РУБРИКИ
N06 (103), 15-28.02.2003
ССЫЛКИ 

Архив

Архив

Детский мир

Лаборатория

Рабочий стол

Будь здоров, расти большой

Книжный шкаф

Педагогическое ассорти

Занавес открывается

Разное

Психологическая школа

Курсы повышения квалификации

Школа управления



Тема номера:

Лечебная педагогика. Еще один взгляд на ребенка

Слова «особый ребенок» сегодня уже стали нормой педагогического языка. За то время, что мы к ним привыкали, выяснилось: с особыми детьми работают самые лучшие специалисты, самые талантливые педагоги. На той каменистой почве, где им приходится трудиться, они порой умеют вырастить такие чудесные цветы, которые нам в обычной педагогической жизни и не снились.
У лечебных педагогов можно многому поучиться: их бесконечному терпению, умению всматриваться в ребенка, отсутствию суетности… Не говоря уже о методах и методиках: придуманные и отработанные для очень сложных случаев, они могут оказаться полезными и в работе с обычными детьми. Ведь четкой границы между нормой и паталогией нет. Все дело в количественных показателях проблем.
Начиная с апреля нынешнего года в нашей газете будет регулярно появляться приложение, посвященное опыту работы с особыми детьми.
Этим номером мы открываем тему.

Есть имена, которые с одинаковым почтением произносят и врачи, и педагоги. Одно из таких имен принадлежит «отцу русской хирургии»

Николаю Ивановичу Пирогову.

Н.И. Пирогов

В 1856 году Н.И. Пирогов написал статью, посвященную воспитанию. Называлась она «Вопросы жизни». Главной идеей статьи была мысль о том, что «все, готовящиеся быть полезными гражданами, должны сначала научиться быть людьми». Чтобы на опыте установить, как же надо воспитывать в школе человека, Пирогов ушел из академии, где занимался научной медициной, и занял должность попечителя Одесского учебного округа. Грубо говоря, сменил профессию врача на профессию педагога. (Сегодня это кажется невероятным, а тогда было довольно распространенным явлением. Примерно в это же время граф Лев Толстой начал преподавать грамоту в яснополянской школе.) В это время Пирогов пишет еще одну статью — «Нужно ли сечь детей и сечь в присутствии других детей?».
Если учесть, что розги были в то время обязательной реалией школьной жизни (как сегодня отметка или замечание в дневнике), что воспитание и обучение без них и представить себе было нельзя, эта статья была поистине революционной.
Но педагогическая карьера Пирогова не была столь же успешной, как медицинская. Сменив несколько раз место работы, он вынужден был уйти в отставку и на время уехал из страны. Во время своей заграничной «командировки» он снова взялся за скальпель — в частности, оперировал и вылечил раненого Гарибальди.
Слава его как медика росла. Что касается педагогической деятельности…
В 1864 году, спустя почти десять лет после статьи Пирогова, в российских школах была запрещена порка.

(По книге С.Соловейчика «Час ученичества». М., 1972.)

На вкладке: рекомендации Центра Венгера по организации работы психолога в детском саду

Содержание

<

Издательский дом  «Первое сентября» 
Подписка 
Рекламодателю 
Наши 
координаты 

Подшивка 2000-2019 



Редколлегия 
Главный редактор 
Дмитрий ТЮТТЕРИН 
Компьютерная вёрстка 
М.МИНАЕВ 
Корректор 
Е.ВОЛОДИНА 

Почтовый адрес: 121151, Москва, ул. Платовская, д. 4;
Телефон: +7 (495) 637-82-73
Электронный адрес: periodical@1sept.ru
Журнал Издательского дома «Первое сентября»
Рейтинг@Mail.ru
© «Первое сентября» 
 
Рейтинг@Mail.ru