часто; трава еще была зеленая, и было
немного цветов; но листья на деревьях начинали
уже желтеть, краснеть, буреть и тихо падать на
землю.
В
октябре солнце светило еще реже и очень мало
грело. Дул ветер, часто шел дождь. Трава вся стала
желтая и бурая, цветов совсем не стало. Сыпались
листья с деревьев и от ветра неслись по дорожкам
сада.
В ноябре очень часто шел дождь, небо
серое, солнце показывалось совсем редко. С
деревьев слетели все листья; деревья стояли
голые. Только сосны да елки зеленые. Вся земля в
саду покрылась сухими листьями.
В
саду гуляли еще и другие дети из того же дома.
Были две девочки: Таня и Надя, и два мальчика:
Сережа и Лева. Эти дети ходили в тот же детский
сад, только Лева был старше всех и ходил уже в
школу. Коля и Наташа были дружны с этими детьми.
Они вместе бродили по саду, вместе играли. Дети
собирали сухие листья и делали из них гирлянды.
Наташе
папа дал большую, толстую тетрадку, и она
наклеивала в нее самые красивые листья. Листья
клена были темно- желтые и красноватые, листья
дуба — золотисто-коричневые и бурые, листья
тополя — зеленовато-коричневые, листья березы —
желтые, как золото.
Дети собирали плоды клена. Они были
похожи на крылышки, потому и называются
крылатками. В каждом крылышке по зернышку. Наташа
вынула одно такое сухое зернышко, посадила в
горшок с землей и поливала его водой. Зернышко
разбухло, пустило росток; в землю пошел корень,
кверху стебель; развернулись два листочка, потом
еще два, и вышел маленький кленок.
Наташа его очень любила, поливала,
очищала землю. Зимой она ставила свой кленок в
холодное место. Наташа видела, что зимой на земле
в их саду везде около деревьев лежит снег; она и
Коля приносили снег из сада в железных ведерках и
обкладывали им и свой кленок.
Коля
и Наташа собирали в саду желуди. Желуди падали с
дуба. Наташа очищала с желудей толстую кожуру, а
мама поджаривала ядрышки в духовой печке, молола
в кофейной мельнице, и дети пили желудёвый кофе с
молоком.
Коля положил несколько желудей в
коробочку и спрятал ее в шкаф. Он играл желудями:
строил из кубиков железную дорогу, а желуди были
товары и пассажиры.
Наташа и Коля приносили в сад свои
мячики и вожжи, Таня приносила скакалку, Надя —
обруч, Лева и Сережа — серсо и вожжи. Дети очень
весело играли всеми этими игрушками, но любимыми
их играми были прятки и дикие лошади.
Прятались за деревьями, за кустами, в
старой беседке. Коля и Надя были самые маленькие,
и им было легче всех спрятаться. Коля умел лучше
прятаться, и его часто долго не могли найти.
В дикие лошади играли так: один из детей
был хозяином, а все остальные — дикие лошади.
Дикие лошади бегали по всему саду, прятались за
деревьями. Лошадей всегда было очень трудно
ловить, потому что они были дикие, вырывались и
убегали.
Лучше всех ловили Наташа и Лева: они были
самые большие и хорошо бегали. Когда Коле или
Наде приходилось быть хозяевами, им давали
помощников; тогда было два хозяина, и им было
легче ловить лошадей.
В старой беседке была конюшня. Каждую
пойманную лошадь хозяин привязывал веревкой к
столбику в конюшне. Лошади ржали, фыркали, били
ногами, старались укусить одна другую: они ведь
были дикие. Но убегать из конюшни лошади не смели,
такое было правило в игре.
Когда все лошади были пойманы, хозяин
запрягал каждую по очереди и ездил на ней до тех
пор, пока она не становилась совсем смирной. Все
лошади становились смирными, и игра кончалась.
Погода делалась все хуже и хуже, дождь
шел почти каждый день. Дети выходили в сад редко.
В саду стояли большие лужи. Наташа делала из
бумаги кораблики, и дети пускали их по лужам.
Бумажные кораблики очень скоро размокали и
тонули. Тогда Наташа и другие дети стали делать
лодочки из щепочек. Эти лодочки очень хорошо
плавали по лужам и не тонули. Наташа приделывала
к ним паруса из тряпочек.
Мама велела детям надевать калоши. Дети
очень не любили калош, особенно Коля: в них было
тяжело бегать.
Один раз Коля не надел калош и выбежал в
сад. Прибежал Сережа, тоже без калош. Мальчики
стали пускать лодочки по самой большой луже в
саду. Дул сильный ветер, и от ветра воду в луже
рябило; похоже было на маленькие волны. «Совсем
как в море», говорил Сережа: он видел настоящее
море, а Коля видел его только на картинке. Дети
очень радовались.
Ветер подул сильнее, две лодочки отплыли
далеко и одна перевернулась. Коля и Сережа
прыгнули в лужу спасать свои лодочки. Они
схватили лодочки и выскочили, но ноги их были
совсем мокрые; и сапоги и чулки промокли
насквозь; вода так и текла из сапог. Мальчики не
пошли домой, а еще побегали по саду.
Мамы и Наташи не было дома: они пошли за
покупками в лавку. Коля сразу не снял мокрых
сапог и чулок. Пришла мама, увидела Колины мокрые
ноги, побранила его, поскорее сняла с него сапоги
и чулки, вытерла ноги досуха полотенцем и дала
ему надеть сухие чулки и теплые туфли.
Ночью у Коли разболелась голова, и он
плохо спал, стонал; ему было холодно, и в носу и в
горле ужасно щекотало; он часто чихал и кашлял.
Мама встала, наклонилась над Колиной
кроваткой, потрогала рукой его голову.
– Простудился мой непослушный мальчик,
– сказала она грустно.
Мама укрыла Колю потеплее, зажгла
машинку «примус» и сварила ему сладкое питье;
дала ему проглотить порошок и запить теплым
питьем, посидела у его кроватки, и Коля заснул
спокойно.
На другой день было воскресенье, и
погода была лучше: дождь не шел, и не было ветра,
но Коля должен был лежать в постели, и дети с
мамой не могли поехать к бабушке.
Коле было скучно, но мама старалась
почаще сидеть у его кроватки и рассказывала ему
очень интересные истории про то, как она и дядя
были маленькими и как они тогда жили. Наташа
вырезывала Коле из бумаги зверей и человечков, и
Коля перестал скучать.
На другой день Наташа пошла одна в
детский сад, а Коле мама велела еще лежать в
постели.
Коля стал плакать, ему было очень скучно;
но тут вдруг вошла бабушка. Бабушка беспокоилась,
что дети вчера не приехали, и приехала сегодня
сама. Она весь день просидела с Колей. Дядя
приехал вечером за бабушкой и нарисовал Коле
несколько картинок. Коля подумал: «иногда хорошо
и поболеть».
На другой день Коля встал с постели, а
скоро пошел и в детский сад и бегал с детьми по
своему саду.
Ноябрь кончался. В самый последний день
ноября, тридцатого числа, дети проснулись и
увидели в окно, что крыши домов слегка покрыты
чем-то белым, точно посыпаны мукой.
– Это иней, – сказала мама. – По ночам
теперь бывают морозы, скоро начнется зима, будет
холодно и снег.
– И мы будем кататься на салазках в саду,
– сказала Наташа.
Коля запрыгал от радости.
Продолжение следует