Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №11/2010
В предыдущих номерах мы знакомили читателей с системой игр и упражнений для формирования звуковой культуры речи и расширения словаря дошкольников, разработанной доктором педагогических наук Оксаной Ушаковой.   В этом номере мы расскажем о том, что такое развитие грамматического строя языка дошкольников и какие упражнения могут этому способствовать.

Культура речи дошкольника

Продолжение. Начало см. в № 6, 7, 8, 9, 10/2010

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Публикация статьи произведена при поддержке журнала «Детский Вопрос». Посетив официальный сайт журнала «Детский Вопрос», который располагается по адресу http://www.detskiyvopros.ru, Вы найдете большое количество статей и полезных материалов, которые расскажут о том, как обучать ребенка, где можно провести выходные с детьми, как развить у ребенка ум и сообразительность, и о многом другом. Детский журнал для родителей «Детский Вопрос» будет полезен и интересен всем мамам и папам, которым не безразлично как растет и развивается их ребенок.

Игра «Поручения»

В гости к ребенку на машине приезжают игрушки: мышка, мишка.
— Хочешь, чтобы Мишка покатал мышку. Надо попросить его: «Мишка, поезжай!» А сейчас ты попроси Мишку, чтобы он спел, потанцевал, а мышке скажи, чтобы она спряталась, помахала лапкой, покружилась. (Мышка, помаши лапкой! Мишка, спой!)
Можно давать мышке и мишке разные задания: попрыгать, поскакать, побегать, поиграть и т.п.
Большая работа проводится по обучению разным способам словообразования. Так, наименование животных и их детенышей, предметов посуды образуется с помощью разных суффиксов (заяц – зайчонок – зайчата; сахарница – хлебница).

Игра «У кошки — котенок»

Детям предлагается закончить предложение.

У кошки — котенок.
У лисы — … .
У зайца — … .
У волка — … .
И т.д.

Отрабатывая суффиксальный способ образования слов, не нужно использовать пары с разными корнями. Например, «собака — щенок», «корова — теленок». Их лучше оставить для другой игры.

Игра «Чаепитие»

Воспитатель говорит, что у медвежонка сегодня праздник. Он пригласил в гости своих друзей — мышонка и зайчонка. Сначала они поиграли, а затем Мишутка пригласил всех к столу — попить чаю. Поставил на стол чашки, блюдца, чайник, конфеты, сахар, салфетки, сухари, да все перепутал: конфеты положил на блюдце, салфетки — в чашку, а сахар и сухари — прямо на стол. Мышка сразу заметила, что не все в порядке на столе, да сама точно не знала, куда что надо положить. Давайте поможем друзьям! Сахар кладут в сахарницу, конфеты... (в конфетницу), сухари... (в сухарницу), а салфетки... (в салфетницу). Пошли гости руки мыть. Сначала открыли кран с горячей водой, затем с холодной, и потекла из крана какая вода? (Теплая, прохладная.) Помыли малыши руки, а Миша их приглашает: «Садитесь, пожалуйста, за стол, будем чай пить!» Взял Миша в руки блюдце, поставил на него чашку, стали малыши пить чай. Когда попили, мышка сказала медвежонку спасибо тоненьким голосочком: «Пи-пи-пи, спасибо тебе, Миша!» Зайчонок тоже поблагодарил его.

Игра «Что? Где? Когда?»

В игре «Что? Где? Когда?» задаются вопросы в трех вариантах:

  • «Что вы делаете в группе? В зале? Дома?»

  • «Где вы играете? Спите? Умываетесь?»

  • «Когда вы здороваетесь, прощаетесь, раздеваетесь?»

Такие упражнения можно проводить на улице, спрашивать о временах года, о знакомом ребенку окружении.
Обучение изменению слов по падежам, согласование существительных в роде и числе проводится в специальных играх и упражнениях (маленькая лошадка, длинный хвост, длинные уши).
При назывании действий объекта (предмета) или действий с этим предметом детей учат видеть начало, середину и конец действия, для этого проводится игра с картинками («Что сначала, что потом?»). На одной картинке девочка кормит куклу, на другой — моет посуду. Дети не только называют действия (кормит, моет), но и могут рассказать о девочке, как она играла с куклой. Действия на картинках могут быть самые разные (спит — делает зарядку, обедает — моет посуду).

Игра «Закончи предложение»

Взрослый начинает предложение, а ребенок заканчивает: Оля проснулась и... (пошла умываться, чистить зубы, делать зарядку). Коля оделся и... (пошел гулять, играть в футбол, вышел на улицу). Зайчик испугался и... (спрятался в кусты, задрожал, помчался прочь). Ира обиделась и… (заплакала, не стала разговаривать с детьми). Незавершенность предложений взрослый подсказывает интонацией.
Детей знакомят также со способами образования звукоподражательных глаголов (воробей чик-чирик — чирикает, утка кря-кря — крякает, лягушка ква-ква — квакает).
На материале наименования игры на музыкальных инструментах детям показывается способ образования глаголов при помощи суффиксов: на барабане — барабанят, на дудочке — дудят, на трубе — трубят, а на гитаре и гармошке играют. Такие вопросы, как: «Что будет делать зайчик, если возьмет в руки барабан? Дудочку? Трубу?» — подводят детей к пониманию, что игра на музыкальных инструментах — это действие, и оно имеет свое название.

Игра «Оркестр»

Для этой игры понадобятся игрушечные музыкальные инструменты — барабан, балалайка, гармонь, дудочка, звоночки.
К детям в гости приходит заяц и загадывает загадки из книги Э.Мошковской «Какие бывают подарки»:

Ой, звенит она, звенит,
В руки ты ее возьмешь,
Всех игрою веселит,
То растянешь, то сожмешь.
А всего-то три струны —
Звонкая, нарядная —
Ей для музыки нужны —
Русская, двухрядная.
Кто такая?
Отгадай-ка!
Заиграет, только тронь.
Это наша... (балалайка).
Как зовут ее? (Гармонь.)

Что звоночки делают? (Звенят.)
Что погремушки делают? (Гремят.)
Что барабан делает? (Барабанит.)
Что дудочки делают? (Дудят.)

В работе над синтаксисом детской речи необходимо развивать умение строить разные типы предложений — простые и сложные. Использование игровых сюжетов помогает детям заканчивать предложение.

Игра «Что умеет делать Гена?»

Взрослый начинает: «Гена умеет... пол (подметать), цветы (поливать), посуду (мыть, вытирать)».
Детям предлагаются картинки, и они называют действия персонажей, видимые и воображаемые, т.е. перечисляют однородные члены предложения, составляя предложения по картине, строят распространенные и сложные конструкции, связывая их по смыслу, используя разные средства связи.

Игра «Кто что умеет делать?»

Детям показывают картинки животных. Нужно сказать, что животные любят делать, как кричат. Например, кошка — мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, ловит мышей, играет с клубком; собака — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает.
У этой игры много разных вариантов: воробей чирикает, петух кукарекает, свинья хрюкает, утка крякает, лягушка квакает.

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru