Продолжение. Начало см. в № 6, 7, 8, 9/2010
Формирование грамматического строя
устной речи дошкольника включает работу над
морфологией, словообразованием и синтаксисом.
Морфология — это изменение слов.
Например, имена существительные изменяются по
числам и падежам; имена прилагательные — по
числам, родам и падежам; глаголы — по лицам,
числам и родам и т.п.
Словообразование — это создание
нового слова на базе другого с помощью
специальных средств.
Синтаксис — это сочетаемость и
порядок следования слов, построение простых и
сложных предложений.
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ
РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Обучение правильному употреблению
формы слова
У детей младшего дошкольного возраста
большой удельный вес занимает работа над
развитием понимания и использования в речи
грамматических средств, активный поиск ребенком
правильной формы слова.
Обучение изменению слов по падежам, согласование
существительных в роде и числе проводится в
специальных играх и упражнениях (маленькая
лошадка, длинный хвост, длинные уши).
В играх с предметами («Чего не стало?», «Чего нет у
куклы?») дети усваивают формы родительного
падежа единственного и множественного числа.
Игра «Чего не стало?»
Детям предлагается закончить
предложение.
— Были утята. Не стало… (утят).
— Были котята. Не стало… (котят).
— Были ребята. Не стало… (ребят).
(Они убежали смотреть на котят.)
— Были игрушки. Не стало… (игрушек).
— Были подушки. Не стало… (подушек).
— Были лягушки. Не стало… (лягушек).
(В соседнем пруду отыскали подружек.)
Игра «Чего нет у куклы?»
Детям предлагается коротко ответить на
вопрос.
— Есть ли у нашей куклы тапочки?
— Нет тапочек.
— Есть ли у нашей куклы шапочка?
— Нет шапочки.
— Есть ли у нашей куклы бантик?
— Нет бантика.
— Есть ли у нашей куклы зонтик?
— Нет зонтика.
Игры с матрешкой
Взрослый подбирает пары предметов:
матрешка с вкладышами, большая и маленькая
пирамидки, ленточки (разного цвета и разного
размера — длинная и короткая), лошадки (или утята,
цыплята).
Сначала взрослый предлагает детям рассмотреть
игрушки:
— Что это?
— Матрешка.
— Давайте посмотрим, что у матрешки внутри. Еще
матрешка. Она меньше или больше первой?
— Меньше.
— Теперь посмотрите на пирамидки, какие они? Одна
— большая, другая — ... (поменьше, маленькая).
Аналогично рассматриваются другие
игрушки.
Запомните, какие предметы на столе. Здесь
матрешки, пирамидки, ленточки, утята. Сейчас вы
закроете глаза, а я буду прятать игрушки, затем вы
скажете, каких игрушек не стало (матрешек,
пирамидок, ленточек). «Кого не стало?» (лошадок,
утят, цыплят). В конце убираются все игрушки,
детей спрашивают: «Чего не стало?» (игрушек).
Активизация пространственных предлогов
(в, на, за, под, около) одновременно подводит
ребенка к употреблению правильных падежных форм
(в шкафу, на стуле, за диваном, под столом, около
кровати).
Игра «Где игрушка?»
Игра помогает освоить принципы
употребления пространственных предлогов.
Педагог помещает игрушку рядом с ящичком (в
ящичке, за ящичком, на ящичке и т.п.; в шкатулке, за
шкатулкой, около шкатулки, над шкатулкой и т.п.) и
спрашивает:
— Где игрушка?
Дети должны сказать, где находится игрушка по
отношению к заданному предмету. Отвечая на
вопрос, нужно правильно употребить предлог.
Статья опубликована при поддержке развлекательного центра "Галактика". В широкий спектр предложений центра входят организация и проведение вечеринок, праздников, мероприятий, боулинг-центр, караоке-клуб, lounge bar, спорт-бар, банкеты, фуршеты,. Узнать подробную информацию, цены и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.galaktica.ru/korporativnie_vecherinki/
Игра «Прятки»
На столе расставляется кукольная
мебель: стол, стул, диван, шкаф, кровать.
— В этой комнате живет девочка. Ее зовут... (дети
дают ей имя, например, Света). Здесь ее комната.
Назовите все предметы. Как их назвать одним
словом? (Мебель.) К Свете в гости пришли друзья.
Это... котята, зайчата, лягушата. Стали они играть
в прятки. Котята залезли под... (кровать), лягушата
прыгнули на... (диван), зайчата спрятались за…
(шкаф).
Света стала искать зверят. На стуле нет, под
столом нет, около дивана нет. Помогите Свете
найти малышей. Где котята? Где лягушата? Куда
спрятались зайчата?
А если бы кто-то из вас стал прятаться, куда бы вы
залезли, чтобы вас долго не находили?
Игра повторяется несколько раз.
Малыши прячутся в разные места, которые называют
сами дети. Котят можно спрятать... Лягушонок решил
спрятаться... А в конце котята так далеко
спрятались, что Света долго их искала, затем
попросила: «Подайте голос!» Котята стали...
(мяукать). Как они мяукали? (Мяу-мяу.) Лягушата
стали... (квакать). Как они квакали? (Ква-ква.)
— Давайте расскажем, как Света играла со своими
друзьями в прятки. Однажды к Свете... (пришли
друзья). Стали они... (играть в прятки). Котята
залезли... (под кровать), лягушата прыгнули... (на
диван), а зайчата спрятались... (за шкаф). А Света...
(всех нашла).
Особое место занимает работа с
глагольной лексикой. Необходимо научить детей
правильно употреблять форму повелительного
наклонения глаголов единственного и
множественного числа (беги, лови, потанцуйте,
покружитесь), спрягать глагол по лицам и числам
(бегу, бежишь, бежит, бежим); образовывать
видовые пары глаголов (один ребенок уже встал, а
другой только встает; один умылся — другой
умывается, один оделся — другой одевается). Для
этого проводятся разнообразные игры.
Игра «Летает — не летает»
Детям предлагается закончить
предложение.
— Птичка… (летает).
— Рыбка… (не летает).
— Самолет… (летает).
— Машина… (не летает).
— Вертолет… (летает).
— Поезд… (не летает).
— Муха… (летает).
И т.д.
Игра «Я, ты, он, она»
Педагог называет местоимение. Дети
должны правильно подобрать глагольную форму.
— Я сижу.
— Ты… (сидишь).
— Он… (сидит).
— Мы… (сидим).
И т.д.
Продолжение следует