Есть имена, которые с
одинаковым почтением произносят и врачи, и
педагоги. Одно из таких имен принадлежит «отцу
русской хирургии»
Николаю Ивановичу Пирогову.
В 1856 году Н.И. Пирогов написал статью,
посвященную воспитанию. Называлась она «Вопросы
жизни». Главной идеей статьи была мысль о том, что
«все, готовящиеся быть полезными гражданами,
должны сначала научиться быть людьми». Чтобы на
опыте установить, как же надо воспитывать в школе
человека, Пирогов ушел из академии, где
занимался научной медициной, и занял должность
попечителя Одесского учебного округа. Грубо
говоря, сменил профессию врача на профессию
педагога. (Сегодня это кажется невероятным, а
тогда было довольно распространенным явлением.
Примерно в это же время граф Лев Толстой начал
преподавать грамоту в яснополянской школе.) В это
время Пирогов пишет еще одну статью — «Нужно ли
сечь детей и сечь в присутствии других детей?».
Если учесть, что розги были в то время
обязательной реалией школьной жизни (как сегодня
отметка или замечание в дневнике), что воспитание
и обучение без них и представить себе было
нельзя, эта статья была поистине революционной.
Но педагогическая карьера Пирогова не была столь
же успешной, как медицинская. Сменив несколько
раз место работы, он вынужден был уйти в отставку
и на время уехал из страны. Во время своей
заграничной «командировки» он снова взялся за
скальпель — в частности, оперировал и вылечил
раненого Гарибальди.
Слава его как медика росла. Что касается
педагогической деятельности…
В 1864 году, спустя почти десять лет после статьи
Пирогова, в российских школах была запрещена
порка.
(По книге С.Соловейчика «Час
ученичества». М., 1972.) |